Использование интерактивных тетрадей в работе учителя-логопеда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 27.03.2023

Статья просмотрена: 240 раз

Библиографическое описание:

Давыдова, М. А. Использование интерактивных тетрадей в работе учителя-логопеда / М. А. Давыдова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 150-152. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101072/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современное образование предполагает овладение школьниками универсальными учебными действиями: умением использовать наблюдение для получения информации, умением вести исследование по установлению особенностей объекта, формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, классифицировать и дифференцировать изучаемые объекты в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют свои особенности: неустойчивое внимание, запаздывание в развитии вербального мышления, повышенную двигательную активность, предпочтение игровой деятельности.

Для успешного достижения поставленных задач соответствовать современным требованиям Стандарта, предъявляемым к образованию, учителя-логопеды ищут новые подходы, идеи и способы организации коррекционно-развивающего процесса.

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья стандартными методами и приемами не всегда имеет положительный и устойчивый эффект. Дети, нуждающиеся в логопедическом сопровождении, как правило, нуждаются в дополнительной стимуляции. Для успешной и эффективной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья нужна специальная среда, стимулирующая их речевую активность.

Педагоги-психологи неоднократно акцентируют внимание педагогов на том факте, что быстрее усваивается и прочнее держится в памяти то, что было ярким эмоционально, доступным, интересным и в чем ребенок активно участвовал самостоятельно. Интерактивные тетради являются отличным примером подобного процесса.

Использование интерактивных тетрадей в процессе логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одним из успешных способов достижения целей образования. Технология интерактивного обучения представляет собой систему способов такой организации взаимодействия педагога и ученика, которая в форме образовательных игр реализует педагогически эффективное познавательное общение. Образовательная игра задаёт учащимся условия для переживания ситуации успеха в учебной деятельности, обогащения и развития всех сфер психики ребёнка, что так необходимо детям с речевыми нарушениями.

Интерактивная — inter (взаимный), act (действовать). Построение процесса обучения с использованием интерактивных тетрадей осуществляется в условиях непрерывного, активного взаимодействия всех учащихся. Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика как равноправных субъектов обучения. Например, ребёнок обладает правом выбора формы, цвета, места расположения шаблона в тетради.

Методика применения интерактивных тетрадей пришла в Россию и страны СНГ относительно недавно, изначально метод разработан американскими педагогами. Первыми в России этот метод стали применять учителя иностранных языков, потом педагоги других учебных предметов, а теперь уже успешно используем мы, специалисты психолого-педагогического сопровождения.

Интерактивные тетради позволяют изучать любой школьный предмет весело и увлекательно, и, несомненно, задают позитивную, насыщенную атмосферу на логопедических занятиях. Интерактивная тетрадь — это современная форма ведения ученической тетради, призывающая ребёнка к активному участию и взаимодействию с педагогом и новой информацией на занятиях.

Интерактивная тетрадь начинается с яркой и уникальной обложки. У каждого сопровождаемого ученика тетрадь должна быть оформлена в индивидуальном стиле, что очень помогает в начале работы, ведь даже дошкольник по обложке может легко узнать свою тетрадь.

Интерактивная тетрадь содержит в себе различные интерактивные шаблоны и элементы, направленные на изучение и закрепление тем. Информация в интерактивной тетради не объединена одной темой, не имеет сюжета. В такую тетрадь удобно вносить все правила и конструкции, изучаемые на логопедическом занятии. Она помогает оживить занятия, создать условия для практического использования теоретической информации, собрать изученные темы и конструкции в одном месте, многократно возвращаться к ним, повторять и закреплять изучаемый материал.

Форма ведения интерактивной тетради не ограничена. Это может быть обычная тетрадь в клеточку или линейку, на кольцах, может быть в форме папки или даже лэпбука с карманами. Внутри тетради размещаются разнообразные вкладыши, интерактивные схемы, кармашки, шаблоны, конвертики и даже настольные игры. Очень удобно использовать в качестве элементов интерактивной тетради и разные виды книжек: книжка-малышка, книжка-раскладушка, книжка-гармошка, многоуровневая книжка и прочие.

По ведению интерактивных тетрадей нет никаких ограничений. Исходя из собственного опыта, рекомендую придерживаться следующей структуры интерактивной тетради.

