В современных условиях рынка на предприятиях в любой отрасли, и особенно промышленной, остро актуальной темой в отечественной бизнес-среде является внедрение инновационных методов управления. Одним из таких методов является контроллинг.
Существует множество толкований понятия контроллинга: во-первых, каждый из авторов использует различные подходы к управлению и соответственно акцентирует внимание на различных функциях контроллинга [1 с. 29], [2 с. 13], [3 с. 24]. Например, в рамках системного подхода, контроллинг соответственно рассматривается как система управления. При ситуационном подходе, контроллинг рассматривается как метод реагирования на возникающие ситуации, требующие немедленного принятия управленческих решений. А если рассматривать управление с позиции процессного подхода, контроллинг определяется как одна или совокупность нескольких функций управления. Во-вторых, неоднозначность определения термина контроллинг может быть обусловлена тем, что развитие контроллинга охватывает достаточно длительный период времени и каждый этап контроллинга из года в год эволюционировал и видоизменялся [4 с. 265], [5 с. 260].
Контроллинг – это система управления предприятием, направленная на достижение всех поставленных целей (краткосрочных, долгосрочных), основанная на получении всей необходимой и достаточной информации для принятия управленческих решений. Что отвечает основной цели контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием [6 с. 192].
Функции и задачи контроллинга определяются теми задачами, которые стоят перед предприятием или организацией и чаще всего к ним относятся: поддержка процесса планирования; учет для целей управления; контроль за реализацией планов, в том числе выявление и анализ отклонений; оценка протекающих процессов и представление отчетности руководству; выработка рекомендаций по возможным решениям и оценка последствий их реализации и все действия происходят на уровне топ-менеджмента. В современных условиях сложившегося рынка ввиду жесткой конкуренции оперативная активная информация – важнейшее звено в принятии управленческого решения.
Любой контроль деятельности (производство, управление, учет и т.п.) какого-либо предприятия это неотъемлемая часть контроллинга. И чем лучше будет осведомленность, соответственно тем более будет эффективным контроллинг, потому что контроллинг – это система, использующая информацию для принятия управленческих оперативных решений.
Программное обеспечение для поддержки принятия решений обычно включает информационные системы, которые работают с некоторыми входными данными. Эти данные получают от реальных датчиков. Но в технических системах при их проектировании или при управлении ими можно построить систему принятия решений на основе комбинации систем моделирования (технических объектов) и собственно системы принятия решений. Для этого следует разработать идеологию системы принятия решений и выяснить, какую именно входную информацию она обрабатывает. Эту информацию можно получать с помощью систем моделирования. Далее следует построить планы модельных экспериментов, которые позволили бы нарабатывать именно ту информацию, которая нужна для автоматизированной системы принятия решений. Возникает несколько задач: оптимизация этих планов, алгоритмы принятия решений на основе имеющейся информации, определение, какую именно информацию следует иметь, чтобы принимать нужные решения.
Поэтому есть наиболее подходящий вариант создания специализированной информационной базы. Причем информация в эту базу должна поступать напрямую, без использования аналоговых средств представления информации (бумажный документооборот) и вся информация должна отвечать ряду требований: достоверность, своевременность (и регулярность), полнота и полезность.
Информационный поток, происходящий без сбоев, обеспечивает нормальную работу всего предприятия. Для поддержки и обработки входящей информации контроллеру (службе контроллинга) необходимо дополнительное программное обеспечение, например, адаптивная система информационной поддержки принятия решений, поскольку именно на ее основе контроллер сможет помочь руководству в процессе принятия того или иного управленческого решения. Под такой системой мы понимаем сплошной информационный поток, преобразующийся в структуризированную информацию (информационная база данных), на основе которой разрабатываются модели, моделирующая адаптивная система формирует общую модель, на основе которой в свою очередь руководство предприятия более эффективно принимает управленческие решения.
Рассмотрим идеологию адаптивной системы информационной поддержки принятия управленческих решений. Во-первых, все начинается с доставки всех (полезных и необходимых!) данных и информации, преимущественно сводного характера, но также возможен и аналитический, из внутренних и внешних источников.
