Ключевые слова: а дминистративная ответственность в сфере управления, административная ответственность государственных и муниципальных служащих, г осударственная власть, публичная власть.
Keywords: administrative responsibility in the field of management, administrative responsibility of state and municipal employees, state power, public power.
В статье рассматриваются некоторые вопросы, касающиеся теоретических воззрений на институт административной ответственности субъектов публичного управления, направленный на привлечение к административной ответственности государственных и муниципальных служащих.
В политической практике публичная власть опирается на организационные структуры, обладает механизмами осуществления, реализуется на уровнях государственной власти и посредством местного самоуправления [1, с. 21].
К сожалению, ничто не вызывает большего возмущения, чем безответственность органов государственной власти.
Термин «государственная власть» чаще всего отождествляется с администрацией, что является следствием того, что, хотя мало кто из нас ежедневно имеет реальный контакт с законодательной или судебной властью, каждый из нас постоянно сталкивается с различными проявлениями административной власти.
Правовые основы административной ответственности субъектов публичного управления представлены Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Согласно п. 3 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение [2, с. 126].
Административная ответственность в сфере управления основана на индивидуальной ответственности, т. е. на возможности привлечения конкретных лиц или органов к ответственности за действия или бездействие, являющиеся противоправными или причиняющие ущерб. Это признак того, что закон работает и выполняет свою основную профилактическую и воспитательную роль.
Административное право направлено на создание однозначного разделения роли в государстве и обществе, где существует постоянное разделение задач и легко оценить ответственность на основе таких классических правовых институтов, как задача, обязанность, компетенция, собственность, подсудность, ущерб, вина, возмещение. Благодаря этому легко возложить ответственность на конкретные подразделения, органы или учреждения.
Чрезвычайно важно подчеркнуть взаимосвязь между отдельными элементами в структуре, что дает понять, что ответственность государственного управления не может рассматриваться в отрыве от возложенных на него общественных задач (объекта ответственности) или требования права — постоянное действие (критерии ответственности), но и в отрыве от сложных взаимодействий между законодателем, судом или, наконец, подразделением, в интересах, которых администрация выполняет миссию реализации общего блага.
Между указанными способами защиты субъективных прав, свобод и интересов особое место принадлежит административному обжалованию, под которым принято понимать обращение к субъекту публичной администрации с требованием защитить публичные права, свободы и интересы от незаконной деятельности (бездействия) подчиненного субъекта. Это обусловлено важнейшей ролью, которую оно выполняет. Известно, что административное обжалование может привести к привлечению виновных к ответственности, которая, является самостоятельным способом защиты субъективных прав, свобод и интересов.
Административная ответственность государственных и муниципальных служащих:
— является эффективным рычагом обеспечения добросовестного исполнения возложенных обязанностей, соблюдения требований законодательства при осуществлении служебной деятельности;
— имеет ряд несомненных преимуществ, среди которых оперативность, экономичность, наличие системы эффективных санкций, способных достичь цели применения мер воздействия;
— защищает граждан от произвола со стороны органов публичной власти;
— создает необходимые гарантии реализации гражданами принадлежащих им прав и законных интересов, включая возможность своевременного получения качественных публичных услуг, предоставляемых в рамках реализации субъектами властных полномочий, закрепленной за ними законом компетенции;
— охраняет общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государственных и муниципальных служащих по выполнению полномочий органов публичной власти, от противоправного поведения, противоречащего публичным потребностям;
— воспитывает государственных и муниципальных служащих в духе соблюдения разных административных правил;
— обеспечивает достижение того поведения, которое требуется нормативно правовыми актами, внутренними документами, распоряжениями и указаниями руководства и другие.
Все вышеизложенное обуславливает важность формирования надежного и эффективного нормативно-правового обеспечения механизма привлечения к административной ответственности государственных и муниципальных служащих с постоянным усовершенствованием последнего с целью приведения в соответствие с требованиями времени. Это касается и административной ответственности за нарушение основополагающего принципа равенства граждан перед законом.
Учитывая указанное, отметим возможность рассмотрения связи «ответственность-равенство» в двух направлениях:
1) административная ответственность государственных и муниципальных служащих выступает гарантией соблюдения принципа равенства, чему способствуют качественное нормативно-правовое оформление механизма привлечения к нему и закрепление на нормативном уровне санкций за нарушение принцип равенства;
2) принцип равенства выступает требованием, предъявляемым к порядку привлечения к ответственности.
Иными словами, во втором случае речь идет о требовании соблюдения принципа равенства в юрисдикционной деятельности субъектов публичного управления, направленного на привлечение к административной ответственности государственных и муниципальных служащих, то есть административная ответственность выступает средством применения принципа равенства.
Таким образом, подытоживая изложенное, подчеркнем, что административная ответственность государственных и муниципальных служащих, как целостное правовое явление, играет многозначительную роль в регулировании административно-правовых отношений:
— во-первых, она выступает гарантом в соблюдении и обеспечении прав и свобод человека путем безусловного исполнения государственными и муниципальными служащими действующих нормативно-правовых требований. Определенная роль обусловлена тем, что наличие нормативно закрепленного механизма привлечения к ответственности за нарушение требований нормативно-правовых актов, несоблюдение прав и свобод человека государственными и муниципальными служащими в своей деятельности (включая как установленные на нормативном уровне санкции за конкретные правонарушения, так и нормативно регламентированный порядок привлечения к ответственности за них) предупреждает совершение соответствующих правонарушений, обязывает государство отреагировать должным образом на совершенные правонарушения, способствует восстановлению справедливости, возобновлению или признанию нарушенных прав;
— во-вторых, она выступает как регулятор поведения государственных и муниципальных служащих, качества выполнения возложенных на них задач. Иными словами, знание о наступлении административной ответственности за невыполнение требований закона стимулирует государственных и муниципальных служащих действовать согласно нормативно-правовым актам, не нарушая их предписаний. То есть правовой эффект ответственности, заключающийся в предупреждении правонарушений, оказывает влияние как на уверенность граждан в том, что государственные и муниципальные служащие будут действовать законно, что их права и свободы будут соблюдены, так и на добросовестность государственных и муниципальных служащих в исполнении ими должностных и служебных обязанностей;
— в-третьих, тем самым она повышает эффективность общественного управления в государстве;
— в-четвертых, как и любой другой вид юридической ответственности, она также выполняет и карательную роль, восстанавливая при этом нарушенный правовой баланс и предупреждая совершение правонарушений в будущем.
Литература:
- Колесников В. А. Государственная власть и публичная власть: к исследованию взаимосвязи в современной России // Теории и проблемы политических исследований. 2018. Том 7. No 1А. С. 20–30.
- Стандзонь Л. В., Лебедева К. А. К вопросу о реализации административной ответственности. Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2019;(6):124–134. https://doi.org/10.17803/2311–5998.2019.58.6.124–134