Миграция как глобальная проблема. Case-studies: Германия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 30.03.2023

Статья просмотрена: 1070 раз

Библиографическое описание:

Гауэр, С. В. Миграция как глобальная проблема. Case-studies: Германия / С. В. Гауэр. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 121-129. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101124/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ни для кого ни секрет, что каждому человеку свойственно естественное желание жить лучше. Именно поэтому поиск наиболее благоприятных условий труда, социального обеспечения, а в некоторых случаях элементарное желание сохранить себе жизнь: всё это толкает человека менять местожительство и искать более благоприятные условия для жизни, работы, развития и самореализации. Так, согласно Всеобщей Декларации прав человека, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства (п. 1, ст. 13) [1]. Помимо этого, каждый имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы [1].

Сегодня глобализационные и интеграционные процессы получают всё более стремительное развитие в современных международных отношениях. Глобализация — это процесс усиления взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и культур. Особую роль в глобализационных процессах играет миграция. Международная миграция является глобальным явлением, которое растёт по своим масштабам. Активизация миграционного движения является ярким выражением процесса глобализации. В силу того, что в основе миграционных процессов лежат глобальная взаимозависимость экономик разных стран, всеохватывающие развитие коммуникационных связей, транспорта и торговли, то становится понятно, что данный процесс непреодолим. Кроме того, данный процесс является очень сложным и многогранным, и, именно поэтому, влечёт за собой как положительные, так и отрицательные последствия как для стран эмиграции, так и для стран иммиграции, а также, непосредственно, для самих мигрантов, которые не всегда могут спокойно и легко интегрироваться в новое общество. На сегодняшний день межгосударственные границы постепенно утрачивают своё значение, и поэтому вопрос, касающийся международной миграции, становится очень остро, и требует к себе серьёзного и комплексного подхода.

В научной литературе наиболее часто используют следующее определение: миграция — это процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства, либо с регулярным возвращением к нему [15, c.22].

Международная миграция принимает различные формы. Она включает в себя, так называемых, экономических мигрантов, которые на добровольной основе в поисках новых возможностей, так и беженцев и вынужденных мигрантов, которые вынуждены покинуть свою страну под давлением различных факторов, не зависящих от них. Положение и количество именно второй категории мигрантов угрожает благополучию многих стран, именно поэтому для контроля и управления над этими процессами необходимо его всесторонне изучение и всеобщее международное сотрудничество. Сегодня весь современный мир пришёл в движение, развитие миграции приняло взрывообразный характер, именно поэтому вопросам, касающимся насущной глобальной проблеме миграции и миграционной политики, задаётся почти каждое государство.

Почему миграция — это глобальная проблема? Если отталкиваться от самого термина «глобальный», то нужно чётко понимать, что данная проблема проявляется минимум на трёх континентах, создаёт определённые трудности, негативные последствия, с которыми люди вынуждены бороться. По последним данным портала миграционных данных, общее число международных мигрантов в середине 2020 г. составляло 280,6 миллионов, что составляет 3,6 % населения всего земного шара (рис. 1). Самый большой приток мигрантов наблюдается в европейских странах — 86,7 миллионов. Затем идёт страны Азии, в которых общее число мигрантов составляет 85,6 миллионов. Далее идёт Америка — 73,5 миллионов мигрантов, Африка — 25,5 миллиона, и замыкает круг Австралия — 9,4 миллиона (рис. 2). В то время, как подавляющее большинство людей в мире продолжают жить в стране, в которой они родились, все больше людей мигрируют в другие страны, особенно в пределах своего региона. Многие другие мигрируют в страны с высоким уровнем дохода, которые находятся дальше. Работа является основной причиной международной миграции людей, а трудящиеся-мигранты составляют подавляющее большинство международных мигрантов в мире, причем большинство из них проживает в странах с высоким уровнем дохода, именно поэтому потоки мигрантов направляются в основном в индустриально-развитые страны Европы, Азии и Америки. Глобальное перемещение населения находится на рекордно высоком уровне. Конкретные примеры проявление проблемы миграции будут рассмотрены в следующем разделе, а пока ещё стоит упомянуть про некоторые прогнозы, касающиеся развития миграции, а также про некоторые шаги, предпринятые мировым сообществом в рамках попыток регулирования миграционной политики.

