В статье раскрыты значение и актуальность проблемы формирования у учащихся знаний о земельных ресурсах, определены задачи воспитания экологической культуры и пути их решения, рассмотрены возможности уроков географии в развитии у учащихся понятий о разумном землепользовании.
Ключевые слова: развитие производства, экологические проблемы, защита земельных ресурсов, плодородие почв, экологическое сознание, экологическая безопасность, истощение земельных ресурсов, биологическое равновесие, природные ресурсы, загрязнение атмосферы, экологические знания.
Ускорение научно-технического прогресса, несовершенство технологий производства, традиционное потребительское отношение человека к природе – все эти факторы стали причиной резкого обострения противоречий между обществом и природой. Ив этих условиях особое значение приобретает направленность государственной экономической политики на защиту земельных ресурсов и их разумное использование. Земельные ресурсы как составная часть экологической системы являются материальной и экономической основой независимой Республики Узбекистан, поэтому обеспечение устойчивости окружающей среды является приоритетной задачей государственной политики. Основная цель реформирования аграрного сектора республики состоит в том, чтобы повысить уровень обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией, удовлетворить потребности лёгкой и пищевой промышленности в сельскохозяйственном сырье. В достижении этой цели ведущую роль играет эффективное использование земельных ресурсов. Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов в своей книге «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности и гарантии прогресса» отдельно остановился на экологических проблемах. Отметив, что экологические проблемы становятся все боле серьёзными и превращаются в острые социальные проблемы, Президент сделал акцент на снижении плодородия почв, что неизбежно ведет к сокращению объёма продовольствия для населения. «…А если не останется богатств земли, то трудно определить будущее такого государства» [5].
Влияние общества на природу возросло до такой степени, что произошло нарушение естественного равновесия.
В настоящее время наблюдается опустынивание, истощение, засоление, разрушение почвы, что является экологическим бедствием. Научно-технический прогресс напрямую связан с использованием природных ресурсов, поэтому земля все больше и больше «эксплуатируется», а восстановлению плодородия почв уделяется недостаточно внимания и контроля, и это приводит к негативным печальным результатам. Кроме того, из года в год растёт население в мире, в том числе и в Республике, проблема обеспечения продовольствием становится всё острее.
И.А.Каримов, говоря о сущности экологических проблем, в первую очередь подчеркивал ограниченность земельных ресурсов и снижение качества земельных угодий, связанное с беспрерывным их использованием.
Определение путей решения экологических проблем и способов предотвращения экологических угроз считается концептуальной основой преодоления всех экологических барьеров.
На сегодняшний день положение с использованием земельных ресурсов считается наиболее напряжённым и драматичным. В этом аспекте целесообразно опираться на возможности уроков географии в школе для того, чтобы внедрить в сознание учащихся знания о необходимости защиты ресурсов земли и разумного землепользования.
Основные направления данного процесса могут быть представлены следующим образом:
разработка и внедрение методических рекомендаций по обогащению знаний учащихся о земельных ресурсах и их использовании (в процессе изучения географии с применением современных технологий обучения);
доведение до понимания учащимися сведений о не восстанавливаемости плодородия почв и необходимости использования в связи с этим разумного подхода к использованию природных ресурсов всех видов;
принятие во внимание значения сохранения земельных ресурсов для всего природного генофонда;
информирование учащихся об угрозе экологических катастроф, которые являются следствием непринятия мер к решению экологических проблем.
Проблемы плодородия почв широко обсуждаются в современном мире. Они касаются всех регионов, так как состояние почвы оказывает огромное влияние на биологическое равновесие в природе и особенно на удовлетворение потребностей населения в продуктах питания.
Если каждый человек будет осознавать и стремиться решить эти проблемы, тогда действительно сформируется экологическая культура общества.
Выше упоминалось о том, что в Узбекистане осуществляется государственная программа по защите окружающей среды, разумному землепользованию и обеспечению экологической безопасности населения. В частности принят ряд нормативных документов и законодательных актов, направленных на охрану экологического пространства, организацию защитных мер. В Конституции законодательно закреплены обязанности граждан, государства и общества по защите окружающей среды.
