Мотивация учебной деятельности представляет исключительный интерес для педагогов начальной школы, так как является одним из основных факторов влияния на активность учебной деятельности ребенка и его желание учиться.
Вопрос низкого уровня развития учебной мотивации в начальной школе всегда стоит остро, так как проблемы неуспеваемости, возникающие в этом возрасте, продолжают накапливаться и в среднем звене. Поэтому в начальной школе так необходимо изучать и формировать мотивацию учебной деятельности [3].
Обратимся к основополагающим первоисточникам. В своих трудах мотивацию учебной деятельности изучали Л. И. Божович, И. Лингарт, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина и др. [2]
Существует несколько подходов к пониманию сущности мотивов, в том числе и мотивов учебной деятельности, их осознанности, их места в структуре личности. Мы в своем понимании придерживаемся классификации мотивов, предложенной А. К. Марковой [3]
На начальном этапе обучения очень важно выявить особенности развития мотивации и сформировать ее так, чтобы преобладали познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Когда дети приходят в школу, большинство детей лишь опосредованно имеют представление об истинных мотивах учения, но уже в первой четверти, ежедневно решая учебные задачи, многие ученики начинают постигать истинный смысл обучения, особенно если этим процессом умело управляет учитель [4]
Исследование мотивации помогает проникнуть во внутренний мир, понять, как дети переживают свое положение учащегося и в чем для них заключается выполняемая учебная деятельность.
Для исследования я использую в своей деятельности как проективные методики, так и стандартизированные. Для начальной школы можно предложить целый комплекс методов и методик: Диагностику уровня школьной мотивации (Н. Г. Лускановой); Изучение мотивационной сферы учащихся (М. В. Матюхиной); Методику «Направленность на отметку» (Е. П. Ильина, Н. А. Курдюковой); Изучение учебной мотивации (М. Р. Гинзбург), Методика Эткинда (Цветовой тест отношений); Методику «Неоконченные предложения» Ж. Нюттена; Сочинение «Лесная школа» и др.
Предлагаю познакомиться с исследованием, позволяющим увидеть скрытый смысл внутренней мотивации учащихся начальной школы. В исследовании принимали учащиеся 2-х и 3-х классов ОЦ № 5 г. Челябинска в количестве 108 человек (52 и 56 человек соответственно). Возраст детей 9–10 лет. Исследование проводилась в марте 2023 года. Рассмотрим результаты исследования учебной мотивации по М. Р. Гинзбургу. Целью исследования являлось выявление уровня развития учебной мотивации учащихся. В форме анкеты учащимся предлагались неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Учащиеся выбирали окончания предложений из предлагаемых ответов.
При сформированной внутренней мотивации испытуемый должен был выбрать карточки с учебно-познавательным мотивом; широким социальным мотивом, основанном на выборе профессии в будущем.
При несформированности учебной мотивации характерными являются: внешний мотив; игровой мотив; позиционный.
Мотив получения высокой отметки является частью учебной деятельности, но он свидетельствует о несформированности учебной мотивации, так как у испытуемого нет познавательной потребности, и мы относим этот мотив к внешним. К учебной мотивации относим выбор детей, связанный с учебно-познавательным мотивом.
Анализ результатов по данной методике представлен в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительные показатели выбора мотивов во вторых и третьих классах
Название мотива |
2-е классы (%, кол. чел.) |
3-е классы (%, кол. чел.) |
Общее количество по 2-м и 3-м классам (%, кол. чел.) |
Учебно-познавательный мотив (очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов) |
12,09 % (13 чел.) |
16,74 % (18 чел.) |
28,83 % (31 чел.) |
Широкий социальный мотив, основанный на выборе профессии в будущем (высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов) |
14,88 % (16 чел.) |
13,02 % (14 чел.) |
27,9 % (30 чел.) |
Позиционный мотив (нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов) |
5,58 % (6 чел.) |
3,72 % (4 чел.) |
9,3 % (10 чел.) |
Игровой мотив (сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового, внешнего мотивов) |
4,5 % (5 чел.) |
6,51 % (7 чел.) |
11,6 % (12 чел.) |
Внешний мотив (низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива) |
8,37 % (9 чел.) |
5,58 % (6 чел.) |
13,95 % (15 чел.) |
Результаты таблицы 1 демонстрируют, что учебно-познавательный мотив сформировался у 28,83 % учащихся, это очень высокий уровень мотивации. Любознательность является отличительной чертой этой группы школьников. При этом дети, которые хорошо учатся, в том числе и отличники, не всегда выбирали для себя данный вид мотивов, дня них преимущественно играли роль хорошие оценки и похвала учителя.