Общепризнанно, что масштабы и темпы международной миграции особенно трудно предсказать с точностью, поскольку она тесно связана как с событиями, обостряющими обстановку (в частности, крайней нестабильностью, экономическим кризисом или конфликтом), так и с долгосрочными тенденциями (в частности, демографическими изменениями, экономическим развитием, достижениями в области коммуникационных технологий и доступом к средствам передвижения). По прогнозам Международной организации по миграции количество мигрантов к 2050 г. составит 450 млн. человек [3, с.23]. Также согласно данным этой организации, иностранные работники составляют около 15 % всех занятых в экономике.

Особое место в системе регуляции трудовых отношений и международной трудовой миграции играет Международная организация труда (МОТ). МОТ — специализированное агентство системы ООН. Основные цели и задачи данной организации в сфере трудовой миграции сосредоточены на защите прав и интересов трудящихся, которые осуществляют свою трудовую деятельность в чужой стране. Всемирная комиссия Международной организации труда, рассматривая социальные аспекты глобализации, опередила ряд проблем, с которыми сталкиваются трудовые мигранты: эксплуатация трудящихся мигрантов недобросовестными работодателями, в части, например, отсутствия должного медицинского и социального обеспечения, отсутствия достойной оплаты труда, средств индивидуальной защиты, достойных условий труда и даже в криминальных случаях — наличие незаконной торговли людьми за рубеж. На 92-й сессии Международной конференции труда в 2004 г. была принята резолюция о справедливом подходе к трудящимся мигрантам на глобальном рынке. В марте 2006 г. руководящими органами МОТ было принято решение публикации и распространении многосторонних основ, которые представляют собой необязательные в правовом отношении нормы, включающие в себя рассмотрение основных проблем, которые возникли в процессе разработки миграционной политики и формирование комплекса основополагающих принципов прав и труда, регулирующих основные положения в области миграции рабочей силы. Положения направлены на обеспечение достойного труда и зарплаты в странах происхождения мигрантов, содействие двухсторонних соглашений между государствами-членами в целях упорядоченной и справедливой миграции, гарантированное равенство в обращении и целях наделения равными правами мигрантов и граждан принимающей стороны.

Посмотрим и оценим деятельность ООН в сфере миграционной политики. Ещё в 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. С того момента 18 декабря во всём мире отмечается Международный день мигранта. В целях координации международных усилий, направленных на регулирование миграции, в декабре 2003 г. была создана Глобальная комиссия по международной миграции ООН. Четыре года назад ГА ООН предприняла попытку в комплексе решить все проблемы, связанные с миграционными потоками. 10 декабря 2018 г. Межправительственная конференция ООН утвердила глобальный пакт (или, глобальный договор) о безопасной, упорядоченной и легальной миграции. Пакт был подготовлен с пониманием того, что ни одно государство не может самостоятельно решать вопросы миграции. Пакт был одобрен в июле 193 странами. Тем не менее ряд государств не поддержали документ. Соединенные Штаты вышли из обсуждения пакта еще в конце 2017 г. Кроме того, Австралия, Нидерланды, Австрия, Болгария, Венгрия, Чехия, Польша, Доминиканская Республика, Чили, Латвия, Словакия, Эстония и Италия либо отказались принимать участие в конференции, либо исключили возможность подписания соглашения. Юридически обязывающим документ не является, а лишь открывает возможность к глобальному сотрудничеству в этой сфере.

Сегодня миграция стала глобальным явлением растущего масштаба и сложности. Ранее уже упоминалось о том, что главная причина миграции, из которой, так или иначе, вытекают другие — это естественное желание человека жить лучше, психологическое стремление человека к самореализации. Отсюда вытекает тот факт, что причин для миграции существует много. Люди пересекают национальные границы по экономическим причинам (безработица, высокие налоги, низкий уровень дохода, бедность, желание продвинуться по карьерной лестнице), социальным (дискриминация, желание присоединиться к семье или друзьям за рубежом), экологическим (природные катастрофы), политические (недовольство установленными в стране режимами, войны). То есть причины могут быть экономическими: различия в уровнях жизни, размерах заработной платы. Могут быть неэкономическими: различия в сфере безопасности и прав человека. Помимо этого, причины могут быть вынужденными, когда значительная часть мигрантов вынуждена покинуть свои дома против их воли: беженцы, спасаясь от преследований, люди, пострадавшие в результате конфликта или стихийного бедствия, или жертвы торговли людьми. В условиях все более интегрированного мира люди, имея серьезные ограничения, передвигаются через национальные границы в поисках лучших возможностей, которые отсутствуют для них в их собственных странах. Также особенно остро на повестке дня стоит вопрос о нелегальной миграции, которая связана с нарушением миграционного законодательства страны. Данный тип миграции сегодня рассматривают как с отрицательных, так и с положительных сторон (которые подробно будут рассмотрены в четвёртом разделе данной главы).

