Преобразования, происходящие во всех сферах жизнедеятельности нашего общества – политике, науке, культуре, экономике, актуализировали проблемы понимания сущности и назначения человека, его способностей распоряжаться своей и чужой жизнью, нести ответственность за принятые решения. Социальные изменения, происходящие в обществе, предъявляют новые требования к школе, которая переориентируется с исключительно образовательно-обучающих технологий на личностно-ориентированное обучение и воспитание, позволяющее ученику в процессе обучения раскрыть свой потенциал, развиться как личность. В связи с этим особую актуальность приобретают задачи по формированию субъектности учащихся, потому как становление данного качества личности аккумулирует в себе способности к целеполаганию и рефлексии, ответственности, активности, свободе выбора.
Мы считаем целесообразным проанализировать понятие «субъектность» и рассмотреть те области знаний, в которых используется данное понятие.
Субъектность и саморазвитие личности как субъекта в научной литературе выступают как предмет философского осмысления (Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, М. С. Каган и др.); психологического изучения (Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.), педагогического анализа (З. П. Горбенко, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др.).
Категория субъекта является одной из центральных в философии. Человек рассматривается как часть бытия, одновременно выступающий и объектом преобразований, и субъектом. Аристотель, Г. Гегель, Н. А. Бердяев представляли человека свободным, активным субъектом познающий действительность, философы подчеркивали творческую роль субъекта и активное воздействие теоретических предпосылок на эмпирический материал, видели конечную задачу в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании и усовершенствовании природы.
В психологии основы субъектного подхода были заложены С. Л. Рубинштейном. Он в своем системном труде «Основы психологии» [3] связывает личностное развитие человека с его субъектностью, определяя ее как самостоятельную активность, самодвижение, осознанную саморегуляцию.
В настоящее время исследование субъектности личности становится приоритетным в психологической науке. Понимание субъекта связывается отношением человека к себе как к деятелю, с наделением человеческого индивида качествами быть самостоятельным, активным, способным, умелым в осуществлении особых человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности. С позиции современной науки субъектность «пронизывает» все жизненные проекции человека, проявляясь и в индивидном, и в личностном, и в индивидуальном, и в универсальном способе бытия.
По мнению В. И. Слободчикова субъективность — это та категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека. [4, с. 74] Автор отмечает, что субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностными свойствами этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий. [4, с. 131]
Анализ литературы позволяет сделать вывод, что в настоящее время не существует однозначного представления о сущности и наполнении понятия «субъектность». Подчас оно используются без четкого определения, при этом понимается или как атрибут «субъекта», или как его эквивалент.
Педагогам для реализации задачи по формированию субъектности личности учащихся, необходимо четко представлять психологическую основу категории «субъектность». В связи с этим, нами был проведен контент-анализ данного понятия, который дает нам возможность установить рабочее определение понятия на основе изучения содержания текстов, заключающих в себе определения, данные феномену различными учеными. Проанализировав работы десяти авторов, мы составили таблицу, включающую в себя существенные признаки субъектности человека (таб. 1).
Количественный этап методики контент-анализа, проведение которого должно дать достоверное определение, заключается прежде всего в нахождении наиболее значимых (т. е. чаще встречающихся) признаков. Исходные определения ранжированы нами по степени научной обоснованности и доказательности, с одной стороны, и возможности их использования в педагогике – с другой. Ранг 0 – в теории нет четкого определения субъектности, слабо подходит для педагогической науки; ранг 1 – в определении обосновывается какой-либо признак понятия, подходит для педагогической науки; ранг 2 – в определении обосновываются два или более признака, оно адаптировано для педагогической науки. В результате частоты встречающегося признака были определены баллы, которые позволили нам сформулировать определение, содержащее в себе все существенные признаки понятия.
