В статье раскрывается вопрос изучения восприятия новых продуктов на рынке. Приведены результаты исследования, на основании которых выявлены проблемы восприятия потребителями новых товаров продуктовой сети магазинов «Мария-Ра» и разработаны рекомендации по их совершенствованию.
Ключевые слова : маркетинговое исследование, восприятие новых продуктов, изучение потребительских предпочтений.
Главной целью любого производственного предприятия является получение прибыли. Для того чтобы увеличить размер получаемой прибыли, необходимо наилучшим образом удовлетворять потребности потребителей. В связи с этим возникает необходимость расширения ассортимента выпускаемых товаров. Любая компания время от времени сталкивается с необходимостью вывода на рынок новых видов продукции [2, с. 204].
Потребители, имея схожие потребности, по-разному воспринимают один и тот же продукт. В основе потребительского выбора лежит множество субъективных оценок. Нередко бывает так, что одни новинки, выпущенные магазином, долгое время пользуются успехом у целевой аудитории, а судьба других терпит крушение. Для того чтобы понять, чем же вызван успех одних новинок и провал других, необходимо проведение исследования восприятия нового товара. Более высокий уровень удовлетворенности потребностей потребителей приведёт к созданию положительного имиджа предприятия, повысив у аудитории доверие к продукции и спрос [1, с. 34].
Важно понимать, что создание товара не заканчивается его определением, комплексным изучением, непосредственным производством, установлением конкурентоспособной цены и распределением продукции по торговым точкам. Для достижения поставленных целей необходимо использование маркетинговых инструментов продвижения товара, эффективное взаимодействие с целевыми группами [4, с. 128].
В связи с вышеперечисленным было принято решение о проведение опроса потребителей продукции сети «Мария-Ра» методом анкетирования. Респонденты были выбраны случайно для обеспечения достоверности исследования. Потребителей продукции сети магазинов «Мария-Ра» большое множество по всей стране. Поэтому выбор респондентов проводился независимо от пола и возраста. Общая численность респондентов составила 380 человек, так как такое количество позволит прояснить ситуацию в полной мере. Респондентам будет предложено прохождение анкеты посредством стимулирования бонусами продуктовой сети «Мария-Ра».
Всего в опросе приняло участие 380 человек, среди которых 55 % женщин и 45 % мужчин. Возрастной состав опрошенных варьируется от 18 до 51 года и старше. В ходе исследования наибольшее число опрошенных (22,2 %) выбрали вариант, что им не хватает вегетарианской продукции. Однако следующей по численности является аудитория, которой в ассортименте магазина не хватает преимущественно мясных продуктов — 15,8 %. Из этого можно сделать вывод, что в магазине недостаточно представлены как вегетарианские продукты, так и мясные. Потребители нуждаются в увеличение ассортимента основных питательных продуктов питания, которые являются основосоставляющей частью приема пищи. Данный вывод подтверждает следующая по численности группа (12,8 %) — полуфабрикаты. Далее респонденты отметили хлебобулочные изделия (12,7 %), овощи/фрукты (10,9 %). Наименьшие по выбору оказались молочные и кисломолочные продукты (8,9 %), сладости (7,4 %). Исходя из соотношения ответов респондентов на вопросы о популярности площадок восприятия информации о новинках, можно увидеть, что наибольшие категории по популярности следующие. 28,68 % респондентов выбрали вариант «Наружная реклама». 27,11 % — «Реклама на местах продаж». 16,58 % — вариант «Реклама на телевидении». 12,11 % — «Реклама в социальных сетях». 7,63 % — «Контекстная реклама в интернете». 2,11 % — «Реклама на радио». Таким образом, можно увидеть, что наиболее популярными площадками являются наружная реклама и на местах продаж.
В ходе исследования рассмотрена оценка респондентами следующих параметров, влияющих на восприятие нового товара. Данный вопрос помогает узнать, на что обращают внимание потребители при принятии решения о покупке нового товара. Респонденты выбрали оценку каждому параметру по пятибалльной шкале. В ходе исследования мы выяснили, что наибольшее внимание при совершении покупок покупатели обращают на цену — 4,23 балла. Таким образом фактор цены является приоритетным. Следующим по значимости фактором был выделен фактор качества продукции — его средняя оценка составляет 4,06. И еще одним выделенным фактором можно обозначить популярность продукта, его средняя оценка составляет 3,67. Наименее значимыми факторами были выделены дизайн упаковки, акции и скидки, удобство в приготовлении. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее важными факторами при выборе продуктов для посетителей торговой сети «Мария-Ра» являются цена и качество (состав) продукта.
Проанализировав результаты исследования восприятия потребителями новых товаров, были сформулированы следующие рекомендации. Исследование показало, что главным критерием, формирующим восприятие нового товара, является приемлемая цена, высокое качество ингредиентов в составе и новизна товара на рынке. Таким образом, потребительская аудитория сети магазинов «Мария-Ра», исходя из полученных данных опроса, имеет среднюю зарплату 25000 рублей. При таком заработке и наблюдающимся возрастании цен на мясные продукты, покупка альтернативных вариаций продуктов с высоким содержанием белка сможет стать отличной полезной альтернативой для потребительской аудитории со средней заработной платой. Дополнительно такой вывод можно сделать, исходя из того, что по результатам исследования главным критерием, формирующим восприятие, является приемлемая цена. Цена и состав — первое и основное, на что обращают внимание представители всех сегментов аудитории. Для того, чтобы получить больше лояльных потребителей, можно предлагать приветственные скидки на «знакомство» с новым продуктом, создавать промо-ролики, информирующие потенциальных покупателей о продуктах-новинках. Поэтому в качестве рекомендации можно сделать акцент на полезный состав продукта, усовершенствовать его, исходя из пожеланий — питаться сытно, полезно и недорого.
Литература:
- Бергис Т. А. Методика проведения маркетинговых исследований: практикум для студентов. Тольятти: ТГУ. 2008. 48 с.
- Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М. 2004. 768 с.
- Официальный сайт продуктовой сети «Мария-Ра» — Текст: электронный // «Мария-Ра»: [сайт]. — URL: https://www.maria-ra.ru/o-kompanii (дата обращения: 26.03.2023)
- Тимофеева О. А. Практический маркетинг: учеб. пособие. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. 2013. 134 с.