Рассмотрим проявление проблемы миграции в глобальном масштабе на конкретных примерах из разных регионов мира в разное время. Согласно данным международной организации по миграции в 2004 г. примерно 300 тыс. африканских специалистов работают в странах Европы и Северной Америки. Также по оценкам данной организации около одной трети всех учёных, получивших образование в «бедных» странах, затем перебираются работать и жить в «богатые» страны. В том же 2004 г. группа демографов и географов (Линдзи Лоувелл, Аллан финдли, Эмма Стюарт) опубликовала результаты масштабного исследования «Утечка мозгов» (Brain Strain: Optimising Highly Skilled Migration From Developing Countries). Вывод, к которому пришла группа учёных был следующим: почти каждый десятый обладатель диплома о высшем образовании рождён в развивающихся странах — при этом 30–50 % родившихся там учёных и инженеров ныне живут и работают в развитых государствах мира. Исследование Национального бюро экономических исследований США (National Bureau of Economic Research) наглядно продемонстрировала тот факт, что утечка мозгов ныне происходит не только потому, что в «бедных» странах низок уровень жизни, но и потому, что у специалистов появилось достаточно средств для того, чтобы финансировать свой переезд в «богатые» страны. Согласно данным Фонда African Capacity Building Foundation, каждый год примерно 20 тыс. высококвалифицированных жителей африканского континента отправляются искать счастья в индустриально развитые страны [6]. Одним из результатов этого является хронический дефицит квалифицированных кадров в африканских государствах, что приводит к замедлению процесса их развития и усугублению ситуации в сферах науки, экономики, медицины и так далее. По оценкам Фонда, отъезд специалистов приводит к бюджетным потерям (уехавшие не платят налоги на родине), снижению темпов создания новых рабочих мест, уменьшению конкурентоспособности местной экономики (вплоть до того, что иностранных специалистов приходится импортировать из-за рубежа и платить им намного больше, чем получали бы их местные коллеги.

Далее рассмотрим проявление проблемы миграции на примере США. США привлекают наибольшее количество иммигрантов в мире, которые составляют здесь около 17,6 % рабочей силы, являются одним из важнейших источников его пополнения. Направления миграционных потоков очень ассиметричны. За последние 30–40 лет существенно изменился состав стран происхождения. В настоящее время главными странами происхождения американских иммигрантов являются страны Латинской Америки. Иммигранты из Латинской Америки, как правило, менее образованы, чем ранние иммигранты из Европы. По словам Джеймса Смита, старшего экономиста корпорации RAND в Санта-Монике и ведущего автора Национального исследовательского совета Соединенных Штатов мигранты (особенно из Латинской Америки) являются скорее убытком в части уплачиваемых налогов, относительно затрат на социальные услуги. Также среди негативных последствий иммиграции в США стоит отметить возрастающую нагрузку на инфраструктуру, систему здравоохранения и социального обеспечения, а также проблема нелегальной миграции, которая остро стоит для США — за 2017 г. было произведено более 140 тыс. административных арестов, более 225 тыс. нелегальных мигрантов было депортировано (большинство из которых относятся к мигрантам из стран Латинской Америки).

И последний пример для рассмотрения — проявление проблемы миграции на примере Германии в 1980–1990-е г г. Несмотря на то, что пример является весьма отдалённым по времени, тем не менее, он является очень показательным. Наверное, уже стало весьма очевидно и понятно, что, как правило, положительные последствия от миграции носят более долгосрочный характер, в то время как отрицательные последствия — вытеснение работников, сокращение зарплаты, потеря работы — возникают в ближайшей перспективе и сконцентрированы на определенных группах работников. Этот факт служит источником политического сопротивления и враждебного отношения к мигрантам, часто наблюдаемых в принимающих странах. Наглядным примером воздействия на уровень зарплат и вытеснение работников служит введенная после 1989 г. политика, разрешившая работникам из Чехии искать работу (но без получения права на постоянное проживание) в приграничных муниципалитетах Германии, отвечающих установленным требованиям. К 1993 г. приток чешских работников в размере, эквивалентном 1 проценту от общей численности занятых местных жителей, привел к сокращению заработной платы коренных немцев на 0,15 процента. Данное событие способствовало формированию враждебного отношения к чешским мигрантам, и в целом к миграционной политики, проводимой Гельмутом Колем (шестым канцлером Германии).

