В рамках статьи анализируются основные проблемы в сфере закрепления правового статуса объединений предпринимателей. При этом, обращается внимание на тот факт, что главная проблема — отсутствие полного и системного правового регулирования названных общественных отношений.
При внесении изменений в систему правовых актов, автор полагает, что более эффективным станет принятие специального правового акта о регулировании правового статуса предпринимательских объединений.
Ключевые слова: ассоциация, коммерческое объединение, объединение предпринимателей, простое товарищество, союз, финансово-промышленная группа, холдинг.
The article analyzes the main problems in the field of securing the legal status of business associations. At the same time, attention is drawn to the fact that the main problem is the lack of complete and systematic legal regulation of these public relations. When making changes to the system of legal acts, the author believes that the adoption of a special legal act on the regulation of the legal status of business associations will be more effective.
Keywords: association, commercial association, association of entrepreneurs, simple partnership, union, financial and industrial group, holding.
Следует отметить, что в настоящее время очевидной тенденцией является тот факт, что объединения предпринимателей начинают играть всё более значимую роль в системе хозяйственных отношений.
Автор настоящей статьи полагает, что в принципе объединения предпринимателей имеют довольно значительную историю и в самых элементарных своих формах возникают ещё до XIX века. Фактически первыми можно считать те объединения ремесленников, которые появляются ещё в средневековой Европе.
При этом, как отмечает П. Магданов, «в этом интереснейшем институте проявились особенности устройства социально-экономической жизни средневекового сообщества. Важно отметить, что ремесленные корпорации формировались в контексте городской жизни: городские власти оказывали существенное влияние на них, и наоборот. С одной стороны, ремесленные корпорации создавались для решения важнейших социальных задач городов — снабжение продуктами питания, производство одежды, строительные работы и т. п. С другой стороны, корпорация давала возможность ремесленнику осуществить право частной собственности на средства труда, ограниченное участием в ней» [6].
И конечно именно со второй половины ХХ века идёт резкое и очевидное увеличение, как количества, так и влияния объединений предпринимателей [6].
Если говорить про современную Россию, то создание предпринимательских объединений максимально активно начинается с начала 90-х годов ХХ века, когда, в частности, с 1993–1994 гг. с началом широкомасштабной приватизации, появляется множество собственников, закладываются основы рыночных отношений, развивается свободная конкуренция. После 2000 г. начинают развиваться крупные предпринимательские объединения корпоративного типа. Именно в этот период появляются такие объединения крупного бизнеса, как финансово-промышленные группы (далее по тексту — ФПГ), ассоциации, холдинги и союзы.
Следует отметить, что объединения предпринимателей в настоящее время играют значимую роль в экономике России.
Так, например, говоря о холдингах и ФПГ приводят в примеры ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «НК «Лукойл, ПАО «Татнефть», ПАО «НК «РуссНефть», ПАО «НОВАТЭК», ГМК «Норильский никель» и пр. [8].
Если говорить про проблемы в сфере правового регулирования статуса предпринимательских объединений, то следует отметить главную интегральную проблему, а именно — отсутствие адекватной правовой основы установления правового статуса таких объединений.
Так нормы ГК РФ даже не содержат определение таких понятий, как холдинг, ФПГ, не определяют официально, легально понятие форм и разновидностей простого товарищества. То есть в российском законодательстве понятия «предпринимательское объединение» или «объединение предпринимателей» не раскрыты.
Лишь в утратившем силу Законе о ФПГ в ст. 2 закреплено понятие финансово-промышленной группы, как совокупности юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Хотя, конечно, доктринально определение объединений предпринимателей даётся.
Целью настоящей статьи не является анализ всех дефинитивных подходов в названному определению.
Автор настоящей статьи предлагает согласиться с мнением И. Шиткиной, которая отмечает, что под предпринимательскими объединениями понимается не обладающая статусом юридического лица совокупность организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, совместно участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности для достижения согласованных целей [11].
Точно также отсутствие полноценного правового регулирования статуса объединений предпринимателей вызывает весьма острую полемику относительно характера правосубъектности подобных объединений. При этом, такая двусмысленность, неясность вызывает дискуссию в литературе. И можно встретить следующие точки зрения.
Довольно часто исследователи обосновывают точку зрения о том, что такие объединения предпринимателей не имеют полную гражданскую правосубъектность и не могут выступать в гражданских правоотношениях в качестве полноценных субъектов права, правоотношений [9].
Вместе с тем, зачастую обосновывается и иное мнение, что предпринимательские объединения не могут представлять из себя полноценный субъект гражданского права, гражданских правоотношений. Но вместе с тем не отрицается тот факт, что такие объединения могут быть субъектам отдельных правоотношений [5].
И при этом формы объединений, которые основаны на некоммерческой основе вполне могут быть субъектами гражданских правоотношений.
Третья точка зрения — такие объединения обладают гражданской правосубъектностью. Они могут выступать как полноценные субъекты гражданского права, гражданских правоотношений в полном объёме [7].
