Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Курина, Т. Е. Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах / Т. Е. Курина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 437-440. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5683/ (дата обращения: 17.10.2024).

Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах. В статье приводится характеристика государственного образовательного стандарта, рассматривается специфика педагогического вуза в подготовке бакалавров в сфере безопасности туризма, а также теоретически обосновывается концепция методической подготовки компетентных специалистов с учетом специфики педагогического вуза.
Ключевые слова: методологическая база, ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 «Туризм», сфера безопасности туризма, профессионально компетентных специалистов, профессиональная деятельность.

This paper deals with the problems of bachelor in tourism security in education departments. The article presents the characteristics of state educational standards, is considered specific Pedagogical Institute in the bachelor degree in tourism security, and theoretically grounded concept of methodological training of competent professionals with specific pedagogical university.
Keywords: methodological basis, GEF HPE in the direction of preparation 100 400 "Tourism", the sphere of tourism security, professionally competent staff, professional activity.


Актуальность темы данной статьи обусловлена, как минимум, тремя причинами. Во-первых, туризм в настоящее время является одним из приоритетных вопросов развития социальной политики российского государства. В связи с активизацией выездного и внутреннего туризма, интенсивностью международных контактов возникает необходимость в квалифицированном персонале.
Во-вторых, несчастные случаи, всё чаще происходящие с российскими туристами на отдыхе за границей, банкротство туристских компаний, и, как следствие, невыполнение обязательств перед клиентами, определяют актуальность подготовки специалистов в сфере безопасности туризма.
В-третьих, в последние десять лет наряду с экономическими и юридическими специальностями повсеместно в российских вузах стали открывать факультеты туризма. Для этого проводится работа по формированию новых курсов, специализаций и образовательных программ. С другой стороны, вхождение России в Болонский процесс, международная интеграция образовательных учреждений в рамках положений Болонского процесса, информатизация сферы образования ставит перед российскими вузами новые задачи развития научно-исследовательской базы, повышения квалификации преподавательского состава, формирования качественно нового учебного процесса. Таким образом, актуальными становятся методические аспекты подготовки бакалавров в сфере туризма в непрофильных вузах.
На государственном уровне процесс получения высшего образования регулируется государственными стандартами. В 2009 г. Министерством образования и науки Российской Федерации был утверждён новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 100400 «Туризм» [2].
Данный образовательный стандарт был разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также реализацией положений Болонского процесса в нашей стране. Соответствие законодательству Российской Федерации выражается в соблюдении требований к структуре государственного образовательного стандарта:
  1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. требования к результатам освоения основных образовательных программ [1].
С другой стороны, стандарт оперирует понятиями «трудоёмкость освоения основных образовательных программ», «зачётные единицы трудоёмкости» и т.д. Он также обеспечивает право частичного выбора студентом изучаемых дисциплин. Данные положения направлены на активизацию международной интеграции образовательных учреждений в рамках положений Болонского процесса.
ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 «Туризм» предусматривает изучение как гуманитарных (иностранный язык, философия, история и др.), социально-экономических (основы социального государства), математических и естественнонаучных дисциплин (география), так и общепрофессиональных и специальных дисциплин, связанных с организацией туризма и туристской деятельности. Таким образом, подготовка бакалавров по специальности «Туризм» должна проводиться с точки зрения комплексного подхода.
Необходимо отметить, что описываемый стандарт содержит общие базовые требования к подготовке бакалавров по специальности «Туризм» и оставляет за вузами право разработки своих собственных основных образовательных программ (ООП) в зависимости от профиля и специфики высшего учебного заведения. Совокупность знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения и освоения дисциплин, входящих в ООП вуза, призвана сформировать бакалавра широкого профиля в области туризма.
Специфика бакалавриата в сфере безопасности туризма в педагогических вузах заключается в решении двуединой задачи, состоящей из:
  1. подготовки бакалавров как профессионально компетентных специалистов – практиков для работы в сфере безопасности туризма;
  2. подготовки личности будущего бакалавра, способного не только получать знания, но и расширять и передавать приобретенные знания, умения и навыки.
Решение первой задачи предполагает разработку методических комплексов, направленных на формирование профессиональной и правовой грамотности в сфере безопасности туризма. Следовательно, при построении системы профессионального образования необходимо определить круг знаний, обеспечивающих качественную подготовку бакалавров как компетентных работников в сфере безопасности туризма.
На сегодняшний день существует целый ряд предметов, обязательных для профессиональной деятельности бакалавров в сфере туризма. Их перечень содержится в ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 «Туризм». Свою задачу мы видим в том, чтобы на основе анализа зафиксировать номенклатуру дисциплин, необходимых бакалавру в сфере безопасности туризма.