Начало 2022 г. ознаменовалось очередным обострением международных отношений. Начало военной операции России на Украине 24 февраля 2022 г. породило массовую миграцию украинцев и вызвало кризис украинских беженцев. По данным ООН от 9 апреля 2022 г. более 4,6 млн. беженцев были вынуждены бежать из Украины. Всего за 5 недель с начала вторжения более 10 млн человек (четверть населения Украины) вынужденно покинули свои дома. Из-за военных ограничений на выезд мужчин в возрасте от 18 до 60 лет подавляющую часть мигрантов составляют женщины и дети. Таким образом, вторжение России вызвало крупнейший миграционный кризис в Европе со времён Второй мировой войны и её последствий. Основными направлениями миграции являются соседние страны к западу от Украины: Польша, Румыния, Венгрия, Молдова, Словакия, Германия, а также совсем небольшая часть — Россия и Беларусь. На данный момент военные действия всё ещё продолжаются, поэтому очень сложно говорить о том, чем это в конечном итоге обернётся для всего мирового сообщества. Очевидно, что Европейский Союз несёт наиболее серьёзные потери и издержки. Помимо разрыва многочисленных торгово-экономических отношений с Россией, именно на плечи стран ЕС наиболее тяжёлое бремя работы с украинскими беженцами. Их корректный подсчет пока затруднен с учетом быстро меняющейся обстановки, но уже сейчас понятно, что счет идет на миллионы. Перед странами ЕС встает задача приема, обеспечения, адаптации, а возможно, и интеграции мигрантов. Социальные расходы многих стран ЕС вырастут. Однако и здесь Европейский союз в среднесрочной перспективе оказывается бенефициаром. У стран ЕС, особенно у Германии, накоплен колоссальный опыт работы с мигрантами. Украинские мигранты культурно близки большинству, если не всем странам ЕС, в отличие от предыдущих волн миграции из исламских стран. Они более образованны. Они в меньшей степени склонны формировать замкнутые диаспоры, быстрее адаптируются и интегрируются. Экономика ЕС получает богатую демографическую инъекцию. В данном случае на конкретном примере в рамках современной ситуации, которая разворачивается и развивается прямо у нас на глазах, мы видим, что проблема миграции, вызванная кризисом в отношениях между Россией и Украиной, породила ряд проблем, в первую очередь, экономических, для всех сторон, которые имеют к данному случаю какое-либо отношение.

Исходя из фактов и анализа данных, приведённых ранее, вероятно, стало понятно то, что миграция — очень сложный и многогранный процесс, и оценивать его влияние на странны эмиграции и страны иммиграции однозначно очень сложно. Рассмотрим положительные и отрицательные последствия данного процесса.

Миграция выполняет ряд важных функций, первая из которых — перераспределение трудовых ресурсов, тем самым способствует выравниванию уровня экономического развития и помогает преодолеть различия в уровне жизни населения разных стран, обеспечивает сближение, взаимопроникновения и взаимообогащение культур. Мигранты могут усилить трудовые ресурсы страны, стимулировать инвестиции и повысить темпы экономического роста. Так, иммигранты в странах с развитой экономикой увеличивают объем производства и производительность как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе. Увеличение притока иммигрантов повышают общую занятость населения и увеличивает суммарный объём производства. Это связано с тем, что местные работники и иммигранты привносят на рынок труда разнообразные навыки, которые дополняют друг друга и повышают производительность. Вторая важная функция миграции — решение демографической проблемы. Очень часто людские потоки перекачиваются из густонаселённых или перенаселённых районов в страны, которые страдают проблемой нехватки трудовых ресурсов. Более того, приток молодых мигрантов способствует омоложению населения, так как для развитых стран особо остро стоит проблема старения населения. И, таким образом, молодые мигранты, находясь в активном репродуктивном возрасте увеличивают количество заключаемых браков и рождаемость.

