Роль старшего вожатого в школе при профориентации учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абдуллаева, Ш. Ж. Роль старшего вожатого в школе при профориентации учащихся / Ш. Ж. Абдуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 383-385. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5661/ (дата обращения: 16.11.2024).

Принятие закона «Об образовании» и национальной программы подготовки кадров приобрело огромное социальное значение в жизни молодёжи Узбекистана. В результате принятия этих законов, отрасль образования превратилась в единую систему

Сформировалась нормативно-правовая база образования, обрели своё практическое значение проблемы, связанные с учебно-воспитательной деятельностью молодёжи. В особенности, огромное значение приобретает учебно-воспитательный процесс молодёжи в деятельности различных организаций, ориентированных на повышение социальной активности учащихся.

В этом ключе, отдельное большое значение имеет общественное движение молодёжи Узбекистана «Камолот». Данное движение в качестве поддержки современной молодёжи проводит активные действия широкого профиля при всесторонней поддержке молодого поколения страны. Эти действия затрагивают не только учебно-воспитательный процесс, но и сферу осуществления интеллектуальных способностей.

При спонсорстве общественного движения молодёжи «Камолот» была создана детская организация «Камалак». Общество ведёт активную деятельность в социальной, духовной и культурной жизни. Эта организация, обеспечивая преемственность в учебно-воспитательном процессе, широко используя отдельные направления и методы воспитания, внедряет чувство патриотизма в сознании девочек и мальчиков. Основным фактором считается изучение литературного наследия великих предков, учёных, национальных ценностей и обычаев, при правильной организации свободного времени детей.

Основную часть членов общественного движения молодёжи Узбекистана «Камолот» составляют учащиеся в образовательных учреждениях страны. Воспитание активистов движения начинается в общих средних образовательных учреждениях.

Как упоминал Президент Республики Узбекистан в своём произведении «Юксак маънавият – енгилмас куч» - духовность это не совокупность устаревших нравов, а непрерывный процесс, который находится в постоянном движении. В этом значении, реализуемые нами работы проводятся не ради частого проведения мероприятий, но для наполнения сердец молодёжи лучами науки, просветительства и духовности, для формирования в них твёрдой веры и духа постоянной бдительности [1].

При этом на передний план выходит деятельность старшего вожатого в школе. Его задача состоит в стремлении к новому, выказывании постоянной инициативы, умении объединить учащихся в одну сплоченную дружную команду. Он должен уметь представить себя в качестве педагога, созидателя, организатора различных мероприятий среди учащихся. Выполняя задачи, отмеченные в планах организации «Камолот», он вносит свой достойный вклад в работу педагогического коллектива, вместе с активистами из числа учащихся школы, прививая всему коллективу чувство преданности и любви к Родине и народу, развивая интерес детей, совершенствуя высокие этические качества учащихся на протяжении всего учебного процесса. Вожатый организует работу с трудновоспитуемыми, склонными к правонарушению детьми. Опираясь на инициативу, склонность к созидательности и навыки детей, он организует различные мероприятия, планирует интересные игры, выставки, исторические экскурсы и общественные праздники, путешествия. Планирование работы организаций самоуправления детей и подростков и обеспечение их выполнения, способствует повышению активности учащихся в период каникулярного времени. Старший вожатый участвует в планировании коллективной работы организации, работы педагогического коллектива, контролирует деятельность групп и кружков, работу детей в библиотеке, в спортивных секциях и способствует повышению показателей деятельности органов детского самоуправления. Вместе с активными учениками, старший вожатый проявляет инициативу при подготовке и проведении всех мероприятий в школе. Также он помогает классным руководителям при организации мероприятий и других организационных работ. Старший вожатый изучает, обобщает и распространяет опыт работы передовых вожатых организации «Камолот». На должность старшего вожатого в школе выбирается специалист с высшим или средним педагогическим образованием, стажем не менее 5 лет, возрастом до 40 лет, могущий работать с детьми, имеющий навыки организации воспитательных работ.

Старший вожатый также несёт ответственность при организации и оборудовании «комнаты духовности и просветительства». Подобные комнаты способствуют правильному воспитанию учащихся и внедрению в их сознание ценности узбекского народа. Комната духовности и просветительства должна быть оборудована следующими атрибутами:

  • портрет Президента Республики Узбекистан;

  • государственные символы Республики Узбекистан (Флаг, Герб, Гимн) и их полное значение;

  • указы, положения, законы касающиеся реформирования идеи просветительства;

  • портреты великих представителей национального просветительства, великие учёные энциклопедисты, поэты, цитаты – образцы их мудрых мыслей;

  • экспозиции, отражающие культурный вклад, обычаи, традиции народа

  • литература, изданная центром духовности и просветительства Республики;

  • образцы творчества молодых писателей;

  • выдержки из Хадисов, религиозные книги направленные на образование и воспитание.

