Проблема взаимодействия человека с природой в настоящее время является основной задачей человечества. Чтобы сохранить природные богатства, необходимо воспитывать экологическую культуру подрастающего поколения. Это нужно начинать с раннего возраста. Есть множество способов привить любовь детей к природе, но самый эффективный и действенный способ — это сказка.
Ключевые слова: экологическая культура, окружающий мир, окружающая среда, сказка, природа, ребенок.
В настоящее время взаимодействие человека и природы является главной проблемой человечества. В нашем веке скорости и технологий катастрофически недостаточно времени, чтобы остановиться, чтобы посмотреть на родную природу. По этой причине развитие экологической культуры — это основная задача в воспитании подрастающего поколения.
Что же такое экологическая культура? Это умения людей правильно применять свои знания и умения по отношению к природе. Экологическая культура начинается уже в дошкольном возрасте.
Формирование принципов экологической культуры — это формирование сознательно правильных отношений непосредственно с природой во всем ее многообразии, с людьми, которые ее защищают и создают, а также с людьми, которые создают материальные или духовные ценности на основе своей собственной природы. Это также отношение к себе, как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и вашей зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих способностей творчески взаимодействует с природой. Не уважительное отношение ко всему живому является результатом нехватки общения детей с природой. Чтобы научить детей любить природу, беречь ее и относиться к ней с уважением, можно использовать различные методы и приемы. Самый эффективный и действенный метод — это сказка. Благодаря хорошему воображению ребенка, сказка помогает детям отправиться в сказочное путешествие, понаблюдать за жизнью героев со стороны. В каждом доме есть сказка и дети ее очень любят. Она привлекает их своей загадочностью, интересными событиями, возможностями для фантазий. Вот чем хороши сказки!
С помощью сказки ребенок не только познает окружающий мир, но и выражает свое отношение к добру и злу. Вместе с волшебными персонажами дети погружаются в суть сказки. Колобок, Муха-Цокотуха, кузнечик, зайчик, поросенок и другие — эти герои открывают для ребенка таинственный мир, который полон неожиданностей, тайн, чудес. Когда ребенок попадает в этот таинственный мир, он узнает секреты, чудеса, таинственные превращения, познает все тайны растительного мира, животного мира, знакомится с сезонными изменениями в природе, узнает о временах года. Детям не хватает возможности наблюдать за тем, как дикие животные готовятся к зиме, как в теплые края улетают птицы, а сказка дает им такую возможность, благодаря их воображению.
Дети, актёры, которые воспроизводят сказки, пытаются различными голосами изображать не только волков, медведей, зайцев или лисиц, но также пытаются изображать хитрость, коварство, обман или наоборот дружелюбие, доброту, ласку.
Чтение сказки формирует у ребенка желание увидеть все это на улице, перенести все это на бумагу и сделать для себя какие-либо выводы для того, чтобы помочь героям сказки. После слушания сказок, дети с большим интересом наблюдали за червячками, муравьями, бабочками и сами превращались в сказочных героев.
Чему же учат сказки? Познавать окружающий мир и воспитывать чувство ответственности к природе, думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру.
Мораль является главным в любом произведении. Сказки в увлекательной форме учат научному пониманию, помогают разобраться в сложных явлениях природы, учат морали, доброте. Они точно описывают особенности многих животных, растений, природных явлений. В сказках волк злой, лисы хитрые, зайцы трусливые, и детям это нравится. Действия людей и животных тоже различны. Они могут грустить, посмеяться, играть, говорить, совершать различные поступки. Эти поступки и действия вызывают у детей переживание, сочувствие, любовь. Это очень часто остается на протяжении всей жизни.
Ребенок сравнивает настоящие события в природе со сказкой. Он становится более внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым.
Сказка в ненавязчивом виде дает детям знания. Простой сюжет и конкретность, а в конце сказки вывод, а иногда вопрос чтобы поддерживать разговор с ребятами.
В детский сад ребенок приходит с большим творческим потенциалом, а мы должны помочь ему в его осуществлении. Сказки способствуют развитию фантазии ребенка. При создании сказки ребенок усваивает природные связи и взаимосвязи человека и окружающей среды, утверждает свою способность к творческому мышлению
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». С детства мы знаем эти слова. Со сказкой не только весело, она еще воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, с добром и злом. Благодаря сказке мы даем детям определенные знания. И все это происходит ненавязчиво. Так, например, в детстве мы можем давать детям понятие «организм и среда», прочитав сказку «Репка» (что нужно, чтобы выросла репка? — почва, семечки, вода, питание. В среднем мы можем ознакомить детей с состоянием воды, читая сказку «Заюшкина избушка» (пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла). А старшим детям дается представление, что в природе всё взаимосвязано между собой, что времена года идут по порядку, это благодаря сказке «12 месяцев». Сказка отражает отношение человека к окружающему миру. Это помогает усвоению определенного материала. Можно самим придумать короткую сказку, тем самым помочь детям усвоить пройденный материал. Ожившие персонажи из сказок помогают детям окунуться в мир воображения, фантазий, игры. Дети становятся участниками необычных событий.
Особое место в экологии занимают рассказы, написанные сами детьми. Это помогает нам лучше понять интересы и ориентацию детей. Самое важное в сказках для детей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос, в котором животные и растения восхищаются и сопротивляются любым изменениям природы из их привычной жизни.
Сказки дают знания о природе, о повадках животных, об отношениях людей с животным и растительным миром. Основной задачей экологической деятельности в детском является учить их увидеть и понять красоту природы родного края, заботиться о всех живых существах, передать некоторые знания по экологии, соблюдать правила поведения при взаимодействиях с природой, а также правильно относиться к окружающей среде.
Литература:
- Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе /Анцыперова Т. А.// Детский сад от А. до Я.-2009. — № 1. — С. 152–158
- Масленникова, О. М., Филиппенко, А. А. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. — Волгоград: Учитель, 2009. — 232с.: ил.
- Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4–5 лет. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2010. — 144 с.: цв. вкл.
- Рыжова Н. А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. — М.: Линка-Пресс, 2002. — 192 с.
- Сказки и экологическое образование // Вестник АсЭкО. — 1995. — № 4 (8). — С. 3–10