Как следствие, возникает объективная необходимость уточнения положений законодательства в части закрепления правового статуса предпринимательских объединений.
Довольно часто обосновывается точка зрения о том, что дальнейшее развитие регламентации деятельности холдингов и ФПГ на государственном уровне мы видим в разработке законодательства о предпринимательских объединениях, как наиболее прогрессивной форме экономического сосуществования в условиях рынка и ведения предпринимательской деятельности.
В этом законодательстве, наряду с прочими организационными формами, должны быть прописаны и особенности функционирования холдингов и ФПГ, на основании которых можно будет более точно относить те или иные субъекты рынка к конкретному виду предпринимательских объединений. Такие особенности должны затрагивать, в частности, вопросы создания и ликвидации соответствующего предпринимательского объединения, порядок управления в объединении, права и обязанности его участников, ограничения, связанные с его созданием и деятельностью.
Более подробно названную концепцию обосновывает В. Лаптев, который полагает, что названный закон «О предпринимательских объединениях» может и должен содержать следующие основные положения.
Во-первых, это положения о дефинитивных определениях наиболее часто встречающихся объединениях предпринимателей, таких как холдинг, ФПГ, простое товарищество.
Во-вторых, чётко закрепить подход к механизму государственной регистрации названных объединений и к основным уставным положениям названных объединений.
В-третьих, закрепить основу управления названными объединениями и процедуру взаимодействия между их структурными элементами.
Аналогично Р. Курбанов полагает, что дальнейшее развитие регламентации деятельности холдингов и ФПГ на государственном уровне видится в разработке законодательства о предпринимательских объединениях, как наиболее прогрессивной форме экономического сосуществования в условиях рынка и ведения предпринимательской деятельности. В этом законодательстве, наряду с прочими организационными формами, должны быть прописаны и особенности функционирования холдингов и ФПГ, на основании которых можно будет более точно относить те или иные субъекты рынка к конкретному виду предпринимательских объединений.
Такие особенности должны затрагивать, в частности, вопросы создания и ликвидации соответствующего предпринимательского объединения, порядок управления в объединении, права и обязанности его участников, ограничения, связанные с его созданием и деятельностью [4].
Некоторые исследователи, полагают, что необходимо принять Предпринимательский кодекс и все названные отношения в сфере статуса предпринимательских объединений должны быть урегулированы именно в названном документе.
Предлагается и иное решение, а именно включение в ГК РФ отдельной главы 4.1 «Объединения в сфере предпринимательства», в которой был бы урегулирован правовой статус различных таких объединений, в том числе и кластеров. Такой подход законодателя способствовал бы созданию необходимой правовой базы для дальнейшего развития кластера как экономической модели [3].
Но при этом, естественно, названное предложение следует распространить не только собственно на кластеры, но и на иные предпринимательские объединения.
Ряд исследователей выражают мнение о том, что необходимо на основании нормы статьи 49.4 ГК РФ принять специальные законы относительно отдельных форм объединения предпринимателей.
Таким образом, можно определить, что в настоящее время именно объединения предпринимателей приобретают все большее влияние, все большую роль в рамках национальной экономики России.
Основной проблемой являются существенные проблемы и пробелы в законодательстве. Автор статьи полагает, что объективно необходимо внесение изменений в законодательство, наиболее оптимальным следует признать предложение о принятии специального ФЗ «О правовом статусе объединений предпринимателей».
Литература:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации. (Часть первая) от 30.11.1994 № 51 –ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — N 32. — Ст. 3301
- Белых В. С., Берсункаев Г. Э. Холдинги и холдинговое законодательство в России // СПС Консультант Плюс
- Инновационные кластеры: доктрина, законодательство, практика / А. А. Мохов, А. Е. Балашов, О. А. Шевченко и др.; отв. ред. А. А. Мохов. М.: КОНТРАКТ, 2018.
- Корпоративное право: учебник / под ред. Р. А. Курбанова. — М.: Проспект, 2017.
- Любимов Ю. С. Квазисубъектное образование в гражданском праве // Правоведение. 2021. № 3.
- Магданов П. В. История возникновения корпораций до ХХ века // Экономика и экономические науки — 2017. — № 4.
- Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / Е. Г. Афанасьева, А. В. Белицкая, В. А. Вайпан и др.; отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017.
- Самарина В. П., Рябчукова О. Ю. Некоторые особенности функционирования холдингов в России // Вестник Евразийской науки, 2019 № 6. Режим доступа: https://esj.today/PDF/81ECVN619.pd
- Суханов Е. А. Предприятие и юридическое лицо // Хозяйство и право. 2004. № 7.
- Теория государства и права: учебник / под ред. С. С. Алексеева, С. И. Архипова и др. М.: Норма, 2020. — 570 с.
- Шиткина И. С. Холдинги: Правовой и управленческие аспекты. М., 2018.