  1. правовые дисциплины в области безопасности туризма: гражданское право, страховое право, право в области туристской деятельности, международное право;
  2. психологические дисциплины: возрастная психология, психология катастроф, педагогическая психология, психология делового общения, основы психоанализа, межкультурная коммуникация с точки зрения психологии;
  3. экологическая и экономическая безопасность.
Решение задачи по подготовке личности будущего бакалавра, способного передавать накопленные знания, умения предполагает использование разных подходов к формированию будущего специалиста.
Категория подхода является одной из важнейших сущностных характеристик методологической базы педагогических исследований, характеризует методологический базис изучения феномена методической подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогическом вузе, влияет на выбор конкретных принципов научного исследования. Поэтому мы видим свою задачу в том, чтобы на основе анализа зафиксировать номенклатуру и представить краткую характеристику подходов, на базе которых строится концепция методической подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогическом вузе.
Вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что гуманитарную основу методической подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогическом вузе составляет группа взаимодополняющих друг друга подходов, главными из которых являются компетентностный, личностно ориентированный, гуманистический, синергетический и средовой.
На основании этого встает вопрос, активно обсуждаемый на разных уровнях, – это вопрос о формировании профессиональной компетентности.
Доктор педагогических наук, профессор, ректор ВГПУ Н.К. Сергеев отмечает, что под профессиональной компетентностью учителя понимается личностно-ценностная характеристика, отношение к профессии как жизненному смыслу, что проявляется в стремлении к саморазвитию в данной области, в принятии (мотивации) и способности к решению проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, потенциала своей индивидуальности. Знания можно проявить в устном ответе на зачете и экзамене, компетентность – только в реальной деятельности [4, с. 66].
Под профессиональной компетентностью исследователи РГПУ им. А.И. Герцена понимают интегральную характеристику личности, определяющую способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [6, с. 18].
Профессиональная компетентность необходима в любой деятельности, но особенно в деятельности, связанной с тесным общением людей: педагогической или туристической.
Специалисты отмечают, что одной из ключевых проблем, возникающих при реализации программ подготовки бакалавров на сегодняшний день, является проблема интенсификации обучения [3, с. 61].
Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования: содержания учебного материала, методов обучения.
Совершенствование содержания предполагает как минимум:
  • рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной;
  • перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятий, когда восприятие обучаемых более активно;
  • обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;
  • оптимальное использование каждой минуты учебного времени.
Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:
  • широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры и др.);
  • применение различных форм и элементов проблемного обучения;
  • совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;
  • индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий и выборе форм общения;
  • стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний;
  • знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;
  • применения современных технических средств и информационных средств обучения [5, с. 7-8].
Стремительное развитие научно-технического прогресса способствует не менее стремительному устареванию информации, но способствует появлению новых педагогических технологий и реформированию системы образования. Поэтому появляется необходимость постоянного обновления знаний и умений специалиста, уметь саморазвиваться в разные периоды профессиональной деятельности т.к. невозможно научить чему-либо на всю жизнь и невозможно заменить профессионализм некими универсальными технологическими схемами в период учебы.
Роль методического образования в таких условиях – не давать готовые знания и рецепты конкретных действий в той или иной ситуации, а подготовить будущего бакалавра к решению возникающих проблем разного характера, создать основу для его последующего непрерывного самообразования и самосовершенствования, самоорганизации и самореализации. С позиций компетентностного подхода это предполагает обеспечение такого уровня компетентности выпускника, чтобы он был способен самостоятельно действовать в профессиональной и социальной сфере, принимать оптимальные решения в ситуации высокой неопределенности; осуществлять адекватный выбор идей, теорий, педагогических технологий, а также набора разнообразных способов учебной и будущей профессиональной деятельности, общения и коммуникации.[7]
В заключение отметим, что большой вклад в подготовку бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогическом вузе вносят именно педагогические вузы, формируя личность, направленную на саморазвитие в профессиональной деятельности.
Развитие уровневой подготовки специалистов в сфере безопасности туризма в педагогическом вузе может быть реальным, эффективным, социально значимым при условии реализации концепции методической подготовки бакалавров в области индустрии туризма, удовлетворяющего региональным потребностям индустрии туризма и туристского природопользования.