Говоря про отрицательные последствия, в первую очередь следует упомянуть о том, что миграция вызывает большую напряжённость на рынках труда в странах эмиграции. Это связано с тем, что приток новой рабочей силы ухудшает положение работающего коренного населения, что приводит к росту конкуренции в борьбе за свободные рабочие места, и, как следствие, к безработице. Во-вторых, следует упомянуть о том, что интеграции мигрантов в новое общество и адаптация к новым условиям в новой стране далеко не всегда проходит гладко, это может сопровождаться формированием очагов социальной напряжённости, межнациональных, религиозных конфликтов, в каких-то случаях создаётся среда для ухудшения криминогенной обстановки.

Отдельное внимание я хотела бы акцентировать на одном последствии, которое имеет две стороны медали. Страны эмиграции, несомненно, во многих случаях теряют самых молодых и одаренных, что существенно сказывается на экономическом росте, происходит, так называемая, «утечка мозгов». Некоторые из подобных последствий. Помогают нейтрализовать денежные переводы иммигрантов своим родным и близким на Родину. Они могут быть очень значительным источником дохода, который, как было доказано, приводит к увеличению расходов на образование и здравоохранение. В 2014 г. приток денежных переводов в развивающиеся страны составил 436 млрд долларов США, больше половины от суммы совокупных чистых прямых иностранных инвестиций и существенно больше трехкратной суммы официальной помощи на цели развития. Таким образом, мигранты помогают своим соотечественникам выжить, как бы смягчая разницу между уровнем жизни развивающихся и индустриально развитых стран.

Особого внимания заслуживает нелегальная миграция. При обсуждении вопросов, связанных с нелегальными мигрантами, в их оценке относительно с недавних пор прослеживаются новые моменты. Если раньше (ещё в конце XXв.) нелегальная миграция рассматривалась исключительно как отрицательное явление, с которым велась жёсткая борьба, то в современных условиях как страны эмигранты, так и страны иммигранты стали находить в ней некоторые положительные черты. Во-первых, это экономия на дешёвой рабочей силе, так как нелегальные мигранты, в большинстве своём, являются неприхотливыми к условиям труда, поэтому нелегальные мигранты помогают выжить представителем мелкого и среднего бизнеса, производящих дешёвые товары и предоставляющих услуги для массового потребления. Во-вторых, на рынке труда в развитых странах есть определённые ниши, которые представители местного коренного населения не имеют желания работать (например, из-за низкой заработной платы или из-за условий труда), и такие ниши занимают нелегальные мигранты. Наглядный пример тому, как нелегальные мигранты занимают заметное место в строительных и ремонтных работах, соглашаясь, практически, на любые условия. В-третьих, у нелегальных мигрантов нет, как таковых, выходных, отпусков, их рабочий день является безразмерным, что также приносит прибыль работодателю. Но нелегальная миграция тоже имеет и обратную сторону медали. Во-первых, нелегальная деятельность мигрантов часто связана с теневой экономикой, это особенно опасно при производстве лекарств, детских товаров, пищевых продуктов. Теневая экономика наносит существенный ущерб государственному бюджету, поскольку прибыль не облагается никаким налогом и полностью остаётся в её распоряжении. Во-вторых, очень часто нелегальные мигранты образуют нелегальные организации, которые занимаются торговлей оружием, ввозом и продажей наркотиков, взрывчатых веществ и так далее. Помимо этого, нелегалы создают «сетевые организации», через которые получают всю информацию. Подобные «сетевые организации» часто связаны с сектами религиозного характера, они очень ловко умеют обрабатывать сознание молодых людей, воспитывая в них религиозный фанатизм, затем используя это в террористических целях. Таким образом, очень часто нелегальные мигранты связаны с террористическими организациями и организацией самих терактов. Всё перечисленное происходит «подпольно», бесконтрольно и очень часто ведёт к возникновению очагов международной напряжённости. В-третьих, из-за отсутствия прописки, постоянного места жительства, медицинских услуг и медицинского контроля за состоянием их здоровья, очень часто нелегальные мигранты являются импортёрами остроинфекционных и паразитарных заболеваний таких, как венерические заболевание, туберкулёз, чесотка, педикулёз и другие.

Таким образом, мы видим, что миграция — сложное, многогранное и неоднозначное явление, которое имеет как ряд положительных, так и ряд отрицательных последствий. В основном, эти последствия зависят от конкретной ситуации в странах эмиграции и иммиграции.

