В статье освещены вопросы формирования у дошкольников интереса к профессиям через приобщение их к трудовой деятельности, определены виды занятий, направленных на развитие у детей знаний о труде и первичных трудовых умений.
Ключевые слова: профессия, дошкольное образовательное учреждение, интеллектуальное развитие, нравственные качества, трудолюбие, трудовые навыки, ремесло, сюжетно-ролевые игры, интерес, увлеченность, психика ребёнка.
В условиях реформирования всех сфер общественно-политической жизни Республики Узбекистан задача воспитания у молодого поколения интереса к будущим профессиям рассматривается как одна из приоритетных сточки зрения социально-экономического и духовно-нравственного значения. Решение обозначенной задачи возлагается в том числе и на дошкольные образовательные учреждения в аспекте подготовки детей к самостоятельной жизни и и привития им любви к труду.
Формирование у детей дошкольного возраста интереса к профессиям связано с их психическим, интеллектуальным и нравственным развитием, и, следовательно, определяет эффективность деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Именно в дошкольный период у детей закладываются первичные трудовые навыки, формируется отношение к труду, «просыпается» интерес к определенным профессиям в процессе их участия в общественно-полезном труде. Одновременно формируется и положительные нравственные качества, поскольку результативность выполненной работы и её оценка благотворно воздействуют на сознание ребёнка. В процессе деятельности ребёнка проявляется его психические, физические и физиологические свойства.
Президент Республики Узбекистан на общем собрании Академии наук ещё раз подчеркнул, что воспитание здорового поколения означает создание основ для процветания и государства и благополучной жизни общества. По мысли Президента, для построения государства с «великим будущем», нам нужно воспитать умных, образованных людей на основе великих ценностей нашего народа, которые гордились бы своей страной и верили в будущее своего народа».1
В годы независимости в республике приняты нормативные документы, в которых определены основные направления развития системы непрерывного образования, в том числе и дошкольного. Это Закон «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров, Положение о дошкольных образовательных учреждениях Республики Узбекистан.
В 30-ой статье Закона «Об образовании» определено, что задачей образовательных учреждений является: предоставление подрастающему поколению образовательных услуг (обучение и воспитание), доведение обучающихся до достижения нравственной и физической зрелости, предоставление возможностей для получения профессии. Из этого следует, что в дошкольных образовательных учреждениях должны быть созданы условия для полноценного физического и интеллектуального развития детей, формирования у них духовно- нравственных качеств на основе национальной культуры и общечеловеческих ценностей.
Однако достижение определенного интеллектуального и духовного-нравственного развития ещё не сделает человека счастливым.
Гармонично развитым человек может считать себя при условии, что он нашёл своё место в жизни, правильно сделал свой выбор и получает удовлетворение от своей профессии, пользуется авторитетом в обществе, и его труд служит на благо народа и обеспечивает личное благополучие.
Человек счастлив, если он умет и любит трудиться. Именно поэтому уже с раннего возраста надо ориентировать детей на занятия трудом и знакомить с различными профессиями (разумеется, с учётом их возрастных особенностей и окружающих реалий). Любой родитель или наставник мечтает видеть своего воспитанника счастливым.
В ДОУ профориентационная работа с детьми может проводиться постоянно, в течение пребывания детей: на занятиях знакомства с окружающим миром, развития речи, чтения книг, во время прогулок и экскурсий, бесед и интересных встреч, организации всевозможных игр, особенно ролевых. Так, дети младшей группы, слушая сказку «Крестьянин и медведь», получают первичное представление о труде дехканина. На последующих занятиях их можно ознакомить с результатами дехканского труда – овощами. Для детей средних и старших групп ознакомление с различными профессиями происходит непосредственно в процессе прогулок и экскурсий, где есть возможность рассказать и показать, как трудятся представители разных профессий.
В группу принесли новую игрушку показывая её детям, воспитатель должен сказать ребятам, какая она красивая, как аккуратно сделана, как нужно беречь игрушку: ведь для того, чтобы её изготовить, нужно приложить много труда. И вот результат этого труда доставляет радость и удовольствие детям.
С детьми 6-7 летнего возраста проводится игровое занятие на тему «Кем я хочу быть?». В процессе игры у ребят развивается интерес к профессии врача, лётчика, шофёра, милиционера, учителя, космонавта, артиста, фермера, швеи и т.д.
При ознакомлении дошкольников с узбекскими национальными ремеслами следует прививать им интерес к традиционному мастерству, которое не потеряло своей актуальности и в наши дни. Например, такие виды ремёсел как ковроткачество, сапожное ремесло (пошив обуви), гончарное ремесло, художественная роспись, работы по металлу, вышивание тюбетеек всегда высоко ценились в народе и были востребованы, особенно в сельской местности.
Показ образцов ремесленных изделий необходимо сопровождать беседой о сложностях профессии, о том, что на изготовление любой вещи затрачиваются большой труд и умения.
В ДОУ есть возможностей для приобщения детей к труду. Прежде всего это формирование умений самообслуживания: дежурство в группе, ухаживание за цветами, содержание в чистоте игровых площадок и комнат. Выполнение подобных несложных заданий приучает детей к порядку, они с удовольствием участвуют в повседневных трудовых акциях. Другие занятия, связанные с рисованием, лепкой, разукрашиванием, также прививают детям трудовые навыки и вырабатывают необходимые качества: терпеливость, аккуратность, внимательность.
