Деятельностный подход как парадигма модернизации современного школьного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Корчагина, И. Р. Деятельностный подход как парадигма модернизации современного школьного образования / И. Р. Корчагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5711/ (дата обращения: 16.11.2024).

Великая цель образования — это не знания, а действия.

Герберт Спенсер


В настоящее время современное школьное образование основано на использовании в учебном процессе деятельностного подхода.

Принцип деятельности в процессе обучения обоснованный великими дидактами прошлого особо актуален в связи с введением в начальной школе стандартов второго поколения. Именно ФГОС и деятельностный подход в обучении ориентируют учителя отказаться от стереотипа вкладывать в ученика готовые знания, ученик самостоятельно в процессе собственной деятельности открывает новые знания, при этом повышается ответственность за приобретённые знания.

Становление деятельностного подхода в педагогике неразрывно связано с развитием теории деятельности в психологии. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским. Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев. А.Н. Леонтьев исходил из того, что существует два типа деятельности у человека. Внешняя и внутренняя. Первая — это специфическая включающая действия человека посредством использования рук, ног, пальцев а второй тип деятельности — это деятельность посредством умственных действий.

В своих трудах А.Н. Леонтьев доказывает, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. Для младшего школьника ведущая деятельность — учебная. Именно в учебной деятельности развиваются психические характеристики личности ребёнка. При этом согласно теории А.Н. Леонтьева главным в образовательном процессе является не накопление знаний учеником, а формирование умения действовать благодаря имеющимся знаниям. Для учителя это означает отказ от авторитарных методов обучения и строгого формирования системы ЗУНов, учитель формирует у учащихся способы действий в различных ситуациях, основанных на знаниях. При таком подходе учитель ориентируется на то, что любое получаемое знание должно реализовываться в определённой деятельности.

Например, ученик может выучить основные правила по русскому языку, но допускать ошибки в написании слов. Это связано с механическим запоминанием правила, отсутствии перехода знания в деятельность и самое главное с отсутствием личной заинтересованности ребёнка в получении знаний правил.

Таким образом, учитель, организуя изучение какого-либо правила, не должен говорить его формулировку в начале урока, в процессе деятельности на уроке ученики сами сформулируют правило и выберут для себя удобный способ запоминания. В данном случае благодаря деятельности знание станет основой для формирования умений и навыков.

Учёные сходятся во мнении, что деятельность необходима человеку для становления и развития его субъектности. Именно благодаря деятельности в процессе образования человек формируется в личность и способен к саморазвитию и самореализации. [3]

Использование деятельностного подхода в начальной школе приводит к изменениям целей, средств, мотивов, результата и оценки процесса обучения.

Осуществляется важный переход целей и мотивов деятельности из разряда необходимых для реализации учителем в разряд личностно-важных для обучающихся. В результате создаётся возможность участия учеников в выборе способов и средств обучения, а также индивидуальной образовательной траектории. Происходит изменение в оценке результата деятельности. Оценка превращается в самооценку и сравнивается с эталоном.

В процессе работы учитель направляет деятельность учеников и делает итоговый вывод по результату.

При построении школьного образования на основе технологии деятельностного подхода необходимо реализовывать следующую систему дидактических принципов:

      1. Принцип деятельности — заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, он активно участвует в учебной деятельности и её результат становится личностно значимым.

      2. Принцип непрерывности — подразумевает преемственность между всеми звеньями образовательного процесса на уровне технологий с учётом возрастных особенностей обучающихся.

      3. Принцип целостности — позволяет сформировать у учащихся целостную картину окружающего мира, которая будет включать не только окружающую природу и общество, но и роль и место конкретного человека в картине окружающего мира.

      4. Принцип мини-макса — школа должна предложить для ученика обучение на максимальном уровне сложности, определяемой зоной ближайшего развития его возрастной группы и обеспечить при этом усвоение на уровне минимума, то есть государственного стандарта.

      5. Принцип психологической комфортности — предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. В реализации этого принципа главная роль отводится учителю и родителям. Учитель создаёт в школе доброжелательную атмосферу и руководствуется принципами педагогами сотрудничества и организует диалог на уроке. Знакомит родителей с особенностями организации такого процесса обучения для перенесения доброжелательной атмосферы в домашние условия.

      6. Принцип вариативности — помогает учащимся справляться с ситуациями выбора в своей деятельности.

      7. Принцип творчества — ориентация всего учебного процесса на творческое начало в каждом школьнике. Учитель не даёт шаблонов для действий, он направляет и советует, поощряя творческую активность ученика. [omczo.org/pube/393]

В системе реализации деятельностного подхода по-новому трактуется типология уроков. В частности А.К. Дусавицкий [2] выделяет следующие типы уроков: 1) урок постановки учебной задачи; 2) урок решения учебной задачи; 3) урок моделирования и преобразования модели; 4) урок решения частных задач с применением открытого способа; 5) урок контроля и оценки.