В статье 50 Конституции Республики Узбекистан утверждается: «Граждане, проживающие на территории Республики Узбекистан, обязано бережно относиться к окружающей природной среде» [6], а статья 55 гласит: «Земля, её недра, вода, растительный и животный мир и другие природные богатства являются общенациональным достоянием; нужно разумно пользоваться ими, они находятся под защитой государства» [6].
В Законе «О защите окружающей среды» записано: «При осуществлении любой деятельности все организации – государственные управления и махалинские учреждения, министерства и ведомства, предприятия, фермерские и кооперативные хозяйства, а также личные хозяйства, другие организации, должны соблюдать закон «О защите окружающей среды»… во всех типах учебных заведений должны обучать экологии».1
За годы независимости в нашей стране осуществлено коренное реформирование системы образования. В частности, реализуется принцип непрерывности и преемственности в образовании, уделяется серьёзное внимание подготовке кадров и повышению квалификации специалистов. В законе «Об образовании» и Национальной программе по подготовке кадров перед системой образования поставлены перспективные задачи, которые неуклонно выполняются. Одной из таких задач является овладение учащейся молодёжью высокой экологической культурой.
В будущем молодые специалисты должны применить на практике полученные экологические знания, постоянно повышать уровень квалификации, быстро адаптировать к изменяющимся условиям жизни и работы, кем бы они ни работали – педагогом, инженером, агрономом, юристом, экономистом, филологом, геологом, химиком, врачом и др.
Подрастающее поколение, если они овладели экологической культурой и мышлением, усвоили национальные и общечеловеческие ценности, национальные традиции узбекского народа, связанные с защитой природы, никогда не проявят отрицательного отношения к земельным ресурсам. По этому так важно учащимся усвоить глубокие знания и высокую экологическую культуру. Это важная педагогическая задача реализуется в учебно-воспитательном процессе.
Очевидно, что интенсивное развитие экономики, науки, техники и технологий одновременно порождает и экологические проблемы, и в этом контексте создание системы совершенствования экологического воспитания является одним из важнейших условий прогресса страны и общества.
Анализ экологических проблем позволил выдвинуть новые подходы к толкованию взаимосвязей человека и природы. С этих позиций исследуется в настоящее время положение, сущность, позитивные и негативные стороны взаимовлияния природы и человека. Эти проблемы известны ещё со времени создания «Авесто» - великой книги-энциклопедии. Экологические проблемы нашли отражение и Коране, в известных всем верующим хадисах.
Однако в минувшем XX и наступившем XXI веке экологические проблемы значительно осложнились в связи с изменениями потребностей человечества. Не случайно XXI век называют веком экологических проблем.
Век экологии отмечен ростом интеллектуального потенциала, поэтому экологические проблемы, в том числе и проблема разумного использования земельных ресурсов, исследуется и, можно надеяться, будут решены. Одновременно с этим растут экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая культура, экологическая духовность и идеология. Основанием для такого роста является естественное стремление человека к красоте и чистоте окружающей среды, к сохранению здоровья.
Отношения природы и общества в экологическом смысле являются важной психологической и педагогической проблемой. Появление такого отношения, как неоправданное нанесение вреда природе, использование природных ресурсов ради личного интереса, равнодушие к природе, потребительское отношение вызывает тревогу и озабоченность учителей и воспитателей.
Благополучие, удовлетворение и отдых людей непосредственно связанны с состоянием окружающей среды.
Учащиеся школьных образовательных учреждений обязательно должны получить экологические знания, овладеть экологической культурой.
Важно сформировать у них представления такого порядка:
в чём заключается значение земельных ресурсов для человека?
плодородный слой почв-источник жизни для человечества в будущем;
жить не загрязняя окружающую среду (воду, воздух, почву);
охрана окружающей природной среды;
забота о природных богатствах, земельных ресурсах и их гармоничное развитие.
Развитие природы является основой зарождения и развития жизни на Земле, появления человека и общества. Без природы и её компонентов человек не сможет существовать, поэтому он обязан защищать и оберегать природу.
