В статье рассматриваются возможные сценарии цифровой трансформации в муниципальных образованиях.Взависимости от основного вопроса для реализации интеллектуализации и цифровой трансформации для муниципальных образований разделяют следующие модели перехода: централизованные, децентрализованные, локальные. Выбор модели цифровой трансформации в основном зависит от того, какие целей ставит перед собой орган местного самоуправления и жители.
Ключевые слова : цифровая трансформация, цифровые процессы, децентрализованная модель, централизованная модель, локальная модель.
В современных условиях неизбежной перспективой для управления российскими муниципальными образованиями является цифровая трансформация процессов муниципального развития. Цифровой переход и реализация проектов интеллектуального управления в муниципальных образованиях могут быть организованы в соответствии с разными определенными стратегиями. Их различие обуславливается разными основными интересами, темами, задачами и инвесторами процессов интеллектуального перехода и цифровой трансформации муниципального управления. Подобными участниками являются бизнес-структуры, местная власть, ассоциации стейкхолдеров (консорциумы, граждане и ассоциации и др.). Концепции изучаемых проектов и внедрение технологий отличаются тем, что у них имеется различная основная причина. Таковым может являться определенная цель, необходимая для снижения затрат (если основным активом является администрация) или для получения дополнительной прибыли и расширения рынка реализации продуктов (если основным активом является бизнес). В итоге эти характеристики сильно повлияют на роль государства в процессе интеллектуализации и цифровой трансформации муниципального управления, характер проводимой государственной политики, систем приоритета и программ действий. В зависимости от основного вопроса для реализации интеллектуализации и цифрового перехода для муниципалитетов разделяются следующие варианты (модели): централизованные, децентрализованные, локальные.
Для начала рассмотрим децентрализованную стратегию цифрового перехода, основным участником которого являются крупные бизнес-структуры.
Различные частные компании и государственные организации в рамках этой стратегии децентрализованно реализуют основные процессы разных по масштабам проектов цифровизации в сфере своей деятельности (Например, узконаправленные отрасли — энергетические, строительные, добывающие и т. д., компании из области современных информационных технологий и связи).
Централизованная модель цифрового перехода. Основной участник цифрового перехода: органы местного самоуправления. При децентрализованной стратегии цифрового перехода все процессы происходят через отдельные проекты по внедрению передовых технологий различного масштаба. Главным примером может служить разработка таких проектов, как «умный» дом, квартал, офис (предложение ПАО «Сбербанк»), представляющих собой программно-аппаратный комплекс, осуществляющий мониторинг и управление сети оборудования внутреннего структурного подразделения, с помощью которого возможно выполнять некоторые функции.
Централизованная стратегия подразумевает, что все процессы цифрового преобразования будут происходить централизованно, а выступать центром всех этих процессов будет орган местного самоуправления. Он берет на себя все управление по реализации цифровой трансформации муниципального образования, внедрению информационных технологий во все отрасли поселения, а также выполняет задачи по дальнейшему развитию и образованию полноценной структурированной цифровой экосистемы. Именно орган местного самоуправления является инициатором проекта по цифровизации и масштабному созданию новой современной информационной инфраструктуры. Внедрение единых оперативных систем для управления и контроля текущей обстановки в городе с помощью использования данных реальном времени является главной характерной особенностью. Одной из основных задач считается предоставление максимального количества муниципальных услуг всем категориям жителей, организаций. Для реализации этого создаются специальные платформы муниципальных образований, цифровые модели города.
Локальная модель цифрового перехода. Основными участниками цифровой трансформации являются местные муниципальные власти в тесном сотрудничестве с заинтересованными сторонами.
Стратегия основана на желании максимизировать эффективность с помощью интеллектуальных и цифровых технологий и реализовать весь потенциал муниципального образования (отдельных районов) в случае нехватки ресурсов. В связи с этим основные проекты цифровой трансформации в рамках данной стратегии выполняются с непосредственным участием остальных пользователей, в том числе с жителями поселения. Управление, контроль по вопросам интеллектуализации муниципального образования, внедрению различных информационных технологий, созданию учреждений осуществляется не только органами местной власти, но и с существенной ролью заинтересованных лиц и различных организаций путем проведения переговоров. В реализации данной стратегии цифрового преобразования государство, в лице местных органов власти, берет роль своего рода организатора всех процессов, которые будут вести все партнерские отношения и главного «переговорщика» с региональными и федеральными властями, а также обеспечить совместную координацию всех игроков в создании условий и каналов масштабирования интеллектуальных городских технологий по всей стране.
Каждая из представленных моделей тесно коррелирует с выделяемыми поколениями цифровой трансформации муниципальных образований. Если для первой фазы (поколения) характерно, что основными заинтересованными субъектами являются представители бизнеса, для второй — что основная роль отводится городским властям, то для третьей принципиально появление различного рода партнерств и переход граждан в активную позицию, их самостоятельное подключение к процессам управления и интеллектуализации города. Альтернативным выбором оптимизированного для российских муниципальных образований варианта стратегии цифровой трансформации, интеллектуализации в основном зависит от того, какие целей ставит перед собой местная городская власть и жители.
Литература:
- Цифровая трансформация экономики: государство, бизнес, общество: Монография / колл. авторов: под науч. ред. Н. П. Кононковой.
- Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / под ред. Е. Г. Потаповой, П. М. Потеева, М. С. Шклярук. — М.: РАНХиГС, 2021