В статье рассмотрены результаты исследования выборки студентов 1 курса в количестве 93 человек. Целью исследования была оценка уровня здоровья студентов и факторов, его определяющих. Согласно выбранной авторами методики исследовались ведущие антропометрические показатели (рост, вес, окружность грудной клетки и т. д.) с одновременным анализом результатов анкетирования студентов, заболеваемости и данных медицинского осмотра, проводимого на базе университета. Установлено, что ежегодно увеличивается число лиц, отнесенных к III группе здоровья, при этом, зачастую студенты с уже ослабленным здоровьем поступают в университет. С целью сохранения должного уровня здоровья студенческой молодежи необходимо внедрение единого подхода непосредственно в период обучения, начиная с момента поступления в вуз. Даны рекомендации по улучшению показателей состояния здоровья обучающихся.
Ключевые слова : студенты, физическое здоровье, работоспособность, заболеваемость.
Жизнь в современном обществе, стремительные темпы его развития, а также информационная перенасыщенность предъявляют все более высокие требования к подготовке квалифицированного, конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда [3,4]. В связи с этим в последние годы студенческая среда стала сферой физических и психических перегрузок. Вместе с тем, именно в данный период происходит формирование будущего специалиста, уровень здоровья которого оказывает непосредственное влияние не только на его образ жизни, но и профессиональную деятельность. Таким образом, вышеназванная проблема принимает общественное значение [1,2].
Та же современные реалии способствуют снижению двигательной активности у человека, особенно заметное и опасное у молодежи. Снижение двигательной активности у студента обусловлено увеличением затрат времени на учебную деятельность. Дефицит двигательной активности закономерно приводит к снижению физической работоспособности. Между тем, посильная, научно обоснованная двигательная активность является у них залогом здорового образа жизни и эффективной учебы.
При рассмотрении студента в качестве перспективного специалиста необходимо учитывать наличие у него функциональных резервов организма, способствующих эффективной работоспособности, позволяющей реализовать профессиональные возможности личности [5,6].
В связи с вышесказанным, в настоящее время состояние здоровья студенческой молодежи представляет наибольший интерес для современных исследователей [7].
Целью нашего исследования стала оценка уровня здоровья студентов Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова с последующей разработкой модели коррекции их здоровья.
Материалы и методы . Для исследования была сформирована выборка из студентов 1 курса в количестве 93 человек, из них 65 % составили девушки (61 человек) и 35 % юноши (32 человека). Возрастной диапазон исследуемых варьировался в пределах от 18 до 19 лет.
Исследование было многоэтапным. На первом этапе авторами проведено анкетирование с целью оценки объективного статуса студентов (сбор анамнеза, жалоб, вопросы по оценке состояния здоровья). Наряду с этим, использовались данные профилактических медицинских осмотров, проводимых в студенческой поликлинике университета.
Вторым этапом стала оценка физического здоровья с использованием ведущих антропометрических показателей: рост, масса тела, окружность грудной клетки, динамометрия (кисти и становая), жизненная емкость легких.
На третьем этапе была проанализирована заболеваемость студентов, попавших в выборку.
Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью программного пакета «Мой Офис». С целью систематизации результатов исследования, а также обработки данных авторами применялись аналитический и статистический методы.
Результаты и обсуждение.
По данным проведенного исследования выявлено, что лишь треть студентов придерживаются режима питания, вместе с тем более 75,0 % респондентов считают, что сбалансированное питание является залогом здорового образа жизни.
Сон в достаточном количестве присутствует лишь у 19,0 % опрошенных. Зачастую в качестве первостепенных причин нарушения режима сна и отдыха студентами указывалось нерациональное распределение личного времени (в том числе и чрезмерное увлечение «гаджетами», социальными сетями и т. д.), напряженность, обусловленная высокой учебной нагрузкой (контрольные мероприятия, практические занятия, лекции) и работа в вечернее и ночное время.
При анализе структуры заболеваемости обучающихся было установлено, что ведущей причиной являются болезни опорно-двигательного аппарата (23,4 %) и ЖКТ (16,7 %), заболевания сердечно-сосудистой (11,5 %) и дыхательной системы (8,3 %) заняли второе и третье ранговые места. Вместе с тем, ежегодно увеличивается количество студентов с наличием в анамнезе не менее трех заболеваний одновременно. Однако, у большей части респондентов мотивация к здоровому образу жизни или не имеет четкого определения или весьма низкая. Практически половина анкетируемых не скрывали систематического постоянного употребления алкогольных напитков, а четверть респондентов указали на факт выкуривания не менее 8–10 сигарет в сутки.
