Эффективное функционирование производственной деятельности локомотивных депо во многом зависит от труда работников, занятых производственной деятельностью, их профессионализма и заинтересованности в результатах своего труда. В связи с этим в управленческой деятельности должна использоваться современная система стимулирования, в которой на первое место ставится «человеческий фактор».
В основу бюджетного управления в рамках ОАО «РЖД» положен механизм бюджетно-рыночной мотивации, предусматривающий дополнительное мотивационное финансирование за достигнутые результаты по снижению себестоимости перевозок и удельных расходов на выполнение отдельных видов с целью повышения экономической эффективности по всем видам деятельности.
Стимулирование труда работников традиционно выступает в двух организационных формах: положительный стимул (поощрение) – результат, повышающий уровень удовлетворения потребностей, и отрицательный стимул (взыскание, наказание) – результат, снижающий уровень удовлетворения потребностей (неполучение премии, отсутствие роста заработной платы). При этом меры воздействия со стороны работников аппарата управления могут быть административными (когда результат достигается за счет организации или распорядительства) или экономическими (когда интересы работника совпадают с интересами компании).
Основой эффективной системы стимулирования в локомотивных депо на принципах системы «стандарт-кост» должна быть такая форма вознаграждения работников, при которой вознаграждение по итогам работы подразделения (центров затрат разных уровней) формируется в случае возникновения положительной разницы между установленными стандартными и фактическими результатами, и распределяется между компанией и сотрудниками элементарных и укрупненных центров ответственности.
Поэтому при разработке системы стимулирования в локомотивном депо следует исходить из того, что она должна:
предусматривать поощрения за конкретные показатели, на которые работники оказывают непосредственное воздействие и которые наиболее полно характеризуют участие каждого работника в решении стоящих перед ним задач;
устанавливать меры поощрения за успехи в труде таким образом, чтобы за достигнутые высокие результаты применялись более значимые меры поощрения;
обеспечивать уверенность в том, что при условии выполнения принятых обязательств работники будут поощрены в соответствии с достигнутыми результатами;
усиливать заинтересованность каждого работника в постоянном улучшении его производственных показателей.
Причем при формировании такой системы мотивации труда работников в локомотивном депо предполагается использование обоснованных норм и нормативов расхода материальных ресурсов исходя из комплекса работ, выполняемых работниками центров затрат. Система мотивации в случае нормирования затрат обеспечивает взаимосвязь оценки достигнутых результатов в элементарных центрах затрат с конкретными профессионально-квалификационными группами работников и работниками аппарата управления укрупненных центров затрат, обеспечивающими в технико-технологическом, организационном аспектах реализацию мер по эффективному управлению материальными затратами.
При формировании системы стимулирования труда работников следует учитывать особенности транспортного производства, ввиду того, что конечный финансовый результат формируется в ОАО «РЖД». Следовательно источником финансирования премий, направляемых на поощрение работников может служить эффект, измеряемый прибылью общества с учетом суммы экономии материальных затрат по отношению к общей сумме эксплуатационных расходов.
Согласно методике стимулирования, мотивационный фонд ОАО «РЖД» подлежит распределению между нижестоящими уровнями управления: железными дорогами, отделениями железных дорог и их структурными подразделениями. При этом в фонд мотивации железной дороги направляется 70 % мотивационного фонда ОАО «РЖД», из этой величины в мотивационный фонд структурного подразделения поступает 50 % , который должен распределяться между центрами затрат локомотивного депо. При этом следует учитывать, что часть мотивационного фонда, направленная на премирование работников включает отчисления на социальное страхование и обеспечение работников.
Мотивационный фонд локомотивного депо формируется согласно:
где базовая часть мотивационного фонда, включающая средства, предназначенные на премирование работников за основные результаты хозяйственной деятельности, руб.; дополнительная часть фонда, формируемая за счет экономии затрат (прямое стимулирование работников).
При формировании мотивационного фонда вводится минимальная величина от экономии затрат, равная:
где базовый коэффициент отчислений в фонд мотивации по минимальной величине от экономии затрат.
