Тема занятия: «Звуки [Д], [Т] и буквы Д, Т»
Цель: познакомить со звуками [Д], [Т] и буквами Д, Т
Задачи: — закрепить навыки различения и произношения звуков [Д], [Т] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
− уточнить и сравнить артикуляцию и характеристики звуков [Д], [Т];
− формировать умение определять позицию звука в слове;
− формировать умение согласный звук в начале слова;
− упражнять в образовании сложных слов;
− продолжить формировать навыки слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов;
− формировать умение читать слоги и слова;
− развивать фонематические процессы;
− развивать внимание, память, мышление;
− проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии;
− развивать координацию речи с движением.
Оборудование: Логопедический сенсорный комплекс «Теремок», интерактивные игры: «Настольные пальчики», «А ты так можешь?», настольная игра для автоматизации произношения звуков и развития речи «Звуки [Д], [Т]», зеркала, игрушка дома, игрушка кота Тома, счетные палочки синего цвета.
Ход занятия:
- Организационный момент
— Ребята, угадайте загадки:
Не паровоз, не пароход,
А из трубы дым идёт,
Из бруса деревянный,
Уютный, тёплый, славный! (Дом)
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это — …(Кот)
- Введение в тему, развитие фонематического восприятия
— С какого звука начинается слово дом? (Д-Дом)
— С какого звука начинается имя нашего гостя кота? (Т-Том)
— Сегодня мы поговорим о звуках [Т] и [Д]
Игра «Замени первый звук»
— Замените звук [Т] на [Д] и назовите новое слово:
Дом — том, трава — дрова, уточка — удочка, тушь-душ, тачка — дачка, катушка-кадушка, точка-дочка.
- Уточнение артикуляции и характеристики звуков [Т], [Д]
— Назовите звуки по порядку .
— Сколько звуков в этих словах? ( 3 звука ) .
— Это очень похожие слова «дом Том» .
— А в чем их различие?
— В слове «дом» первый звук — [Д].
— В слове «Том» первый звук — [Т].
— Посмотрите, поменяли один звук, а изменилось все слово.
— Сегодня мы будем учиться различать звуки и буквы [Д] и [Т] для того, чтобы их не путать.
— Давайте вспомним, как мы узнаем, что это звуки или буквы? (Звуки слышим и произносим, а букву видим и пишем).
— Давайте сравним и дадим характеристику нашим звукам .
— Произнесите звуки [Д] и [Т]. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково) .
— Как мы произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные.
— Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [Д]? (Дрожит) .
— С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом) .
— А теперь произнесите звук [Т] и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит) . Значит, звук произносится без голоса.
Игра «Хлопни, топни»
— Хлопните, когда услышите звук [Д], слоги и слова с ним. (т, т, д, т, д; та, да, до, ту, ты, ды, тэ, дэ; дом, молоток, коты, дым, ягоды, стол)
— Топните, когда услышите звук [Т], слоги и слова с ним. (т, т, д, т, д; та, да, до, ту, ты, ды, тэ, дэ; доски, тапки, коты, водопад, томат, петух, домино)
Игра «Повтори не ошибись»
— Повторите слоги, а затем слова со звуками [Д] и [Т]
Да-та-та-да, ду-ту-ду-ту, ды-ты-ды-ты, тэ-дэ-дэ-тэ, то-то-до-до
Дом-том, следы-коты, дудка-ветка, посуда-стол, паста-сундук
- Физминутка интерактивная игра «А ты так можешь?» (Все выполняемые упражнения сопровождаются стишками, синхронизируя речь и движения)
5. Соотнесение звука и буквы (выкладывание букв из счетных палочек)
—Вспомните, из каких элементов состоят буквы «Т» и «Д» .
—На что похожа буква «Т» , «Д»(показ букв)
— Выложите из синих палочек буквы Т, Д.
— А скажите, если поставить согласный и гласный звук вместе, то, что они образуют? (Слог) .
— Давайте прочтем слоги.
АТ, ОТ, УТ, ИТ ТА, ТО, ТУ, ТИ
АД, ОД, УД, ИД ДА, ДО, ДУ, ДИ
— А что образуется из слогов? (Слова) .
—А если мы добавим одну букву, что у нас получится? (дети добавляют буквы и читают получившиеся слова: Сад, том, дом, тот, тут, дуб.)
6. Работа с буквами
Интерактивная игра «Настольные пальчики» (Глядя на весёлое Приведение, ребёнок повторяет движения руками. Упражнения сопровождаются пояснительными стишками).
— Найдите и закрасьте только буквы Т и Д
—Зачеркните не правильные буквы Т и Д
— Пропишите буквы Т и Д.
7. Итог занятия.
— Какие звукимы научились различать? ([Т], [Д]).
— Дайте краткую характеристику этих звуков.
[Т] — согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[Д] — согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.
— Для чего мы учились различать эти звуки? (Чтобы писать без ошибок) .
— Молодцы, ребята! Вы отлично сегодня поработали!