Интересна типология уроков на основе деятельностного метода обучения в системе «Школа России». Уроки открытия нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.[4]

УМК «Школа России» реализуется в нашей школе на протяжении десяти лет, результаты работы учителей выше средних показателей.

Пример, фрагмента урока реализации деятельностного метода.

Тема: «Вода в природе и жизни человека». Класс 4. Предмет — окружающий мир.

Цель: ознакомление учащихся со свойствами воды, обеспечение условий для овладения приемами описания свойств воды, обобщить знания о нахождении воды в природе и ее значении для живых организмов. Развитие логического мышления, речи учащихся, умения анализировать наблюдения, чувственного восприятия происходящих изменений, закрепление умений проведения эксперимента.

Ход урока

Этап 1. Мотивационный.

На этом этапе создается эмоциональный настрой на урок, вызывается интерес к последующей работе.

На данном уроке демонстрируются рисунки предметов и явлений, а также сами предметы, каким-либо образом связанные с водой (картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», В.М. Васнецова «Аленушка», И.К. Айвазовского «Девятый вал», фотографии извержений вулкана, облаков, снега, лед; школьники могут также принести свои рисунки), и предлагается учащимся объединить их одним словом.

После того как это слово найдено, учащиеся знакомятся с информацией о значении воды в древности и на современном этапе.

Учащимся предлагается написать в тетрадях фразу: «Вода – это …». Учащиеся работают в группах, каждый записывает предложение в свою тетрадь, а потом передавая тетради по кругу, в тетради других участников группы. Один представитель от каждой группы зачитывает получившийся рассказ.

Этап 2. Изучение нового материала.

Проблемный вопрос: Каковы физические свойства воды? (В тетрадях ученики делают краткие записи).

Вам известно, что вода находится в природе в трех агрегатных состояниях: в жидком, в твердом – в виде снега и льда – и в газообразном состоянии – в виде пара.

Далее задается проблемный вопрос: Как же вода переходит из одного состояния в другое?

При обсуждении этого вопроса можно опираться на знания учащихся и активно вовлекать их в беседу.

В тетрадях учащиеся зарисовывают переход воды из одного состояния в другое.

При изучении темы можно провести опыты в рамках индивидуальной и фронтальной работы. При этом учащиеся не только проводят опыты, но и зарисовывают и записывают их результаты в тетрадях.

После опытов надо сделать вывод:

Вещества могут растворяться и не растворяться в воде, а также растворяются не только твердые вещества, но и некоторые жидкости, и газы. Обитатели водоемов, например рыбы, дышат кислородом, растворенном в воде.

Этап 3. Заключительная часть.

В течение урока делаются выводы по мере ответов на вопросы, при этом происходит обсуждение результатов практической и творческой работ.

Вывод: Без воды нет жизни на Земле. Пресной воды уже недостаточно и мы должны ее беречь. Вода обладает уникальными свойствами их использует человек в быту, сельском хозяйстве и в промышленности человек. Интересное свойство воды, с которым мы сталкиваемся ежедневно — способность к растворению различных веществ (примеры учащихся).

Домашнее задание: составить опорный конспект по уроку, по желанию провести анкету скрининг воды в своей квартире [1].

Таким образом, сегодня очевидно, что использование деятельностного метода на уроках в начальной школе позволит сформировать активную личность и воспитать внимательного, чуткого и отзывчивого человека, так как применяемые формы, методы, технологии только этому способствуют.


Литература:

      1. Авторская программа и методические материалы для факультативного курса «Изучаем мир сами» (для младших школьников) / Т.А. Колесникова, О.В. Засухина. - Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. - 68 с.

      2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачёва И.М., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. - 288 с.

      3. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. М.: Народное образование, 2006. - 216 с.

      4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М.: Школа 2000 АПК и ППРО, 2008. - 48 с.


Основные термины (генерируются автоматически): деятельностного подхода, Принцип деятельности, Похожая статья, деятельностного метода, начальной школе, учебной деятельности, процессе деятельностного подхода, процессе собственной деятельности, Становление деятельностного подхода, Основы деятельностного подхода, реализации деятельностного подхода, Психологическое изучение деятельности, Принцип психологической комфортности, ученика готовые знания, оценке результата деятельности, процессе деятельности, развитием теории деятельности, Использование деятельностного подхода, процесса обучения, технологии деятельностного подхода.


Задать вопрос