27,9 % ребят акцентировали свое внимание на широких социальных мотивах, это выбор профессии в будущем, польза обществу и подготовка к будущей жизни. Это высокий уровень учебной мотивации, данных детей отличает и позиционирование в обществе, им также важна оценка их труда и похвала. В данную группу вошло много детей, которые имеют средний балл в пределах 3,5–4,2. Многие из них хотели бы учиться лучше, но в силу развитости психических функций и других личностных особенностей этого сделать не могут, понимая, что реализация в жизни им необходима.
9,3 % школьников отличает позиционный мотив. Самая малочисленная группа. Дети имеют нормальный уровень мотивации, у них помимо преобладания позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов. Наиболее разнообразная группа, в нее входят ученики, которые любят выступать у доски, готовить дополнительный материал, ребята очень интересные и увлекающиеся, им свойственная непосредственность и открытость, но так же встречаются и ученики, наоборот, которые себя совсем никак не проявляют, скорее всего, желают быть популярными. Таким ребятам можно помочь проявить себя, давая конкретные задания, и проконтролировав ход их выполнения, давать возможность выступать перед классом для повышения самооценки.
11,6 % ребят имеют игровой мотив, это сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового, внешнего мотивов. Интересы таких школьников ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя быстро угасают.
13,95 % школьников имеют внешний мотив. Он оценивается как низкий уровень учебной мотивации, так как преобладают игровые, внешние мотивы (так хотят родители, чтобы мне покупали красивые вещи, общение со сверстниками), также у детей присутствовал оценочный мотив (хочу, чтобы меня любила и хвалила учительница). В этой группе присутствуют как дети, которые хорошо учатся, так и те, кто учится неважно.
Подведем итоги проведенному исследованию:
- По количественным показателям уровень мотивации второклассников и третьеклассников не отличается.
- Характерным является тот факт, высокий и очень высокий уровень мотивации сформирован у 56,73 % учащихся. Данные дети учатся на 4 и 5 и имеют широкий спектр интересов и занятий.
- В норме мотивация развита у 9,3 % детей. Они также достаточно активны, опираются на похвалу, социальное одобрение и мнение окружающих (как детей, так и взрослых).
- 25,55 % детей опираются на игровые и внешние мотивы, среди них есть самые разные категории детей, которые учатся на тройки — четверки, так и на четверки — пятерки.
Доверчивость младших школьников и их вера в авторитет педагога очень высока, и необходимо пользоваться благоприятными возможностями для формирования внутренней мотивации школьника. Мотивация учебной деятельности нуждается в изучении, чтобы правильно выстроить траекторию развития личности учащегося.
Литература:
- Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. — М.: Педагогика, 1972. — с.22–79.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение, 1983. — 96с.
- Мосина Н. А., Казакова Т. В., Захарова Т. В. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2017. — № 6–2. — С. 290–301; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1726
- Тюрина Н. Н., Баркунова О. В. Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — № 3–1. — С. 135–138; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1937
- Славина Л. С. Роль мотива и способов поведения при выполнении школьниками общественных поручений // Мир психологии; URL: http://www.persev.ru/book/ls-slavina-rol-motiva-i-sposobov-povedeniya-pri-vypolnenii-shkolnikami-obshchestvennyh