Статья посвящена теме применения проектного подхода в управлении организацией. Рассмотрены цели и задачи проектного подхода, его преимущества и недостатки. Применение проектного подхода позволяет оптимизировать управление ресурсами организации.
Ключевые слова: проектный подход, проектный менеджмент, управление проектами, цифровизация.
В настоящее время управление проектами в Российской Федерации начинает активно использоваться предприятиями и организациями, в связи с тем, что данная методика является инновационной для большинства российских руководителей и менеджеров, и позволяет более эффективно осуществлять прибыльную и конкурентную хозяйственную деятельность.
Без сомнения, управление проектами — это новое направление для современного российского менеджмента отечественных компаний.
Преимущества проектного управления заключаются в использовании новых методик и подходов при организации бизнес-процессов и направлений деятельности компаний, при этом, предусматривается активное внедрение современных автоматизированных систем управления проектами. Также, возникает необходимость в использовании новых возможностей для повышения качества работ и услуг, снижении затрат при выполнении работ.
В целом, как показывает практика, современные предприятия и организации, внедряя элементы проектного менеджмента, способствуют повышению эффективности функционирования своих компаний в долгосрочной перспективе. При этом, активно внедряются специальные решения программно-целевых методов управления [2].
Задачи управления проектами стали активно использоваться в бизнес-процессах коммерческих фирм, их организационных структурах и стратегиях развития. В настоящее время в культуре управления происходит серьезная трансформация принципов организации управленческих отношений. При этом, система классического менеджмента, по мере своего развития расширяет область своих интересов.
Объектом воздействия в проектном менеджменте могут быть проекты, программы, объединенные проекты. Предметом являются организационные структуры, команда проекта, возможные риски при реализации проекта, финансовое обеспечение проекта, стоимость и показатели качества проекта, элементы маркетинга проекта и другие составляющие.
В последние годы теория и практика менеджмента стала включать различные методы оценки влияния внешних и внутренних факторов на результаты деятельности участников проекта. Такая оценка позволяет принимать более эффективные, обдуманные решения.
Следует отметить, что применение проектного менеджмента помогает организации повысить свою конкурентоспособность и упрочить свое положение на рынке товаров и услуг, независимо от размера предприятия [4].
Используя элементы проектного менеджмента при реализации различных проектов и программ, достаточно важным является учитывать взаимодействие сотрудников по разным направлениям, в том числе, взаимодействие с органами власти разного уровня, поставщиками и потребителями продукции и услуг, что приводит к необходимости выстраивания новых коммуникативных схем, неформальных организационных структур, а также распределение полномочий и ответственности.
Помимо непосредственно команды, организующей проектное управление, в нее входят различные субъекты из внешней среды, взаимодействующие друг с другом и с проектом на разных этапах его реализации. Поскольку все участники проекта, как факторы его внутренней и внешней среды, влияют на успех его реализации, при управлении проектом возникает необходимость согласования их интересов.
Все участники проекта заинтересованы в его успешном завершении, так в этом случае, цели и задачи участников также успешно реализуются: инвесторы получают доход от своих вложений; владелец проекта получает необходимый результат; команда и руководитель проекта получают вознаграждение по договору за проведенную работу и повышение своего профессионального уровня; потребители получают необходимые им товары и услуги; региональные власти — пополнение бюджета за счет сбора налогов с хозяйствующих субъектов и удовлетворяют социальные и другие потребности жителей определенной территории.
В процессе функционирования проекта, необходимо проводить оценку участников, особенно тех, кто оказывает наибольшее влияние. Такая оценка способствует наиболее эффективной расстановке приоритетов в отношении всех участников. При значительных масштабах проекта или интенсивном взаимодействии между его участниками, может быть приглашен специалист для осуществления внешних коммуникаций и связей с общественностью [1].
Следует отметить, что в России на основании полученных сертификатов PMI растет доля проектных менеджеров, что свидетельствует о потребности рынка в высококвалифицированных специалистах в данной области. Управление проектами — это особый вид управленческой деятельности, основанный на сложной системной модели коллективных действий участников, позволяющий получать практический результат в различных отраслях экономики.