Прежде чем рассмотреть, как проблема миграции отражается на конкретном регионе Германии, следует сказать несколько общих моментов, касающихся миграционной политики данной страны. До 2004 г. отсутствовали какие бы то ни были полноценные систематизированные законодательные акты, касающихся въезда в страну высококвалифицированных специалистов и интеграции уже проживающих в ней иммигрантов. Ситуация в стране поменялась с принятием в 2005 г. закона о миграции. Закон предполагал урегулирование миграционных процессов на рынке труда, интеграцию иностранцев и предоставление права на убежище. С введением нового закона в Германии изменилась система предоставления вида на жительство: до этого времени на территории Германии было установлено пять форм видов на жительство, но теперь их количество сократилось до двух: разрешение на временное пребывание и разрешение на постоянное поселение. Контроль за предоставлением вида на жительство осуществляет Федеральное ведомство по делам миграции. Новый закон обязывает всех иммигрантов, имеющих право на постоянное проживание, проходить обязательные интеграционные курсы. Миграционная политика Германии характеризуется делегированием общественной ответственности за социальное обеспечение иммигрантов негосударственным социальным агентствам.

В 2015 г. в Западной Европе миграционный кризис. В связи с неспокойной ситуацией на территории Ближнего Востока в 2015 г. поток мигрантов в Европу увеличился во много раз. Так в Германии на тот момент зарегистрировано около 1,1 млн. беженцев. Если рассматривать конкретный регион — город Берлин, то, согласно статистике, доля мигрантов в общей численности населения Берлина выросло с 2014 г. по 2016 г. на 2,4 % [12] (рис. 3). По-настоящему важным и переломным моментом в миграционной политике Берлина стало событие от 19 декабря 2016 г., когда на площади Брайтшайдплац в берлинском районе Шарлоттенбург в преддверии рождества произошёл теракт: грузовик-фура с полуприцепом въехал на заполненный людьми рождественский базар, проехал между торговыми лавками, пробил торговый ряд, после чего водитель обратился в бегство. Погибло 11 человек, 50 человек получили ранения разной степени тяжести. Виновником оказался Анис Амри, зарегистрированный в лагере для беженцев под именем Алмасри. Позже выяснилось, что Алмасри — это вымышленное имя (вернее, одно из вымышленных имён) Аниса Амри, который, используя фальсифицированные данные пытался обмануть миграционную службу Германии. Амри был зарегистрированный беженец, и, согласно, немецкому законодательству имел право на прибывание в Германии и на получение социального пособия. Спустя какое-то время также выяснились следующие факты: Амри был связан с исламистами (такими как проповедник «Исламского государства» Абу Валаа; торговал наркотиками и сам их регулярно употреблял; на момент 19 декабря 2019 г. личность Амри фигурировала 60 протоколах, зафиксированных полицией Северного Рейна-Вестфалии, Берлина и федеральной уголовной службы.

Пример с терактом в Берлине 19 декабря 2016 г. является одним из явных подтверждений того, какими могут быть последствия в результате миграционной политики Ангелы Меркель (политика открытых дверей). На данном примере выяснилось, что в массе беженцев легко затерялись террористы и обычные уголовные преступники, а германские спецслужбы и криминальная полиция просто не имеют потенциала для парирования враждебной преступной деятельности против государства при подобном наплыве.

Очень трудно оценивать возникающие выгоды и трудности в рамках только одного конкретного города страны. Среди явных выгод следует отметить то, что несмотря на традиционный высокий уровень безработицы в Берлине после притока мигрантов в 2015–2016 гг. этот уровень пусть не кардинально, но всё же снизился. Трудности, с которыми сталкивались местные власти и население — это отсутствие грамотной систематизированной миграционной политики в стране и большое количество нелегальных мигрантов, деятельность которых представляла большую угрозу всей общественности города (подтверждение тому — рассмотренный выше пример про теракт в Берлине).