Отношение человека к природе характеризуется уровнем его экологической культуры. Проблема сохранности богатств и красоты природы может бать решены при условии:
усиление природоохранных мероприятий, осуществляемых промышленном производством организации использования земельных ресурсов на научно-практической основе;
формирование у населения, в частности молодого поколения, устойчивой экологической культуры (с использованием духовно-нравственных, научно-просветительских и эстетических форм воспитания);
соблюдения требований по охране чистоты воздуха, воды бассейнов рек, сохранности плодородия почв.
В современном мире, в частности в Узбекистане появляется все больше проблем, связанных с загрязнением воздуха, засолением пресных вод, нарушением биоразнообразия (например, проблема Арала и Приаралья), эрозии, засушливости почвы. Все эти проблемы ждут своего решения.
Формирование экологической культуры у молодого поколения следует осуществлять путём внедрения знаний об особенностях технологии производства, распространения научно-популярной литературы на экологические темы, организации радио и телепередач, передачи информации средствами дистанционного образования и интернет сети.
Особого внимания заслуживает, как мы уже сказали, проблема защиты земельных ресурсов, которую следуют решать, опираясь на конкретные факты и сведения из жизни регионов.
При решении экологических проблем уместно обратиться к опыту, накопленному нашими предками, и нашедшему отражение в древних источниках и народной педагогике.
Задачи формирования экологической культуры сводятся к следующему:
доведение учащихся до понимания значения природных богатств, в том числе земельных ресурсов для продолжения жизни человечества;
создание педагогических условий для восприятия учащимися системы «природа общество-техника» и возможного появления экологических проблем;
информирование о причинах возникновения и последствиях экологических проблем, мероприятиях, направленных на улучшение экологической ситуации в республике и предотвращение экологических катастроф;
ознакомление учащихся с содержанием законодательных и нормативных документов о защите земельных ресурсов и их разумном использовании;
формирование уважения к природным богатствам, экологическим ценностям;
утверждение в сознании личности экологической культуры, экологических убеждений.
Все отмеченные выше задачи полностью относятся к предмету «география», изучение которой непосредственно связано с формированием экологической культуры.
На уроках географии также можно боле подробно проанализировать проблему бережного отношения к земельным ресурсам, сформировать правильный взгляд на природные богатства как на национальное достояние, привлечь учащихся к практической деятельности экологической направленности.
В заключении следует сформировать основные направления формирования у учащихся экологических знаний в процессе изучения географии:
разработка методологических и теоретических основ экологического воспитания в направлении внедрения знаний об использовании земельных ресурсов;
последовательное введение в содержание предмета географии (физической и экономической) материалов об использовании земельных ресурсов (5,6,7,8,9 классы), расширение и обогащение знаний учащихся, практическое их применение;
совершенствование экологического воспитания и образования путём организации классной и внеклассной работы, направленной на улучшение окружающей среды, в том числе-рационального землепользование,
научно-методическое обоснование содержания процесса по подготовке студентов-будущих педагогов по направлению экологического воспитания и обучения.
Для успешного решения проблемы формирования экологической культуры у молодёжи и подготовки к практической деятельности необходима координация усилий учёных, педагогов, методистов, общественных и государственных деятелей.
Литература:
Ўзбекистон Республикасининг Конституцияси. – Т.: «Ўзбекистон», 2009. – 40 б.
Турдиқулов Э.О. Атрофмуҳит ва инсон. – Тошкент: “Биоэкосан”, 1996. – 28 б.
Ғуломов П., Қурбонниёзов Р. Табиий география бошланғич курси. Услубий қўлланма. – Т.: «Ўзбекистон», 2003. – 80 б.
Турдиқулов Э.О. Узлуксиз таълим жараёнида ўқувчиларда умумбашарий экологик дунёқарашни шакллантириш (И.Каримов асарлари воситасида). – Тошкент: “Фан”, 2010 й. – 180 б.
Каримов И.А. Ўзбекистон XXIаср бўсағасида: хавсизликка тахдид, барқарорлик шартлари ва тараққиёт кафолатлари.Т.:Ўзбекистон, 1997.-117б.
Ўзбекистон Республикасининг Конституцияси. Тошкент – “Ўзбекистон” – 2001,15 б.