Переход на новый формат взаимодействия с использованием цифровых технологий, цифровизация экономики, использование искусственного интеллекта, быстрая и повсеместная смена поколений в бизнесе, которые имеют свои особенности по отношению к формам работы, разные способности к осваивать и применять современные технологии и знания и другие факторы в настоящее время меняют характер взаимоотношений в системе «бизнес — руководство — персонал». Благодаря цифровизации экономики в управлении проектами одновременно появляются как новые возможности, так и новые проблемы [6].
В настоящее время, в Российской Федерации осуществляются следующие целевые государственные программы: «Доступное и комфортное жилье», «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», которые называются «проекты», но фактически таковыми не являются, так как не используют в своей деятельности принципы проектного управления. На наш взгляд, необходимо пересмотреть существующие системы реализации государственных целевых программ, с целью оптимизации управления денежными потоками, развития и внедрения в бюджетную систему культуру управления проектами [3].
Модернизация стратегического планирования российской экономики обусловлена сложившейся ситуацией и проблемами государственного управления в контексте формирования и реализации инициированных властями проектов.
Уже сегодня становится понятным, что использование технологий управления проектами в России будет играть одну из наиболее важных ролей как в современном менеджменте государственного управления, так и в управлении коммерческими структурами.
Следует отметить, что при реализации различных проектов, как правило, используются как вертикальные, так и горизонтальные связи со множеством партнеров, которые выполняют различного рода услуги для реализации многочисленных задач проекта (дизайн, видеопродукция, услуги рекламы, транспорта, питания, проживания и т. д.).
Таким образом, можно сказать, что управление можно рассматривать как эффективный способ управления ресурсами организации, ориентированный на оптимизацию бизнес-процессов и повышение эффективности управленческих решений.
Можно отметить, что использование проектно-программного управления в отношении общественных системам, является целесообразным и определяется как взаимосвязь и взаимодействие элементов системы, обеспечивающих эффективное проектно-программное управление. При этом, элементами проектно-программного управления являются проекты и программы, инициированные как органами власти, так и гражданским обществом. Главной особенностью таких элементов является социальный характер полученного результата [5].
В настоящее время, в российской практике широко используются различные виды социальных проектов, классифицируемые разными авторами по степени финансового участия общества и государства:
– с общественным участием — в этом случае осуществляется привлечение граждан к участию в местном самоуправлении, при этом финансирование проектов происходит через систему грантов;
– с финансовыми источниками государственного софинансирования — такие проекты, как правило, это программы по поддержке местных инициатив жителей в решении социально значимых вопросов территорий;
– с источников добровольных взносов — проекты — собственных инициатив по вопросам местного значения на основе территориального общественного самоуправления;
– государственно-частное партнерство — привлечение частных инвестиций в экономику и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, в целях решения вопросов ведения органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Таким образом, учитывая разнообразие реализуемых проектов, а также российскую специфику, система управления проектами должна основываться на взаимодействии сотрудников органов власти разного уровня, организаций-исполнителей, граждан, что приводит к необходимости построения новых коммуникационных схем, неформальных организационных структур, новому распределению полномочий и ответственности.
Литература:
- Клязина Е. Г., Плешакова Е. Ю., Цветков А. Н. Проектный менеджмент: трактовки, особенности и векторы развития // Теория и практика общественного развития. — 2020. — № 8 (150). — С. 49–57.
- Комов А. В. Проектный менеджмент в малых организациях // Наука и образование сегодня. — 2018. — № 2 (25). — С. 89–90.
- Мезенцева О. А., Андреев С. Ю. Проектный менеджмент в России: состояние и перспективы развития // Вестник современных исследований. — 2018. — № 12.7 (27). — С. 332–334.
- Паздникова Н. П., Паздников И. И. Проектно-программное управление в условиях модернизации стратегического планирования // Региональная экономика. Юг России. — 2020. — Т. 8. — № 2. — С. 56–63.
- Соболева А. О. Применение проектного менеджмента в организациях транспортной отрасли // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2019. — № 2. — С. 8.
- Филатова М. В., Стукало О. Г., Лебедева Л. В., Цуканова К. А., Дзахмишева И. Ш. Проектное управление в условиях цифровой экономики // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. — 2020. — Т. 82. — № 4 (86). — С. 335–339.