Социально-психологический климат — это один из важнейших компонентов в процессе профессионального роста молодых специалистов. Благодаря комфортному социально-психологическому климату внутри коллектива молодой специалист не только может реализовать себя и получить знания, которые помогут его карьерному росту, но и сформировать приверженность к компании и её ценностям. Поэтому в современных реалиях бизнеса компаниям важно и необходимо создавать, а главное поддерживать комфортный социально-психологический климат для всех категорий персонала.
Ключевые слова: социально-психологический климат, коллектив, удержание кадров, кадровый потенциал, система мотивации персонала, корпоративная культура, карьерный рост, молодые специалисты.
Социально-психологический климат оказывает большое влияние на работу не только отдельного коллектива, но и всей компании.
Социально-психологический климат в организации — это состояние какой-либо общности, которая отражает ее комплексную способность достигать поставленные цели [1, с. 311].
Отношения и взаимодействия между персоналом организации являются одной из важнейших частей трудового взаимодействия. Социально-психологический климат в коллективе отражает сложившиеся взаимоотношения внутри коллектива.
Благоприятный климат внутри коллектива мотивирует сотрудников работать на высоком уровне и показывать отличные производственные показатели. В неблагоприятном климате из-за некомфортной атмосферы снижаются результаты, а также появляется риск конфликтных ситуаций, которые способны дестабилизировать работу всего коллектива и даже компании.
Главными составляющими социально-психологического климата являются: установки, ценности и нормы, принятые в компании.
Особенно большое влияние благоприятный социально-психологический климат внутри коллектива оказывает на процесс профессионального роста молодых специалистов. Молодой сотрудник, который приходит в компанию, всегда хочет добиваться максимальных результатов и трудовых показателей.
Благоприятный социально-психологический климат помогает молодым специалистам проще адаптироваться в коллективе, легче освоить правила внутреннего распорядка и понять нормы и ценности компании.
Когда молодой специалист чувствует себя комфортно внутри коллектива, он начинает быстрее и легче осваивать технологию работы, а следовательно и приносить необходимый результат для организации.
Именно на начальном этапе работы молодой сотрудник уже определяет, насколько ему комфортно работать в данной компании и коллективе.
Специфика современных молодых специалистов заключается в том, что они не боятся изменений, перемен в своей карьере и жизни. Они не боятся переходить на новое место работы, если условия труда и атмосфера на предыдущем месте работы для них некомфортна. Молодые специалисты хотят быстрого повышения по карьерной лестнице в компании, если они понимают, что результаты их деятельности доказывают, что они достойны продвижения по карьерной лестнице.
Из исследования «Что предлагает рынок труда молодым специалистам», которое провёл HH.ru в 2021 году [2], можно заметить, что запрос компаний на молодых специалистов вырос на 127 %, однако в тот же момент на потенциальный и совокупный рынок труда вырос лишь только на 60 %. Самым высоким по спросу на молодых сотрудников регионов стал Северо-Кавказский федеральный округ. Именно в данном округе общие количество начальных вакансий выросло на 165 %, при этом уровень заработной платы для молодых сотрудников является также одним из самых высоких в России.
Благоприятный социально-психологический климат показывает уровень заинтересованности работодателя не только сначала в получение квалифицированных кадров и в дальнейшем их удержании, но в профессиональном росте сотрудников.
Поэтому на начальном этапе формирования социально-психологического климата в организации работодатель должен определить и разработать меры, которые будут способствовать развитию, а в дальнейшем и продвижению молодых специалистов по карьерной лестнице внутри организации.
Какие мероприятия, которые оказывают влияние на социально-психологический климат в организации, помогут в профессиональном росте сотрудников?
- Создание грамотной системы наставничества для молодых специалистов. Наставник должен не только ввести в должность сотрудника и познакомить специалиста с технологиями работы, но и стать другом, а также познакомить с членами коллектива.
- Проведение обучающих мероприятий, которые способны сформировать новые знания и навыки у специалиста. Например, тренинги по тайм-менеджменту или улучшению деловой коммуникации.
- Мероприятия, которые помогут сплотить коллектив. Например, походы сотрудников в театр или проведение командных игр (подобие «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?). Данные мероприятия помогут сплотить коллектив.
- Проведение различных конкурсов среди новичков. Проведение карьерных конкурсов поможет не только выделится молодому специалисту, проявить свои знания и умения, но и поможет работодателю заметить именно того новичка, который нацелен на развитие и хочет реально добиться повышения за счёт своих знаний и умений.
- Полугодовой анализ и оценка новичков. Данный анализ — это оценка роста показателей и настроения молодого специалиста. При этом данный анализ должен включать в себя не только оценку профессиональных знаний, но и анализ того, насколько хорошо и комфортно молодой сотрудник ощущает себя в коллективе. Очень важно при данной оценке учитывать мнение непосредственного руководителя и более старших коллег, о работе и о процессе взаимодействия молодого сотрудника с другим специалистами отдела.
Благоприятный социально-психологический климат во многом определяет карьерный рост молодого сотрудника, однако многое зависит не только от настроения в коллективе и желания работодателя в помощи и развитии сотрудника, но и от желания улучшать свои показатели и получать новые знания самим сотрудником. Приходя на работу, молодой специалист должен не только что-то ожидать от работодателя, но и доказать своей работой и знаниями, что именно он достоин повышения. Молодому специалисту важно быть гибким и адаптивным под условия коллектива, который работает уже давно в организации. Важно постараться найти контакт со всеми членами коллектива, определить их манеры, их предпочтения и потом в нужной ситуации воспользоваться информацией в свою пользу. Молодому специалисту важно найти контакты с сотрудниками смежных подразделений компании. Хорошие связи — это залог более быстрого продвижения по карьерной лестнице.
Именно в современных условиях рынка труда активная позиция по улучшению социально-психологического климата и развитию сотрудников должна сочетать коллективное взаимодействие как со стороны руководящего звена организации, так и со стороны персонала. Именно грамотное взаимодействие всех участников процесса и создает благоприятные условия для комфортного климата внутри коллектива, а следовательно и способствует карьерному и профессиональному росту молодых специалистов.
Литература:
- Барсукова А. В., Задворная В. В. Сущность социально — психологического климата в организации и основы его формирования // Скиф. 2019. № 10 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-sotsialno-psihologicheskogo-klimata-v-organizatsii-i-osnovy-ego-formirovaniya(дата обращения: 12.03.2023).
- Статья «Рынок труда молодых специалистов: итоги 2021 года» URL: https://hh.ru/article/29867(дата обращения: 12.03.2023).
- Кабанова Татьяна Николаевна, Шпорт Светлана Вячеславовна, Макурина Анна Павловна Современные зарубежные исследования факторов риска психологического стресса и психосоциального климата на рабочем месте // Социальная и клиническая психиатрия. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-zarubezhnye-issledovaniya-faktorov-riska-psihologicheskogo-stressa-i-psihosotsialnogo-klimata-na-rabochem-meste (дата обращения: 12.03.2023).
- Статья «Что предлагает рынок труда молодым специалистам» URL: https://hh.ru/article/29871?hhtmFrom=article&hhtmFromLabel=article_29867 (дата обращения: 12.03.2023).