Потоки беженцев 2015–2016 гг. и, в частности, теракт в Берлине, вынудили правительство Германии принимать более решительные меры по регулированию миграции. Так, например, именно в Берлине в 2016 г. был открыт Берлинский центр помощи мигрантам. Данный центр подразумевает под собой консультативный и координационный центр по вопросам интеграции, трудоустройства и социального обеспечения для иммигрантов. По обращении в данный центр мигранты получают экспертную консультацию по всем необходимым вопросам: получение жилья, оформление документов, получение образования и прочие вопросы. Центр постоянно с определённой периодичностью проводит самые разные мероприятия. Так, например, в 2019 г. центр организовал «Клуб рассказов» на тему «Работа в Берлине». Женщины-мигранты, мигрировавшие в Берлин в последние 10 лет, рассказывают другим женщинам, как, несмотря на все трудности, им удалось найти работу или учебу, соответствующее их квалификации и желаниям.

На основании изученного материала и проделанной работы можно сделать следующие выводы. Активизация миграционного движения с конца XX в. является ярким выражением процесса глобализации. Утрачивание межгосударственными границами своего значения, идеология свободной торговли, свободного обмена информацией: всё это приводит к активизации миграционных процессов.

Миграция — это глобальное явление, которое сегодня представлено на всех континентах. В разных регионах мира миграция принимает разные формы, происходит по разным причинам, для разных стран имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

Миграция — это глобальная проблема, которая не может быть решена в одиночку одним государством, и, именно поэтому в решении вопросов, связанных с формированием и развитием миграционной политики, задействованы не только государства, но также и международные правительственные и международные неправительственные организации.

Миграция — глобальная проблема, требующая глобального сотрудничества.

Графическое изображение растущей тенденции миграции с 1990–2020г г. (данные взяты с сайта Migration Data Portal URL: https://www.migrationdataportal.org/international-data?i=stock_abs_&t=2020&m=1)

Рис. 1. Графическое изображение растущей тенденции миграции с 1990–2020г г. (данные взяты с сайта Migration Data Portal URL: https://www.migrationdataportal.org/international-data?i=stock_abs_&t=2020&m=1)

Графическое изображение общего числа международных мигрантов на середину 2020 г. (данные взяты с сайта Migration Data Portal URL: https://www.migrationdataportal.org/international-data?i=stock_abs_&t=2020&m=1)

Рис. 2. Графическое изображение общего числа международных мигрантов на середину 2020 г. (данные взяты с сайта Migration Data Portal URL: https://www.migrationdataportal.org/international-data?i=stock_abs_&t=2020&m=1)

Графическое изображение изменения доли мигрантов в общей численности населения Берлина в 2009–2021г г. (данные взяты с сайта Statista: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/255796/umfrage/auslaenderanteil-in-berlin/)

Рис. 3. Графическое изображение изменения доли мигрантов в общей численности населения Берлина в 2009–2021г г. (данные взяты с сайта Statista: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/255796/umfrage/auslaenderanteil-in-berlin/)

Литература:

