Одной из главных, в истории отечественной курортологии, достопримечательностей всего Северо-Кавказского федерального округа является Кавказские Минеральные Воды (КМВ). Она представляет собой группу популярных бальнеологических курортов на территории Северного Кавказа, в частности Ставропольского края, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик. Города-курорты Пятигорск, Ессентуки, Железноводск и Кисловодск, на протяжении более 250 лет служат неиссякаемым источником здоровья и отдыха. Общее количество разведанных и используемых в бальнеологических целях минеральных источников здесь, примерно составляет 130, а лечебная иловая грязь добывается из местных озер – Большой и Малый Тамбукан. Решение проблемы по обеспечению экологической безопасности в особо охраняемом эколого-курортном регионе связано с необходимостью постоянно осуществлять данный вид безопасности, как в пределах всех форм отраслевого природопользования, так и в области прямого и опосредованного воздействия на природно-рекреационно-туристский комплекс местного населения, приезжих туристов, отдыхающих, лечащихся и гостей региона. Экологическая безопасность – это состояние, сумма условий, при которых достигается научно обоснованное ограничение или исключение вредного воздействия любого природного и антропогенного фактора или процесса на жизнедеятельность населения и качество окружающей среды [3.с.288].
Потенциальный рост числа отдыхающих и проходящих курсы лечения больных требует повышения ответственности местных, краевых и федеральных органов власти за обеспечение экологической безопасности не только в городах-курортах, но и на сопредельных с Кавказскими Минеральными Водами территориях. Оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в зоне расположения курортных территорий субъектов Северо-Кавказского федерального округа, в частности, в масштабе КМВ, должна осуществляться систематически. Наиболее востребованными, среди критериев оценок должны быть следующие:
Приоритетность особо охраняемых природных территорий (государственная охрана территорий особого назначения - природно-заповедного, природно-исторического, рекреационного, ресурсно-промыслового, водо -, лесо -, почвоохранного и т.п.;
Безопасность (безвредность) для человека факторов среды (охрана жизни и здоровья населения);
Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (создание оптимальных условий труда, отдыха, жилья и прочих);
Обоснованность сочетания экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду, в том числе и на возмещение ущерба;
Обеспеченность социально-экономических интересов населения на основе гарантированных прав (право на труд, патентные разработки, приобретение материальных благ, поддержание здоровья и т.п.);
Обеспечение прав населения на получение информации о состоянии окружающей среды, на общественное участие в решении природоохранных задач;
Оценка и учет краткосрочных и дальнесрочных экологических, экономических, демографических, культурно-этических последствий хозяйственной деятельности;
Обеспечение интересов коренных и малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных договоров;
Рациональное использование природных ресурсов (недопущение негативного воздействия на природную среду);
Обеспечение соответствующих действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, антропогенного и техногенного характеров с обеспечением компенсационных мероприятий.
Обеспечение экологической безопасности осуществляется благодаря информации, получаемой системой мониторинга окружающей природной среды, в которой различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный. Для такого уникального курортного региона, как КМВ, необходимо, чтобы функционировали все три уровня мониторинга, так как их цели и задачи отвечают требованиям экологической безопасности. Например, санитарно-токсический мониторинг - это наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом за степенью загрязнения природных ресурсов и среды обитания человека вредными веществами и влиянием этого процесса на самого человека, животный и растительный мир; определение наличия различных шумов, аллергенов, разновидностей пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов и мн.др. Экологический мониторинг - это определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и биоресурсов. Биосферный мониторинг - осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются в Российской Федерации. С целью совершенствования концептуальной, нормативно-правовой, методической и информационной базы в области обеспечения экологической безопасности в России Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов была утверждена разработанная ранее Концепция экологической безопасности, которая отражает современные взгляды на цели, задачи, принципы, методы и механизмы обеспечения экологической безопасности. За период с 1995 по 2001 год Правительством Российской Федерации, Государственной думой и Советом Федерации был принят ряд законов, постановлений, программ по обеспечению и оздоровлению экологической безопасности в стране [2.c.149]. В 2000 году в России был введен социально-гигиенический мониторинг, который кроме среды обитания был призван контролировать состояние здоровья населения и социальные факторы - условия труда, быта, включая климатические условия, качество питания, водоснабжение, наличие канализационных систем и т.п. Число постов и схема их размещения должны определяться с учетом постоянной численности местного населения и приезжих людей (рекреантов, гостей, туристов, и др.), площади населенного пункта (города, поселка городского типа, села или деревни) и рельефа местности, а также наличия, развитости и расположения объектов промышленной, сельскохозяйственной и транспортной инфраструктуры по территории данного населенного пункта, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.
Главными направлениями деятельности по обеспечению экологической безопасности особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ являются следующие:
восстановить, в полном объеме, границы санитарно-защитных и курортных зон;
упорядочить все виды миграционных процессов;
обеспечить экологическую экспертизу старых и новых (в стадии проекта) объектов промышленности, сельского хозяйства, транспорта;
создать более современные посты экологического мониторинга с наделением их соответствующими государственно-правовыми полномочиями;
расширить использование вторичных ресурсов, формирующихся при утилизации, обеззараживании и захоронении всевозможных отходов;
ввести систему экологического страхования граждан в местах их постоянного и временного пребывания;
унифицировать систему управления в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, антропогенного и техногенного характера;
оптимизировать штрафные санкции за нарушение экологического права на федеральном, субъектном и местном уровнях.