Литература:
  1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта [Электр. ресурс]: федер. закон [принят Гос. Думой 14 ноября 2007 г.] № 309 - ФЗ // Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fgos/
  3. Корчагина Т.В. Методическое обеспечение программы подготовки бакалавров с использованием информационно-образовательной среды // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 60–66.
  4. Сергеев Н. К. Педагогическое образование: поиск инновационной модели // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 66–73.
  5. Станкевич П.В. Модели содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров [Текст]: автореф. дисс. … докт. пед. наук: 13.00.02. – СПб, 2010. – 36 с.
  6. Тряпицын А. В. Профессиональная компетентность будущих педагогов: методы исследования // Педагогическое образование в переходный период: результаты исследований 2009 года: сб. ст. по мат-лам внутривуз. науч. конф. 3 марта 2010 г. - СПб.: Изд-во «Лема», 2010. - С. 18–23.
  7. Верещагина Н.О.Методическая подготовка бакалавра и магистра в области естественнонаучного образования [Текст]: автореф. дисс. … докт. пед. наук: 13.00.02. – СПб, 2012. – 36 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сфера безопасности туризма, педагогический вуз, подготовка бакалавров, Болонский процесс, методическая подготовка бакалавров, направление подготовки, профессиональная деятельность, учебный материал, будущий бакалавр, Российская Федерация.


Ключевые слова

методологическая база, ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 «Туризм», сфера безопасности туризма, профессионально компетентных специалистов, профессиональная деятельность., профессиональная деятельность

Похожие статьи

Особенности формирования профессиональной компетентности студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм

Автор статьи рассматривает инновационный подход к построению процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров и предлагает повышать качество подготовки за счет повышения практикоориентированности образовательного процесса. В исследовании экс...

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении студентов инженерно-технического вуза

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку бакалавров техники и технологий, моделируемой с учетом требований, предъявляемых профессиональным сообществом к качеству подготовки современного инженера. Исследуется сущность профессио...

Роль исследовательских компетенций в работе психолога-диагноста

В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования исследовательских компетенций при вузовской подготовке студентов по специальности «Психология», что определяет, в конечном счете, успешность психодиагностических умений и навыков будущих специал...

Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...

Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры

Статья раскрывает требования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения к выпускникам военной кафедры высшего учебного заведения, адаптационные процессы, которые проходят курсанты в процессе освоения ФГОС ВПО, этапы раз...

Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается логика конструирования структуры и содержания предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в рамках основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности», разработанной в ...

Теоретический анализ проблемы предстоящей профориентации технико-научных кадров в общеобразовательной школе

В статье представлена специфика предпрофессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной школы для технико-научных кадров. Данная специфика включает в себя потенциал общеобразовательной школы в осуществлении подготовки технико-научных кадров в...

Особенности обучения бакалавров направления «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» по экологической безопасности

В статье представлена содержательная характеристика дисциплин «Экологическая безопасность города-мегаполиса», «Основы экологической безопасности». Показана возможность использования знаниевого компонента дисциплин в подготовке бакалавров профиля «Без...

Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре

В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования системы подготовки современного педагога в свете требований профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО 3+. Автор рассматривает один из важнейших аспектов подготовки нового педагога по...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода

В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и...

Похожие статьи

Особенности формирования профессиональной компетентности студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм

Автор статьи рассматривает инновационный подход к построению процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров и предлагает повышать качество подготовки за счет повышения практикоориентированности образовательного процесса. В исследовании экс...

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении студентов инженерно-технического вуза

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку бакалавров техники и технологий, моделируемой с учетом требований, предъявляемых профессиональным сообществом к качеству подготовки современного инженера. Исследуется сущность профессио...

Роль исследовательских компетенций в работе психолога-диагноста

В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования исследовательских компетенций при вузовской подготовке студентов по специальности «Психология», что определяет, в конечном счете, успешность психодиагностических умений и навыков будущих специал...

Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...

Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры

Статья раскрывает требования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения к выпускникам военной кафедры высшего учебного заведения, адаптационные процессы, которые проходят курсанты в процессе освоения ФГОС ВПО, этапы раз...

Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается логика конструирования структуры и содержания предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в рамках основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности», разработанной в ...

Теоретический анализ проблемы предстоящей профориентации технико-научных кадров в общеобразовательной школе

В статье представлена специфика предпрофессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной школы для технико-научных кадров. Данная специфика включает в себя потенциал общеобразовательной школы в осуществлении подготовки технико-научных кадров в...

Особенности обучения бакалавров направления «Естественнонаучное образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» по экологической безопасности

В статье представлена содержательная характеристика дисциплин «Экологическая безопасность города-мегаполиса», «Основы экологической безопасности». Показана возможность использования знаниевого компонента дисциплин в подготовке бакалавров профиля «Без...

Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре

В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования системы подготовки современного педагога в свете требований профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО 3+. Автор рассматривает один из важнейших аспектов подготовки нового педагога по...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода

В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и...

Задать вопрос