Первую страницу лучше сначала оставить пустой, ребенок оформит её позже, по собственному желанию и усмотрению, когда втянется в процесс. Дети с удовольствием здесь что-то напишут, нарисуют, создадут аппликацию. Можно предложить оформить первую страницу дома с родителями.

Вторую страницу следует использовать для оформления содержания (оглавления) тетради. Можно вклеить готовые таблички, где указывается тема и номер страницы. Все страницы в тетради заранее нумеруются, чтобы потом, когда необходимо будет что-то повторить, можно легко было найти по этому оглавлению нужную тему. Нельзя же оформить содержание сразу, заранее, его нужно заполнять постепенно, по мере наполнения тетради, как раз будет возможность дополнительно повторить пройденный материал за занятие.

В работе с интерактивной тетрадью дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие речевые нарушения различной тяжести, получат дополнительную возможность структурировать и визуализировать усвоенный материал.

Интерактивная тетрадь позволяет формировать у детей умение находить нужный материал в потоке информации. Это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто возвращаются к ним в свободное время. Интерактивная тетрадь привлекает непроизвольное внимание детей, даёт пищу для ума и творчества и помогает изученному материалу надолго остаться в памяти ребенка.

Учителям-логопедам можно использовать интерактивные тетради на любом этапе коррекционной работы с ребёнком. Дети работают с ними с большим удовольствием. Любому из них легко найти и узнать свою тетрадь среди других, приятно взять в руки, с любопытством и ожиданием нового открыть, рассмотреть, порадоваться, удивиться, найти что-то новое, самому выполнить интересное задание. Сложные шаблоны вырезания готовятся учителем-логопедом заранее, более простые, из прямых линий вместе с детьми на занятии.

Можно использовать индивидуальную или групповую формы организации деятельности учащихся. Работая индивидуально, один учащийся занимается и поиском, и сбором информации, и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы, принимая помощь педагога. На групповых занятиях предлагается взаимодействие в малой группе, когда 2–3 ученика работают над одной тетрадью. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой стороны, нельзя допускать, чтобы кто-то остался без задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой. Учитель-логопед выступает здесь не в роли источника информации, а в роли консультанта.

Интерактивную тетрадь можно давать на дом для занятий ребёнка с родителями: для закрепления изученного материала с родителями, для дополнения пройденных тем новыми примерами.

Каждая тетрадь становится уникальным дидактическим пособием. Нет правильного или неправильного метода ее создания или содержания. Формируя интерактивную тетрадь, учитель-логопед подбирает материал индивидуально под конкретное нарушение каждого ребенка.

Создание и ведение интерактивных тетрадей в коррекционно-развивающей работе с детьми решает целый ряд задач современного образования. Учащиеся не только получают новые знания по учебному предмету, но и учатся всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.

Интерактивная тетрадь отвечает всем требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде: тетрадь информативна; полифункциональна, так как способствует развитию у детей творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания; пригодна к использованию одновременно группой детей; обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативна; её структура и содержание доступны возрасту; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.

Интерактивная тетрадь — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на занятии, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследования, которые однажды начавшись, будут продолжаться всю жизнь, ведь если на плодотворную почву посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти на благо.

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная тетрадь, тетрадь, ограниченная возможность здоровья, ребенок, изученный материал, интерактивное обучение, коррекционная работа, Россия, современное образование, учебный предмет.


Похожие статьи

Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ

Использование приемов здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе логопеда

Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда с семьями воспитанников

Нейроигры как эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога

Подготовка учителя физики к применению интерактивной доски в профессиональной деятельности

Использование современных технологий в практической работе логопеда детской поликлиники

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ

Применение квест-технологий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Применение интерактивных тетрадей на уроках английского языка для повышения мотивации учеников

Нетрадиционные технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Похожие статьи

Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ

Использование приемов здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе логопеда

Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда с семьями воспитанников

Нейроигры как эффективный инструмент в работе учителя-дефектолога

Подготовка учителя физики к применению интерактивной доски в профессиональной деятельности

Использование современных технологий в практической работе логопеда детской поликлиники

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ

Применение квест-технологий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Применение интерактивных тетрадей на уроках английского языка для повышения мотивации учеников

Нетрадиционные технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Задать вопрос