В данной статье рассматривается деятельность IT компании со стороны формирования трансакционных и трансформационных издержки. Также выделяются статьи трансакционных и трансформационных издержек исходя из отчетности компании. Проведен анализ деятельности IT компании и рассмотрены статьи трансакционных и трансформационных издержек.
Ключевые слова: издержки, IT фирма, институциональный подход, программное обеспечение, информация, трансакционные издержки, трансформационные издержки.
IT фирма представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность в сфере предоставления IT-услуг и выполняющий совокупность функций.
Основная деятельность фирмы связана с:
Созданием программного обеспечения;
Его внедрением;
Поддержкой и обновлением программного обеспечения, установленного у клиентов.
Существенными признаками этих отношений являются:
Исследование проблемы;
Выявление необходимых для разработки и внедрения модулей и разработка технического задания;
Настройка системы (программного продукта);
Тестирование системы;
Опытная эксплуатация;
Промышленная эксплуатация.
Издержки, которые несет в процессе осуществления деятельности IT фирма, как и другой субъект экономики, непосредственно влияют на величину прибыли. В соответствии с неоинституциональной экономической теорией совокупные издержки фирмы включают трансакционные и трансформационные.
Трансформационными (производственными) называются издержки, сопровождающие процесс физического изменения материала, в результате которого производится продукт определенной ценности. Трансформационные издержки выступают в форме затрат на переработку сырья и материалов, оплату рабочей силы, возмещение износа оборудования и капитала. В результате таких издержек происходит Физическая трансформация благ. Другой вид издержек существенно отличается от обычных трансформационных издержек. Они не связаны с изменением свойств экономических благ.
Непредсказуемость и неопределенность внешней среды информации заставляют каждый экономический субъект нести издержки на получение информации о ценах, поставщиках и покупателях, условиях проведения сделок. Получение информации требует некоторых затрат, поскольку информация - это платное, экономическое благо. Разнообразие хозяйственных процессов, происходящих в обществе, усложнение взаимосвязей между контрагентами вынуждают субъекты осуществлять защиту своих прав собственности. Это необходимо производить в случаях нарушения контрактов со стороны партнеров, при осуществлении контроля над качеством поставляемых решений, при решении спорных вопросов между контрагентами. Разработчику, помимо традиционных трансформационных издержек, приходится нести издержки, связанные с процессом получения информации, заключением сделок, защитой прав собственности, то есть трансакционные издержки. Следует отметить, что содержание трансакционных издержек принципиально отличается от трансформационных. Трансакционные издержки не связаны с изменением физических изменением ресурсов. Они отражают факт проведения рыночных сделок и связаны с процессом подготовки, заключением и реализацией сделок. Д. Норт и Дж. Уоллис разделяют трансформационные и трансакционные издержки следующим образом: «Трансформационные издержки - это издержки, которые ассоциируются с трансформацией ресурсов в продукт, издержки осуществления трансформационной Функции. Когда мы говорим о трансакционных издержках, мы подразумеваем стоимость вложений, использованных на осуществление трансакционной функции». Трансформационные издержки определяются технологическими, а трансакционные - правовыми факторами.
Одной из проблем при исследовании издержек экономических субъектов является сложность разделения трансформационных и трансакционных издержек. Для определения трансформационных и трансакционных издержек IT фирмы мы разделили данные издержки в соответствии со следующим алгоритмом:
Составление типологии трансакционных и трансформационных издержек для IT фирмы;
Выявление трансакционных и трансформационных издержек во внутренней отчетности IT фирмы;
Определение статей трансакционных и трансформационных издержек IT фирмы;
Группировка статей трансакционных издержек IT фирмы с выделением профессий, выполняющих трансакционные функции.
Для выделения статей трансакционных и трансформационных издержек необходимо рассмотреть внутреннюю отчетность страховой фирмы.
Таблица 1
Совокупные издержки IT фирмы
Трансакционные издержки |
Трансформационные издержки |
Поиск менеджеров для работы с клиентами, поиск новых программистов, заключение договоров и ведение переговоров |
Использование трудовых резервов (заработная плата сотрудников, выполняющих трансформационные функции) |
Поиск клиентов |
Использование основного капитала |
Заключение договоров с клиентами |
Использование материальных ресурсов |
Проверка договоров |
Использование информационных ресурсов |
Обеспечение выполнение договорных обязательств |
|
Защита от оппортунизма |
|
Таким образом, выделены три группы издержек компании, занимающейся распространением и созданием программного обеспечения:
Издержки, связанные с выполнением трансакционных функций;
Издержки, связанные с выполнением трансформационных функций;
Издержки, вид функции которых не определен.
В связи с этим необходимо рассмотреть третью группу издержек. К издержкам третьей группы относят:
Оплата труда работников;
Командировочные расходы;
Расходы на подготовку, переподготовку кадров;
Содержание автотранспорта.
Разделение данных издержек на трансакционные и трансформационные опосредовано, во-первых, функцией, с выполнением которой связан соответствующий вид издержек; во-вторых, особенностями организационной структуры IT фирмы. Если издержки, связанные с трансакцией определенного вида посредством рынка, меньше издержек, которые несет IT фирма при осуществлении трансакции внутри, то страховой фирме следует использовать механизм рынка. Часть услуг для сопровождения сделок осуществляется внутренними силами компании, другая - приобретается извне. То есть вывод за границы фирмы выполнение определенных функций, связанных с обеспечением сделок.
Следующим этапом алгоритма разделения трансакционных и трансформационных издержек IT фирмы является определение статей данных издержек. На основе выявленного вида функции соответствующих издержек фирмы проведено объединение нескольких составляющих для выделения статей.
Трансакционные издержки IT фирмы включают:
Издержки на рекламу;
Представительские расходы;
Издержки на поиск квалифицированных специалистов;
Комиссионное вознаграждение специалистам;
Издержки на привлечение, обучение новых программистов;
Расходы на бланки технических заданий, квитанции;
Издержки на сбор информации о клиенте;
Трансформационные издержки IT фирмы включают:
Расходы па оплату труда сотрудников, выполняющие трансформационные функции;
Расходы на программные продукты;
Услуги сторонних организаций (за исключением издержек юристов и адвокатов);
Хозяйственные расходы;
Расходы на личное медицинское страхование работников;
Расходы на подготовку, переподготовку кадров;
Аренда помещения, содержание и ремонт помещения;
Расходы на страхование имущества;
Ремонт, обслуживание и содержание оргтехники.
Составленный перечень статей трансформационных издержек позволяет определить, что трансформационные издержки IT фирмы - издержки, связанные с выполнением взятых на себя обязательств, а также издержки на содержание административно-управленческого персонала, управленческие расходы и общехозяйственные расходы.
Таким образом можно обобщить, что трансакционные издержки в компаниях, занимающихся созданием и распространением программного обеспечения включают в себя расходы на рекламу, представительские расходы, издержки на поиск квалифицированных специалистов, издержки на привлечение, обучение новых программистов и т. д. Трансакционные издержки никак не связаны с изменением физических изменением ресурсов, они отражают сам факт проведения рыночных сделок и связаны с процессом подготовки сделок. В то время как трансформационные издержки определяются технологическими факторами и включают в себя расходы на программные продукты, расходы на услуги сторонних организаций, расходы на аренду помещений и т. д.
Литература
Wallis J.J., North D.C. - Measuring the transactional sector in Amerncan economy, 1870--1970. -- In: Long-term factors in American economic growth. Ed. by Engerman S., Chicago, 1986.