В случае если фактическая величина затрат меньше стандартной фонд мотивации образуется как . Если фактические затраты равны стандартным, то фонд мотивации равен базовой величине . И если фактические затраты больше стандартных затрат дополнительный фонд мотивации не образуется.
Такой подход в значительной степени способствует снижению мотивации к экономии эксплуатационных расходов, так как основан на учете общей величины их снижения, которая определяется большим числом факторов, и в которых факторы экономии материальных затрат лишь одни из многих. Данный подход удобен в своей реализации, поскольку не предполагает исчисления размеров экономии за счет более эффективного использования различных ресурсов транспортного производства.
Объектом стимулирования работников является экономия эксплуатационных расходов на любом уровне управления, и в частности экономия материальных затрат структурного подразделения и локомотивного хозяйства в целом по всем видам материальных ресурсов и видам работ, определенная в системе отношений между центрами затрат.
Качественная система управления затратами предполагает использование результатов работы центров затрат в виде величины экономии материальных затрат в формировании соответствующей части мотивационного фонда локомотивного депо. Поэтому дополнительный мотивационный фонд за счет экономии затрат необходимо формировать следующим образом:
где коэффициент, определяющий особенность порядка формирования мотивационного фонда от экономии по видам затрат, экономия по элементам затрат, полученная в результате качества работы центра затрат.
Обращаясь конкретно к материальным затратам, необходимо учитывать, что величина мотивационного фонда, полученного в результате их экономии за счет более эффективного использования материальных ресурсов, будет равна:
где ставка налога на прибыль компании.
Основанием для распределения мотивационного финансирования выступают экономические оценки центров затрат различных уровней. Поскольку для каждого центра затрат экономическая оценка формируется с учетом тех отношений, которые складываются в иерархической структуре локомотивного хозяйства, то сумма всех экономических оценок по центрам затрат в части эффективного использования материальных ресурсов, будет равна общему объему экономии материальных затрат за счет факторов качества работы: .
Поэтому в распределении мотивационного фонда оправданным является принцип пропорциональности, согласно которому для конкретного центра затрат его величина с учетом факторов прямого и косвенного воздействия, будет определяться согласно:
где - расчетный мотивационный фонд, полученный в результате экономии материальных затрат, руб.; экономия материальных затрат, полученная за счет качества работы центра затрат, руб.; ставка налога на прибыль; - доля центра затрат в общей сумме экономии материальных затрат локомотивного депо, коэффициент распределения мотивационного фонда.
Формирование и распределение дополнительного мотивационного финансирования между укрупненными центрами затрат представлено в табл. 1.
Таблица 1
Порядок формирования и распределения мотивационного
фонда локомотивного
депо по центрам ответственности за затраты
Укрупненные центры ответственности за затраты |
Формирование мотивационного фонда |
Использование мотивационного фонда |
||||||
Доля экономии затрат центра, % |
Коэффициент распределения мотивационного фонда, |
|||||||
Эксплуатация локомотивов |
240970,4 |
246080,8 |
5110,3 |
46,60 |
1226,47 |
3883,83 |
0,25 |
970,96 |
Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава |
128765,1 |
134287,4 |
5522,3 |
50,36 |
1325,35 |
4196,95 |
0,25 |
1049,24 |
Экипировка локомотивов |
34654,8 |
34987,5 |
332,7 |
3,03 |
79,85 |
252,85 |
0,25 |
63,21 |
Всего по локомотивному депо: |
404390,3 |
415355,7 |
10965,3 |
100 |
2631,67 |
8333,63 |
0,25 |
2083,41 |
По аналогии также может быть распределен мотивационный фонд между элементарными и субэлементарными центрами затрат. Предлагаемый порядок распределения мотивационного фонда между подразделениями локомотивного депо способствует, по нашему мнению, улучшению экономических показателей работы не только локомотивных депо, но в целом компании ОАО «РЖД».