Основные экологические права граждан изложены в Конституции Российской Федерации, а именно в ст. 9; 36; 42; 58; 71; 72 и 114 [1.с.4; с.8; с.9; с.12;14-15; 25-26]. Поэтому, организация системы экологических постов, с мобильным составом экологических патрулей, в особо охраняемом эколого-курортном регионе КМВ, обладающим федеральным статусом, является неотложным делом государственной важности. Термин «пост», в переводе с французского языка, означает место, пункт (обычно оснащенный техническими устройствами), откуда можно наблюдать за кем-, чем-либо и/или охранять кого-, чего-либо. Далее, под термином «пост» понимается лицо или группа лиц, поставленные на определенное место для охраны чего-либо, наблюдения за чем-либо - например, сторожевой, санитарный, вражеский разведывательный посты, а также посты охранения и т.д. «Экологический пост» же представляет собой специализированное место, в пределах эколого-курортной или иной особо охраняемой территории, на которой группой лиц, в качестве «экологического патруля», состоящего из специалистов – экологов, правоведов, экономистов, ведется экологический контроль над соблюдением местным населением, приезжими гражданами из ближнего и дальнего зарубежья, из других регионов/субъектов Российской Федерации, отдыхающими санаторно-курортных комплексов, экологических нормативно-правовых норм и правил в отношении к окружающей их природной среде, а также предотвращению, обнаружению и ликвидации нарушений и загрязнений, направленных против деградации компонентов природы: - атмосферы, земли/почвы, воды, флоры, фауны, соответствующим специальным помещением, оснащенным современным оборудованием и мобильной связью, для регистрации и передачи информации в экологический центр, входящий в состав структурного подразделения государственного или местного муниципального органа власти.
Количество экологических постов на территории эколого-курортных зон должно регулироваться в зависимости от следующих реальных показателей:
Развитости курортно-санаторной инфраструктуры на текущий момент;
Площади соответствующей эколого-курортной зоны;
Количества местного населения проживающего на данной территории в непосредственной близости к ней;
Количества отдыхающих по санаторно-курортным путевкам;
Количества приезжающих в качестве туристов из других субъектов Российской Федерации, а также ближнего и дальнего зарубежья;
Развитости индустрии туризма и ее связи с санаторно-курортной инфраструктурой как на региональном, так и межрегиональном уровнях и др.
В структуру экологического поста необходимо включить «пункты мониторинга» за экологической обстановкой курортных территорий Северо-Кавказского федерального округа. Эффективность работы экологических постов в особом эколого-курортном регионе КМВ будет напрямую зависеть от полномочий наделенных их государственной властью и органами местного самоуправления, а также качественной работы в них высококвалифицированных специалистов - экологов, юристов, психологов, курортологов, экономистов и др., их оснащенности современными техническими средствами - помещением, связью, оргтехникой, транспортом, соответствующим оборудованием, инвентарем и т.д.
Экологические посты, учитывая специфику и функции их деятельности, должны быть подконтрольны местным и государственным органам власти. Известно, что города-курорты КМВ - Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск имеют федеральный статус. В этой связи, созданные в этих городах-курортах «экологические посты» должны иметь соответствующую ведомственную соподчиненность по следующим уровням: городской - региональный - краевой - федеральный. Соответственно этому и финансирование деятельности создаваемых «экологических постов» должно осуществляться как на федеральном, так и на местном уровнях. Совместная работа с правоохранительными органами региона позволит оперативно решать чрезвычайно сложные проблемы, которые могут возникнуть в особом эколого-курортном регионе КМВ. Необходимость в создании «экологических постов» назрела давно. Они должны были быть созданы еще в 90-х годах XX века. Однако события постсоветского периода не позволили этого сделать из-за отсутствия не только финансирования, но и из-за того, что вся эколого-курортная инфраструктура региона КМВ оказалась в сложнейших административно-правовых обстоятельствах, так как регион в прошлом был здравницей Всесоюзного значения. Решение экологических проблем требует больших инвестиций. Поэтому, при формировании нового регионального бюджета необходимо включить в него статьи расходов по организации экологических постов. Организация экологических постов с мобильными группами экологических патрулей в особом эколого-курортном регионе КМВ жизненно необходима и востребована по многим причинам. Во-первых, предотвращение нарушений и загрязнений природных компонентов; во-вторых, рациональное использованию природно-рекреационно-туристских ресурсов и условий, территориально-рекреационных систем; в-третьих, применение штрафных санкций за экологические правонарушения и т.п. Таким образом, обеспечение экологической безопасности курортных территорий Северо-Кавказского федерального округа на примере такого эколого-курортного региона как Кавказские Минеральные Воды, послужит стимулом в деле наращивания экологического благополучия исторически знаковых курортов Российской Федерации.
Литература:
Конституция Российской Федерации. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 32 с.
Малофеев В.И. Социальная экология. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002. – 260 с.
Прохоров Б.Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. - 364 с.