На втором этапе было произведено распределение студентов по группам здоровья:
– I группа (здоровые и/или практически здоровые) — 45,6 %,
– II группа (студенты, имеющие функциональные отклонения) — 31,3 %,
– III группа (студенты, имеющие хронические патологии) — 23,1 %.
Сопоставление результатов аналогичного исследования, проводимого нами в предыдущие годы, показало, что произошло значительное увеличение числа студентов, имеющих III группу здоровья. Зачастую данные изменения наблюдаются у старшекурсников в связи с приобретением ими большого числа соматических заболеваний из-за интенсивности учебного процесса.
Анализ физической работоспособности показал, что в группе юношей 51,0 % имеют удовлетворительную работоспособность, 24,4 % низкую и 24,6 % неудовлетворительную. В группе девушек получены следующие данные: 57,3 % охарактеризовали собственную работоспособность как удовлетворительную, 20,3 % как плохую и как 22,4 % неудовлетворительную.
При определении групп занятия физической культуры установлено, что в основной группе занимаются 63,7 % студентов, в специальной 36,3 %.
Анализ результатов анкетирования выявил низкую мотивацию к посещению спортивных секций, кружков, что, несомненно, оказывает влияние на состояние здоровья молодого организма.
Заключение. Проведенный нами анализ состояния здоровья студентов первого курса выявил, что основная часть из них имеют значительные отклонения еще до момента поступления в университет. Ежегодно увеличивается количество студентов с III группой здоровья, имеющих в анамнезе хроническую патологию. В связи с этим, основная часть их имеют низкую работоспособность и неудовлетворительное состояние здоровья, требующие разработку и внедрение мероприятий, направленных на формирование правильных установок здорового образа жизни и укрепления их здоровья.
Мотивация выработки жизненной модели, исключающей пагубное влияние на здоровье описанных нами факторов, является одной и главных задач как профилактической медицины, так и системы образования, особенно при обучении в средней школе.
С целью сохранения должного уровня здоровья студенческой молодежи необходимо внедрение единого подхода непосредственно в период обучения, начиная с момента поступления в вуз. Вышеназванный подход должен включать мероприятия по непрерывному динамическому наблюдению за состоянием здоровья обучающихся, активизации установок по самостоятельной организации ими правильного режима труда, отдыха и рационального питания, а также корректирующие мероприятия с целью устранения и/или минимизации ведущих факторов риска.
Немаловажным является качественное проведение периодических медицинских осмотров с анализом полученной информации о состоянии здоровья и прогностические рекомендации профильных клинических специалистов, популяризация здорового образа жизни, выражающаяся в стимулировании обучающихся к посещению спортивных секций, клубов и т. п. Дополнительную мотивацию к сохранению здоровья несомненно оказывает и проведение образовательным учреждением «внеклассных» мероприятий воспитательной направленности, например встречи с людьми, добившимися значимых успехов в спорте, в улучшении состояния здоровья, организация и популяризация массовых спортивных мероприятий (зарядки, кроссы) с участием преподавателей, работников администрации учебного заведения.
Литература:
- Лысцова Н. Л. Оценка здоровья студенческой молодежи // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2–8. — С. 1699–1702.
- Винокурова С. П. Оценка физического здоровья обучающейся молодежи (на примере Северо-Восточного федерального университета) // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». — 2019.- Том 21. — № 12. — С. 83–87.
- Ющук М. В., Сухова Т. В., Московец О. Н. Состояние стоматологического и психологического здоровья студентов медицинского высшего учебного заведения // Российская стоматология. — 2016. — Т.9. — № 1. — С. 72–73.
- Сипаторова А. М., Мелихов Я. П. Информированность студентов о гиподинамии и ее влиянии на состояние здоровья студентов// Наука и образование сегодня. — 2018. — № 4(27). — С. 78–79.
- Дуюенюк В. В., Осипов Г. В. Мониторинг состояния соматического здоровья студентов СПГУТД// Физическая культура студентов. — 2010. — № 59. — С. 215
- Щербакова Т. Г., Грибанова О. В. Комплексная оценка состояния здоровья студентов-первокурсников ВГСПУ//Грани познания. — 2021. — № 6 (77). — 105–109.
- Жукова А. В., Пищикова М. П., Толмачев Д. А. Состояние здоровья студентов медицинского вуза и его составляющие// MODERN SCIENCE. — 2021. — № 11–2. С. 97–101.