В настоящее время концепция устойчивого развития стала основополагающей концепцией развития мирового сообщества. Крупнейшие форумы ООН в Рио-де-Жанейро (1992), Йоханнесбурге (2002) и Копенгагене (2009) были посвящены проблемам и путям перехода человечества к устойчивому развитию. Прежде всего, это связано с нарастанием экологической опасности в мире в условиях формирования техногенного типа экономического развития, истощением и деградацией природных ресурсов и ростом загрязнения окружающей среды.
Международная комиссия по окружающей среде и развитию большое внимание уделяет сущности определения «устойчивое развитие». В докладе комиссии говорится: «Устойчивое развитие требует, чтобы общества удовлетворяли бы личные потребности населения, как совершенствуя свой производственный потенциал, так обеспечивая для всех своих членов равные возможности» 1, с.12.
Устойчивое развитие общества предполагает интеграцию экономических, экологических и социальных вопросов и призвано решить 4 основные задачи: обеспечение экономического роста, социальное развитие, эффективное решение проблем охраны окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. При устойчивом развитии общества эти задачи должны решаться одновременно.
В мире активно идет разработка критериев и индикаторов устойчивого развития. Этим занимаются ведущие международные организации: ООН, Всемирный Банк, Организация стран экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейская комиссия, Научный комитет по проблемам окружающей среды (SCOPE) и др.
В глобальной программе «Повестка дня на XXI век» была отмечена необходимость разработки индикаторов устойчивого развития, в 40-ой главе этого документа, в частности, отмечено: «В целях создания надежной основы для процесса принятия решений на всех уровнях и содействия облегчению саморегулируемой устойчивости комплексных экологических систем и систем развития необходимо разработать показатели устойчивого развития»2, с.56.
Для оценки состояния развития общества по пути устойчивого развития необходимы определенные критерии. В мире активно идет разработка критериев и индикаторов устойчивого развития. Индикаторы устойчивого развития с одной стороны должны давать количественную характеристику достижения целей устойчивого развития, с другой стороны должны использоваться для обобщенного определения и уточнения ключевых аспектов устойчивости. При помощи индикаторов можно оценить уровень развития страны, региона, муниципального образования, спрогнозировать его будущее состояние (экономическое, экологическое, социальное, демографическое и др.), сделать выводы об устойчивости развития территории 3, с. 101.
Устойчивое развитие страны возможно только через обеспечение устойчивого развития всех регионов РФ. Выявление и формирование систем показателей устойчивого развития для отдельных регионов является в настоящее время проблематичным, так как отсутствует единая национальная научно-обоснованная методологическая и методическая база.
В ходе разработки индикаторов устойчивого развития на региональном уровне можно рассматривать несколько подходов, которые различаются по структуре и принципам построения. Индикаторы лучше отбирать и агрегировать таким образом, чтобы дать количественную характеристику выделенных проблем, опираясь на базу данных официальной российской статистики для регионов 4,с. 31.
Система индикаторов устойчивого развития позволяет оценить устойчивость развития территории, результаты реализации существующих региональных программ, выявлять проблемы регионов, корректировать планы социально-экономического развития. Очевидна необходимость создания системы индикаторов устойчивого развития в каждом регионе.
Белгородская область является развитым аграрно-промышленным регионом России. Практически вся территория в той или иной степени преобразована хозяйственной деятельностью. Регион испытывает большую антропогенную нагрузку, что сказывается на состоянии окружающей среды и природопользовании в целом. Область является приграничным регионом, это влечет за собой дополнительные экологические, социальные и экономические проблемы.
Анализ публикаций по проблемам устойчивого развития позволил сделать вывод, что наибольшую сложность вызывает формирование индикаторов устойчивого развития на региональном уровне. Для Белгородской области наиболее приемлемым является использование, на наш взгляд, ключевых/базовых индикаторов построенных по структуре «проблемы-индикаторы». Именно ключевые/базовые индикаторы по тематическим направлениям дают намного более четкую картину ситуации по уровням устойчивости.
В Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года приведены индикаторы реализации развития Белгородской области. Данная система индикаторов устойчивого развития является неполной, ее необходимо дополнить социальными и экономическими показателями.
Ведущей отраслью специализации Белгородской области является агропромышленный комплекс региона (АПК), на который приходится 12% валового регионального продукта. На территории региона развиваются три кластера АПК с замкнутым циклом производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции через собственную торговую сеть. Это кластеры по развитию птицеводства, свиноводства и молочного животноводства. Самым динамично развивающимся кластером и ведущим кластером является кластер по развитию птицеводства. На его долю приходится более 35% выпуска сельского хозяйства Белгородской области. С использованием кластерного подхода в Белгородской области создается самая мощная в России производственная и технологическая база в птицеводстве.
Для устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий необходима оценка не только хозяйственно-экономических показателей, но и показателей характеризующих социальные факторы, улучшающие качество жизни сельского населения, только при выполнении этих условий можно говорить об устойчивом развитии территории (табл.1).
Таблица 1
Индикаторы устойчивого развития сельского хозяйства и сельских
территорий
для Белгородской области
Сфера |
Проблема |
Индикаторы |
социальная |
Улучшение демографической ситуации |
|
Решение проблем жилищной сферы |
|
|
Развитие инфраструктуры |
|
|
Рост благосостояния населения |
|
|
Развитие здравоохранения и состояние здоровья |
|
|
Развитие сферы образования |
|
|
Вовлечение населения в общественную деятельность |
|
|
экологичеаская |
Снижение загрязнение воздуха |
|
Уменьшение потребления водных ресурсов до минимума |
|
|
Снижение количества отходов до минимума |
|
|
Экологически безвредная мобильность |
|
|
экономическая |
Эффективность экономики |
|
Финансовая устойчивость развития сельского хозяйства |
|
Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития 5.
Литература:
Наше общее будущее Текст : перевод с английского / доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / под редакцией С.А. Евтеева и Р.А. Перелета. - Москва: Прогресс,1989. – 211 с.
Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении Текст : материалы встречи на высшем уровне «Планета земля» / Сост. Китинг М. – Женева, 1993. – 134 с.
Данилов-Данильян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие Текст : учебное пособие / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев. – М.:Прогресс-Традиция, 2000. – 416 с.
Бобылев, С.Н. Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение Текст : учебное пособие, С.Н. Бобылев. – М.: Акрополь, ЦЭПР, 2007. – 60 с.
Концепция перехода РФ к устойчивому развитию [Электронный ресурс] : указ президента : от 1 апреля 1996 г. № 440 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».