Изучение мотивации учебной деятельности у учащихся 2-х и 3-х классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 29.03.2023

Статья просмотрена: 350 раз

Библиографическое описание:

Пуртова, А. А. Изучение мотивации учебной деятельности у учащихся 2-х и 3-х классов / А. А. Пуртова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101098/ (дата обращения: 19.12.2024).



Мотивация учебной деятельности представляет исключительный интерес для педагогов начальной школы, так как является одним из основных факторов влияния на активность учебной деятельности ребенка и его желание учиться.

Вопрос низкого уровня развития учебной мотивации в начальной школе всегда стоит остро, так как проблемы неуспеваемости, возникающие в этом возрасте, продолжают накапливаться и в среднем звене. Поэтому в начальной школе так необходимо изучать и формировать мотивацию учебной деятельности [3].

Обратимся к основополагающим первоисточникам. В своих трудах мотивацию учебной деятельности изучали Л. И. Божович, И. Лингарт, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина и др. [2]

Существует несколько подходов к пониманию сущности мотивов, в том числе и мотивов учебной деятельности, их осознанности, их места в структуре личности. Мы в своем понимании придерживаемся классификации мотивов, предложенной А. К. Марковой [3]

На начальном этапе обучения очень важно выявить особенности развития мотивации и сформировать ее так, чтобы преобладали познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Когда дети приходят в школу, большинство детей лишь опосредованно имеют представление об истинных мотивах учения, но уже в первой четверти, ежедневно решая учебные задачи, многие ученики начинают постигать истинный смысл обучения, особенно если этим процессом умело управляет учитель [4]

Исследование мотивации помогает проникнуть во внутренний мир, понять, как дети переживают свое положение учащегося и в чем для них заключается выполняемая учебная деятельность.

Для исследования я использую в своей деятельности как проективные методики, так и стандартизированные. Для начальной школы можно предложить целый комплекс методов и методик: Диагностику уровня школьной мотивации (Н. Г. Лускановой); Изучение мотивационной сферы учащихся (М. В. Матюхиной); Методику «Направленность на отметку» (Е. П. Ильина, Н. А. Курдюковой); Изучение учебной мотивации (М. Р. Гинзбург), Методика Эткинда (Цветовой тест отношений); Методику «Неоконченные предложения» Ж. Нюттена; Сочинение «Лесная школа» и др.

Предлагаю познакомиться с исследованием, позволяющим увидеть скрытый смысл внутренней мотивации учащихся начальной школы. В исследовании принимали учащиеся 2-х и 3-х классов ОЦ № 5 г. Челябинска в количестве 108 человек (52 и 56 человек соответственно). Возраст детей 9–10 лет. Исследование проводилась в марте 2023 года. Рассмотрим результаты исследования учебной мотивации по М. Р. Гинзбургу. Целью исследования являлось выявление уровня развития учебной мотивации учащихся. В форме анкеты учащимся предлагались неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Учащиеся выбирали окончания предложений из предлагаемых ответов.

При сформированной внутренней мотивации испытуемый должен был выбрать карточки с учебно-познавательным мотивом; широким социальным мотивом, основанном на выборе профессии в будущем.

При несформированности учебной мотивации характерными являются: внешний мотив; игровой мотив; позиционный.

Мотив получения высокой отметки является частью учебной деятельности, но он свидетельствует о несформированности учебной мотивации, так как у испытуемого нет познавательной потребности, и мы относим этот мотив к внешним. К учебной мотивации относим выбор детей, связанный с учебно-познавательным мотивом.

Анализ результатов по данной методике представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительные показатели выбора мотивов во вторых и третьих классах

Название мотива

2-е классы (%, кол. чел.)

3-е классы

(%, кол. чел.)

Общее количество по 2-м и 3-м классам (%, кол. чел.)

Учебно-познавательный мотив (очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов)

12,09 %

(13 чел.)

16,74 %

(18 чел.)

28,83 %

(31 чел.)

Широкий социальный мотив, основанный на выборе профессии в будущем (высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов)

14,88 %

(16 чел.)

13,02 %

(14 чел.)

27,9 %

(30 чел.)

Позиционный мотив (нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов)

5,58 %

(6 чел.)

3,72 %

(4 чел.)

9,3 %

(10 чел.)

Игровой мотив (сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового, внешнего мотивов)

4,5 %

(5 чел.)

6,51 %

(7 чел.)

11,6 %

(12 чел.)

Внешний мотив (низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива)

8,37 %

(9 чел.)

5,58 %

(6 чел.)

13,95 %

(15 чел.)