Таблица 1
Исследования содержания понятия «субъективность человека»
Автор |
Признак понятия |
|||||||||
Свойство личности |
Качество индивида |
Проявляется в общении |
Проявляется в деятельности |
Быть творцом своей жизни |
Изменения мира и себя |
Основа индивидуальности |
Активность |
Саморегуляция |
Ранг |
|
С. Л. Рубинштейн |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
2 |
А. Н. Леонтьев |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
0 |
А. В. Брушлинский |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
2 |
К. А. Абульханова-Славская |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
2 |
В. И. Слободчиков |
|
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 |
А. К. Осницкий |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
0 |
В.А. Петровский |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
2 |
Е.Н. Волкова |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
2 |
И. А. Зимняя |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
2 |
Б. Г. Ананьев |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
1 |
|
4 |
5 |
4 |
7 |
3 |
9 |
3 |
10 |
6 |
|
Проведенный контент-анализ позволил определить общую тенденцию исследований: вне личности субъектности не существует. Становление субъектности происходит через деятельность, причем психологами акцент делается на активно-преобразующей деятельность, при этом специфика субъектности заключается во взаимозависимости и взаимосвязи предметов преобразований.
Под субъектностью мы понимаем интегральное качество личности, проявляющееся в ценностно-смысловой самоорганизации действий и осознанной саморегуляции, приводящее к изменению себя и окружающей действительности посредством активно-преобразующей деятельности.
Говоря о субъектности личности, мы должны определить, когда происходит формирования и развитие субъектности, и каковы условия, необходимые для ее становления.
Ученые В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков рассматривают развития субъектности в онтогенезе, в ходе которого происходит наращивания субъектности и преодоления объектности. С. Л. Рубинштейн и А. В. Брушлинский определяли субъектность – как системную целостность всех сложнейших и противоречивых качеств человека, которая формируется в ходе исторического и индивидуального развития. Индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов своей активности [1]. Высшей формой субъектности является личностное осмысление, придаваемое событиям и действиям.
В работах психологов содержатся описания системы условий, необходимых для проявления субъектности человека. Так в работах В. А. Петровского исследуются феномены надситуативной активности как проявления субъектности, а субъектность выражает качественное своеобразие человека как целеполагающего, свободного, ответственного и развивающегося существа. В исследованиях А. Г. Асмолова, А. Н. Леонтьева субъектность представлена как одна из системных характеристик деятельности и рассматривается через структуру мотивации: потребности, мотивы, цели, установки, эмоции. С. Л. Рубинштейн в деятельности видел условие формирования и развития субъекта. Таким образом, практическая деятельность человека является условием формирования и развития субъектности.
Опираясь на психологические исследования, можно говорить о том, что учебная деятельность является открытой системой для становления субъектных качеств личности учащихся, которые формируются посредством совместной продуктивной деятельности педагога и обучающихся, самостоятельных и практических работ учеников.
Результативность процесса развития субъектности школьников зависит от способа организации образовательного процесса. Наиболее эффективными являются так называемые активные, деятельные методы, основанные на осмыслении учебного материала в сочетании с собственным опытом школьников. Деятельностное освоение содержания учебного материала: дискуссии, выступления, участие в деловых, имитационных играх, участие в «круглых» столах, самостоятельные и исследовательские работы, выполнение проектных и творческих заданий, мы рассматриваем как основное условие, обеспечивающее развитие субъектности ученика. Все эти методы позволяют учащимся принимать активное участие в процессе обучения, быть его со-организаторами, проявлять свою самостоятельность.
Еще одним важным условием, обеспечивающим развитие исследуемого качества личности, является построение субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса. Установлено, что субъект-субъектные отношения в обучении способствуют актуализации учащегося, раскрытию его новых возможностей, способностей и функций. По нашему мнению, процесс развития субъектности школьника должен осуществляться в рамках таких отношений. При этом степень развитости собственной субъектности учащегося, является важнейшим условием конструктивного субъект-субъектного взаимодействия.
Таким образом, субъектность как сложная характеристика человека выражается самостоятельностью, активностью, способностями к самоанализу и саморегуляции, умением преобразовывать себя и действительность. В результате правильно организованного процесса обучения у учащегося происходит развитие субъектности, которое определяет специфику его поведения в учебной деятельности и в жизни в целом.
Литература:
Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. – 2-е изд., испр. – М.: МПСИ, 2003. – 408 с.
Зимняя И. А. Основы педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.