Далее идет формирование взаимодействия с руководством, путем представления системы информационных, математических и финансовых, моделей управленческих (экономических) процессов. Нужно отметить, что решение поставленной проблемы должно основываться на обеспечении иерархического доступа к данным и информации, а также формировании адаптивной системы моделей бизнеса. Под адаптивной системой понимается модель интеллектуальной подстройки под выбранные параметры: время расчета или же точность. Обычно между ними существует противоречие: для повышения точности уменьшают шаг интегрирования, но при этом увеличивается время счёта.
Моделируемая система представляется моделью в виде совокупности уравнений. Моделирующая система обеспечивает формирование этой общей модели моделируемой системы, выбор и применение методов решения получаемых уравнений. Таким образом, модели и методы их решения составляют две стороны процесса моделирования (рис. 1).
Рис. 1
В процессе моделирования меняются во времени методы расчётов (аналитические или численные), их параметры (шаг интегрирования, начальные условия для численного интегрирования, начальные приближения для решения систем уравнений), структура модели системы, а также модели отдельных элементов. Адаптивное моделирование предлагает изменять также модель в зависимости от того, какой режим рассчитывается в данный момент. Если происходит смена режимов работы в процессе моделирования, то это должно приводить к смене соответствующих моделей автоматически, т.е. адаптивно (рис.2). Возможность смены методов расчёта (или их параметров) также сохраняется, но в данном случае методы (и их параметры) должны подстраиваться к той модели, которая в данный момент является актуальной.
Рис. 2
Но для нормального функционирования аналитического ядра адаптивной системы, ее (систему) необходимо обеспечить:
доступом к данным внутренних и внешних источников информации
управлением данными и информацией в разных (кроссплатформенных) программных продуктах, что позволяет обеспечить их открытость;
хранение данных и информации в таких форматах, которые были бы пригодны для дальнейшего анализа, синтеза и представлении;
анализ финансовых (экономических) информационных потоков, моделирование состояний, процессов и условий;
представление полученных с помощью системы поддержки предприятия данных в визуально и интуитивно понятной форме (графики, диаграммы, в формате.xlsx,.docx, jpeg), а главное удобной для руководства, для последующей выработки управленческого решения
Таким образом, целью создания подобной системы является обеспечение аналитической и информационной поддержки подготовки принятия решений по основным финансово-экономическим вопросам топ-менеджерами и менеджерами среднего звена предприятия на основе статистического анализа и прогнозирования финансовых (экономических) показателей. Естественно, это подразумевает постоянное использование различных методов прогнозирования, мониторинга, анализа, сведений о состоянии рынков и ближайших конкурентов.
Для эффективного функционирования любого предприятия необходима информация о деятельности конкурентов, о ситуации в стране, на рынке в целом, о виде продукции, которые пользуются наибольшим спросом среди населения, о ситуации внутри предприятия и т.д. Поэтому самый главный вывод: информация – основа любого успешного предприятия. Связь контроллинга как системы поддержки принятия решений с адаптивной системой моделирования позволит наиболее эффективно решать вопросы процессов проектирования.
Литература:
Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих / Пер. с нем. — М.: Финансы и статистика, 1992. — С. 31.
Райхман Т. Менеджмент и контроллинг. Одни цели — разные пути и инструменты / Пер. с нем. // Международный бухгалтерский учет. — 1999. — № 5 — С. 13.
Пич Г., Шерм Э. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки / Пер. с нем. // Проблемы теории и практики управления. — 2001. — № 3 — С. 24.
Horvath, P. Controlling. München: Vahlen, 1994— С 265.
Shneider, D. Jnvestition. Finanzierung und Betreung. — Wiesbaden, 1992. — С 260.
Попова, Л. В., Исакова, Р. Е., Головина, Т. А. – Контроллинг : учеб. пособ. – М. : Издательство «Дело и Сервис», 2003. — С 192.
Слуцкин М. Л. Контроллинг как система повышения эффективности управления промышленным предприятием. — СПб : Изд-во СПбГУЭФ, 2004. — С 259.