Результаты таблицы 1 демонстрируют, что учебно-познавательный мотив сформировался у 28,83 % учащихся, это очень высокий уровень мотивации. Любознательность является отличительной чертой этой группы школьников. При этом дети, которые хорошо учатся, в том числе и отличники, не всегда выбирали для себя данный вид мотивов, дня них преимущественно играли роль хорошие оценки и похвала учителя.

27,9 % ребят акцентировали свое внимание на широких социальных мотивах, это выбор профессии в будущем, польза обществу и подготовка к будущей жизни. Это высокий уровень учебной мотивации, данных детей отличает и позиционирование в обществе, им также важна оценка их труда и похвала. В данную группу вошло много детей, которые имеют средний балл в пределах 3,5–4,2. Многие из них хотели бы учиться лучше, но в силу развитости психических функций и других личностных особенностей этого сделать не могут, понимая, что реализация в жизни им необходима.

9,3 % школьников отличает позиционный мотив. Самая малочисленная группа. Дети имеют нормальный уровень мотивации, у них помимо преобладания позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов. Наиболее разнообразная группа, в нее входят ученики, которые любят выступать у доски, готовить дополнительный материал, ребята очень интересные и увлекающиеся, им свойственная непосредственность и открытость, но так же встречаются и ученики, наоборот, которые себя совсем никак не проявляют, скорее всего, желают быть популярными. Таким ребятам можно помочь проявить себя, давая конкретные задания, и проконтролировав ход их выполнения, давать возможность выступать перед классом для повышения самооценки.

11,6 % ребят имеют игровой мотив, это сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового, внешнего мотивов. Интересы таких школьников ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя быстро угасают.

13,95 % школьников имеют внешний мотив. Он оценивается как низкий уровень учебной мотивации, так как преобладают игровые, внешние мотивы (так хотят родители, чтобы мне покупали красивые вещи, общение со сверстниками), также у детей присутствовал оценочный мотив (хочу, чтобы меня любила и хвалила учительница). В этой группе присутствуют как дети, которые хорошо учатся, так и те, кто учится неважно.

Подведем итоги проведенному исследованию:

  1. По количественным показателям уровень мотивации второклассников и третьеклассников не отличается.
  2. Характерным является тот факт, высокий и очень высокий уровень мотивации сформирован у 56,73 % учащихся. Данные дети учатся на 4 и 5 и имеют широкий спектр интересов и занятий.
  3. В норме мотивация развита у 9,3 % детей. Они также достаточно активны, опираются на похвалу, социальное одобрение и мнение окружающих (как детей, так и взрослых).
  4. 25,55 % детей опираются на игровые и внешние мотивы, среди них есть самые разные категории детей, которые учатся на тройки — четверки, так и на четверки — пятерки.

Доверчивость младших школьников и их вера в авторитет педагога очень высока, и необходимо пользоваться благоприятными возможностями для формирования внутренней мотивации школьника. Мотивация учебной деятельности нуждается в изучении, чтобы правильно выстроить траекторию развития личности учащегося.

Литература:

  1. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. — М.: Педагогика, 1972. — с.22–79.
  2. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение, 1983. — 96с.
  3. Мосина Н. А., Казакова Т. В., Захарова Т. В. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2017. — № 6–2. — С. 290–301; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1726
  4. Тюрина Н. Н., Баркунова О. В. Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — № 3–1. — С. 135–138; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1937
  5. Славина Л. С. Роль мотива и способов поведения при выполнении школьниками общественных поручений // Мир психологии; URL: http://www.persev.ru/book/ls-slavina-rol-motiva-i-sposobov-povedeniya-pri-vypolnenii-shkolnikami-obshchestvennyh
Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, учебная деятельность, внешний мотив, мотив, начальная школа, оценочный мотив, ребенок, учебно-познавательный мотив, игровой мотив, позиционный мотив.


Похожие статьи

Формирование орфографических навыков у учащихся 5–6-х классов

Исследование физической подготовленности учащихся 5–6 классов

Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения мотивации к обучению у учащихся 5–6-х классов

Влияние предметно-игровой деятельности на развитие детей 2-го года жизни

Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом возрастных особенностей

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Диагностирование развития математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов в процессе обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Похожие статьи

Формирование орфографических навыков у учащихся 5–6-х классов

Исследование физической подготовленности учащихся 5–6 классов

Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения мотивации к обучению у учащихся 5–6-х классов

Влияние предметно-игровой деятельности на развитие детей 2-го года жизни

Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом возрастных особенностей

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности

Диагностирование развития математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Профилактика компьютерной зависимости учащихся 5-6 классов в процессе обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Задать вопрос