Организуя беседу после прочтения узбекской народной сказки «Зумрад и Киммат», (сюжет сказки аналогичен сюжету русской сказки «Морозко»), педагог-воспитатель направляет внимание детей на то, чтобы они сравнили и оценили поведение и характер двух девушек: Зумрад – работящая, добрая, приветливая, заботливая, Киммат же – бездельница, ленивая, грубая и за это получила наказание. Дети должны понять, что труд всегда заслуживает уважения, а к бездельникам и лентяям отношение у всех народов и во все времена только отрицательное.
Мысль о необходимости трудиться формируется у детей дошкольного возраста в процессе проведения сюжетно-ролевых игр. Можно назвать такие распространенные игры, как «Школа-школа», «Парикмахер», «Базар-базар», «Доктор-доктор», в которых дети играют роли учителя и ученика, парикмахера и клиента, продавца и покупателя, врача и пациента (больного). В ходе игры у детей обогащаются знания и представления о профессиях, развивается диалогическая речь. Развитие речи продолжается на специальных занятиях, материальном для которых служат загадки, пословицы, скороговорки. В загадках, созданных народом, отражены все стороны социальной жизни. Большое место в них отводиться теме дехканского труда, бытовым работам, что способствует развитию интереса детей к инструментам и приборам, трудовым операциям и процессам.
Для примера можно привести загадки, связанные с приготовлением пищи, то есть с профессией повара.
В одном казане сорок верблюдов пьют воду. (чучвара – пельмени).
В одной косе (большая пиала) два разных обеда (пельмени с бульоном).
Был белый сундучок, а во рту не стало сундучка (пельмени).
В одном доме два брата живут, один белый, другой рыжий (жёлтый) (яйцо).
Он один, а имеет четыре уха (казан).
Сам круглый, одно ухо, один нос, на голове тюбетейка (чайник).
Посуда новая, а вся в дырках (сито).
А следующие загадки отражают тему дехканского труда.
Сам неживой, а в работе богатырь (кетмень, заступ).
Мать пушистая , а дети маслянистые (хлопок).
Под землёй золотой колышек (морковь).
Большое значение при выполнении заданий на занятиях имеет формирование правильных взаимоотношений детей. Например, в подготовительной группе для ребят важно мнение друзей, и многие вопросы решаются в процессе обсуждения, споров. Для детей младшего возраста обязательно нужна поддержка, похвала и одобрение, которые вызывают у них чувство радости и гордости. Достигнутые успехи придают им прилив сил, уверенность в своих способностях, появляется желание выполнять всё новые и новые задания, то есть формируется положительное отношение к труду.
Если в дошкольных учреждениях у детей пробудить интерес к труду, то в школе будет легче проводить профориентационную работу. Последовательно осуществляя психологическую подготовку молодого поколения к будущей профессии, можно быть уверенным в том, что у дошкольников, а в последствии у учащихся сформируется внутренняя потребность в труде. Поэтому важно на начальном этапе, то есть в ДОУ сформировать эмоциональный интерес к разным сторонам труда, а уже через интерес получат развитие такие качества, как самостоятельность, инициативность, радость творчества. Разумеется, интерес сам по себе не появится у ребят. А без интереса не будет и трудолюбия. Если неправильно организовать труд ребёнка, у него может появится отвращение к труду (нежелание трудиться).
Подготовка детей к общественно-полезному осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это введение в содержание занятий темы труда. Такие занятия воздействуют на психику ребёнка и формируют интерес к профессии.
Беседы о социальном значении труда создают у ребят определеннқе представления о трудовых профессиях. Во-вторых, для того, чтобы стимулировать проявление инициативы во время занятий, необходимо использовать самые разнообразные методы, создавая необходимые психолого-педагогические условия. (Некоторые из них были описаны выше
Следует отметить и такие важные аспекты подготовки к будущей профессии как интеллектуальная сторона, связанная с восприятием содержания, развитием мышления и психических свойств личности.
Деятельность педагога-воспитателя должна быть направлена на формирование и развитие у детей усидчивости, терпеливости, самостоятельности, умений работать в коллективе, ответственности за свой труд, увлеченности трудовыми процессами.
Требования к процессу воспитания у детей интереса к труду можно определить следующим образом:
развитие у детей положительных качеств в процессе трудовой деятельности;
обеспечение детей «орудиями» труда с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и в целях рационального использования;
предварительное формирование у детей умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных трудовых заданий, мотивация интереса к предстоящей работе;
организация бесед, направленных на воспитание трудолюбия и развитие нравственных качеств каждого ребёнка;
формирование у детей чувства ответственности перед обществом средствами общественно-полезного труда;
понимание трудовой деятельности детей как неотъемлемой части педагогического процесса и осуществление на этой основе воспитательной работы.
Реализация указанных требований позволит поднять уровень подготовки детей к жизни в современном обществе и вырастить достойное поколение людей труда.
В заключение следует заметить, что XXI век – это век интеллектуально развитых и творчески мыслящих личностей. Известный русский поэт в своё время писал: если есть возможность – иди впереди века, нет возможности – иди вместе с веком, но никогда не отставай от него. Педагог воспитатель должен владеть современными знаниями и информационно-коммуникационными технологиями, постоянно получать информацию из глобальной сети. Только тогда он сможет правильно вести профориентационную работу с учётом интересов воспитанников. Перед системой образования поставлены задачи всестороннего развития молодого поколения, овладения личностью современной профессией, востребованной обществом и государством.
Литература:
Болалар боғчаси. Мудиралар учун. Т. 1989.
Болалар боғчасининг катта тарбиячиси. Т. 1991.
Общественное дошколкной воспитание на современном этапе. М. 1981.
1 Каримов И.А. “Юксак маънавият енгилмас куч”