В разделе «Президент Республики Узбекистан» должны находиться: автобиография, портрет, информация о его месте в мировом сообществе, реформах, произведениях в сфере просветительства, а также законы, положения и указы Президента Республики. Кроме того, необходимо несколько экземпляров книг «Юксак маънавият – енгилмас куч», «Энг асосий мезон ҳаёт ҳақиқатини акс эттиришдир». При изучении этих произведений, целесообразно организовать опрос, провести беседу на предмет уяснения их смысла.

В разделе “Просвещение – высокая ценность” приводятся образцы из произведений великих учёных, таких как Юсуф Хос Хожиб, Ахмад Югнаки, Фирдавси, Мусо Ал-Хорезми, Абу Насир Фараби, Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сина, Мирза Улугбек, Алишер Наваи, Захириддин Мухаммаад Бабур, Надирабегим, Огахи и др. Также необходимо описание их жизненного пути и творчества.

Молодое поколение воспитываясь в таких условиях, впитывает в себя все ценности узбекского народа.

Старший вожатый, привлекая детей в различные кружки и контролируя их, играет огромную роль при профориентации учащихся.

Например, организуя кружки “Молодые предприниматели”, “Менежмент и маркетинг”, “Молодые экономисты” и в процессе проведения занятий в этих кружках, организуя экскурсии на промышленные предприятия, старший вожатый вносит огромный вклад при овладении учащимися экономических знаний и навыков.

Ознакамливая учащихся с деятельностью плотника, гончара, сапожника, пекаря и другими искусствами узбекского народа, старший вожатый пробуждает интерес детей к труду и профессии.

Учащиеся, ознакамливаясь с этими видами деятельности, вбирают в себя все нужное и интересное. Конечно, в этой сфере, психологическая и педагогическая готовность старшего вожатого должны соответствовать требованиям. Старшему вожатому целесообразно иметь полные сведения о психологических качествах, уровне знаний, интересов, внутренних переживаниях каждого учащегося.

Старший вожатый должен обладать следующими личными качествами при воспитании учащихся и профориентационной деятельности.

  • Внешнее спокойствие, умение опираться не на чувства, а на разум при любых обстоятельствах;

  • Умение осознанно излагать свои мысли;

  • Способность действовать целесообразно и точно;

  • Скромность;

  • Способность ценить свое время, не тратить его впустую.

Исходя из вышесказанного, необходимо подчеркнуть, что старший вожатый должен знать качества, социальное происхождение и материальное положение каждого учащегося своей организации. Изучая их психологические особенности, старший вожатый должен организовать их педагогическое и психологическое воспитание.

Подводя итог, можно сказать, что проведение постоянной, регулярной работы с учащимися повышает не только уровень учащихся, но и уровень знаний, культуры, способности руководителя и другие качества самого старшего вожатого.


Литература:

  1. Каримов И.А. Юксак маънавият – енгилмас куч. – Т.: “Маънавият”, 2008

  2. Тарбия энциклопедияси. “Ўзбекистон миллий энциклопедияси” Давлат илмий нашриёти. Тошкент, 2010

  3. Каримов И.А. “Камолот ёшлар ижтимоий ҳаракати”. Т.: “Маънавият”, 1997

Основные термины (генерируются автоматически): старший вожатый, узбекский народ, учащийся, интерес детей, комната духовности, педагогический коллектив, Президент Республики, Узбекистан, уровень знаний, учебно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Воспитательные функции педагога в процессе формирования студенческого коллектива в ССУЗе

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

Содержание и технология формирования гражданской позиции у будущих учителей

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

Мотивация в психологическом портрете руководителя педагогического коллектива

Решение задачи об управлении обучением студенческого коллектива

Изучение профессиональной готовности будущего социального педагога к практической деятельности на рабочих местах

Опыт работы педагога-психолога в системе дошкольного образования

Похожие статьи

Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Воспитательные функции педагога в процессе формирования студенческого коллектива в ССУЗе

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

Содержание и технология формирования гражданской позиции у будущих учителей

Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

Мотивация в психологическом портрете руководителя педагогического коллектива

Решение задачи об управлении обучением студенческого коллектива

Изучение профессиональной готовности будущего социального педагога к практической деятельности на рабочих местах

Опыт работы педагога-психолога в системе дошкольного образования

Задать вопрос