  1. Всеобщая декларация по правам человека от 10 декабря 1948 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
  2. Migration Data Portal. URL: https://www.migrationdataportal.org/international-data?i=stock_abs_&t=2020&m=1
  3. Доклад о миграции в мире 2020. Международная организация по миграции. С. 550. URL: https://publications.iom.int/system/files/pdf/final-wmr_2020-ru.pdf
  4. Многосторонние основы МОТ по вопросам миграции рабочей силы. Необязательные в правовом отношении нормы и руководящие принципы подхода к миграции рабочей силы, основанного на соблюдении прав человека, Международное бюро труда, 2008. C.95. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/publication/wcms_309210.pdf
  5. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml
  6. Official Website of African Capacity Building Foundation. URL: https://www.acbf-pact.org/what-we-do/how-we-do-it/knowledge-learning/africa-capacity-report
  7. Official Website of National Bureau of Economic Research. URL: https://www.nber.org/
  8. Доклад об экономике региона Европы и Центральной Азии. Группа Всемирного банка. Осень 2019 г. С.74. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/32481/211506RU.pdf?sequence=4&isAllowed=y
  9. Статистика международной миграции Практическое руководство для стран Восточной Европы и Центральной Азии // Европейская Экономическая Комиссия ООН Фонд ООН в области народонаселения. 2011. С.104. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/stats/publications/RUS_International_Migration_Statistics_Practical_Guide.pdf
  10. Официальный сайт Международной организации труда. URL: https://www.ilo.org/moscow/lang--ru/index.htm
  11. Официальный сайт Международной организации по миграции. URL: https://www.iom.int/
  12. Offizielle Website Statista. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/255796/umfrage/auslaenderanteil-in-berlin/
  13. Ofizielle Website Berliner Willkommenszentrum. URL: https://www.berlin.de/willkommenszentrum/ueber-uns/
  14. Brain Strain: Optimising Highly Skilled Migration From Developing Countries. Working paper 3 of the 'asylum and migration' series. Institute for Public Policy Research. August 2004. p.43. URL: https://www.ippr.org/files/images/media/files/publication/2011/05/brainstrain_1365.pdf
  15. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения // Приложение к журналу «Миграция в России». Вып. 5. Стадии миграционного процесса. М., — 2001. С. 480.
  16. Проблема миграции сегодня является одной из самых острых в мировой практике. Медиапортал КФУ. URL: https://media.kpfu.ru/news/problema-migracii-segodnya-yavlyaetsya-odnoy-iz-samykh-ostrykh-v-mirovoy-praktike-ekspert-kfu
  17. Петровская Н. Е. Экономические проблемы иммиграции в США // Азимут научных ииследований: экономика и управления. 2020. Т.9. — № 4(33). — С.277–280.
  18. Апрыщенко В. Ю. Современные миграционные процессы и «модель конвергенции» // Вестник Южного Федерального университета. Ростов на Дону. 2018. — № 3. — С.1–5.
  19. Киселкина О. В. Влияние миграционных процессов на формирование трудового потенциала региона // Материалы международной научно-практической конференции. март, 2014. — С.152–157. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F89432694/Sbornik_posled.pdf
  20. Минаев В. М., Жиромская В. Б. Миграция — глобальная проблема современности. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsii-globalnaya-problema-sovremennosti-1/viewer
  21. Блохин В. Н. Глобальная проблема миграции контексте задач устойчивого развития. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29735645_92145821.pdf
  22. Голубева Н. В. Проблемы трудовой миграции на глобальном рынке. Роль МОТ. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47455984_31590554.pdf
  23. Мелконян В. А. Международная миграция рабочей силы как глобальная проблема XXI в. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25065192_49801766.pdf
  24. Муйдинов Д. Международная миграция — глобальная проблема современности. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36714079_53086678.pdf
  25. Хазимуллин А. Д. Проблемы современной миграции (в рамках глобальных проблем). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30646661_32718026.pdf
  26. Лашкевич Ю. Б. Глобальные проблемы международной трудовой миграции. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_19140989_39666879.pdf
  27. Алешковский И. А., Ионцев В. А. Тенденции международной миграции в глобализирущемся мире. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-mezhdunarodnoy-migratsii-v-globaliziruyuschemsya-mire/viewer
  28. Черняк А. В., Огнева В. В. Современные тенденции международных миграций. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-mezhdunarodnyh-migratsiy/viewer
  29. Украинский кризис. Кто выигрывает? // Российская ежедневная общественно-политическая газета. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5259004
  30. Кризис украинских беженцев в Европе: что мы уже знаем? // Пражский процесс. URL: https://www.pragueprocess.eu/ru/news-events/news/600-krizis-ukrainskikh-bezhentsev-v-evrope-chto-my-uzhe-znaem
  31. Таран П. Миграция — мировая проблема или локомотив развития экономик, народов и обществ? // Международный дискуссионный клуб Валдай. 2016. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/migratsiya-mirovaya-problema-ili-lokomotiv/
  32. Кучеров М. Ю. Миграционный кризис в Германии: нагрузка или инвестиции в будущее? URL: file:///C:/Users/ %D0 %A1 %D0 %BE %D0 %BD %D1 %8F/Desktop/3 %20 %D0 %BA %D1 %83 %D1 %80 %D1 %81 %206 %20 %D1 %81 %D0 %B5 %D0 %BC %D0 %B5 %D1 %81 %D1 %82 %D1 %80/ %D0 %9C %D0 %B8 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0 %D1 %8F %20 %D0 %BF %D0 %BE %D0 %BB %D0 %B8 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %B0/7429- %D0 %A2 %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %81 %D1 %82 %20 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D0 %B8–13496–1-10–20200907.pdf
  33. Петелин Б. В., Кожевников В. В. Особенности миграционной политики ФР Г. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-migratsionnoy-politiki-frg/viewer
Основные термины (генерируются автоматически): мигрант, Берлин, миграционная политика, миграция, нелегальная миграция, США, URL, Латинская Америка, международная миграция, социальное обеспечение.


Задать вопрос