В статье автор пытается определить основные методы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, младшие школьники.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников является актуальной проблемой современного образования, так как уровень развития данных умений влияет не только на результативность обучения, но и на процесс их социализации и развития личности обучающихся в целом.
Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты: потребность в общении со взрослыми и сверстниками, владение вербальными и невербальными средствами общения, эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству, умение слушать собеседника.
В начальной школе необходимо создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Коммуникативные УУД формируются, когда обучающиеся учатся отвечать на вопросы, слушать одноклассника, вести диалог, пересказывать сюжет и др.
Переступая школьный порог, ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогами. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования коммуникативных навыков, ему уделяется большое значение, потому что именно в начальной школе у детей формируются навыки социального общения.
Над проблемой формирования навыков общения у детей младшего школьного возраста работали многие ученые: Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин, А. Г. Асмолов и др. [1].
Коммуникативные навыки ученые рассматривают, как «способность младших школьников анализировать понятия, явления и закономерности, уметь работать с ними. А также выделять ихособенности, грамотно описывать предметы, явления и события, принимать решение в проблемных ситуациях, доказыватьсвою позицию, использовать опыт и оценивать действие и высказывание собеседников» [2].
Учителям начальных классов необходимо развивать у учащихся следующие коммуникативные навыки:
– принятие разных точек зрения при обсуждении одного вопроса;
– способность принятия позиций собеседника в момент сотрудничества;
– возможность иметь свою позицию при спорных ситуациях;
– умение прийти к бесконфликтному решению проблемы;
– умение правильно формулировать вопросы» [3].
В процессе формирования коммуникативных умений обучающихся начальных классов учитываются различные виды учебной и внеурочной деятельности. Благодаря рациональному учебному процессу у школьников формируется единая картина мира, что дает возможность детям развивать свои творческие способности и коммуникативные навыки.
Возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции, огромны.
Для того чтобы обучающиеся могли научиться использовать коммуникативные навыки в процессе урока и на курсах внеурочной деятельности, школьный процесс должен полностью способствовать этому. Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений обучающихся, должен хорошо представлять себе, какие формы и методы формирования и развития будут более эффективными.
Проектные технологии являются одним из основных и эффективных методов формирования коммуникативных навыков школьников. Дети младших классов учатся выступать с индивидуальными и групповыми проектами перед аудиторией сверстников и на научно-практических конференциях, представляя защиту своей работы.
Применение метода проектов в учебной и внеурочной деятельности увеличивает познавательный интерес школьников, способствует расширению кругозора обучающихся, развивает коммуникативные навыки. Во время совместной работы над проектом, дети научатся работать в группе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, создавать монологическое сообщение, обладать диалогической формой коммуникации, выражать собственное мнение и позицию.
Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся начальной школы:
Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроках и на курсах внеурочной деятельности целесообразно использовать:
– игровые приёмы, задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:
- «Рассказ от первого лица» (Расскажи историю путешествия колобка от первого лица)
- «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою сказки «Буратино», Ивану- царевичу или серому волку (похвали его)).
- «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, сочинить новую сказку.).
- «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки или рассказа).
Работа в парах и группах помогает организации общения, т. к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога — это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Помогают в формировании диалогового общения следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование эпизода, разговор двух героев басни или сказки); придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа). Развивать у младших школьников интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Книжкиной недели».
Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН, сказочных квестах.
Младший школьный возраст — это самый благоприятный период в жизни ребёнка и речевом развитии, и нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, прилежный ученик, приятный собеседник. Он начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках.
Энергия и любознательность детства неисчерпаема, нужно лишь умело направить её, раскрыть двери в такой привлекательный для детей окружающий мир.
Таким образом, младший школьный возраст — это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми, усвоение коммуникативных и речевых навыков.
Литература:
- Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. — М., 2010. — 241 с.
- Выготский, Л. С. Проблемы развития психики / Под ред. [и с послесл.] А. М. Матюшкина: Собрание сочинений: В 6-ти Т. — Т.3. — М.: Педагогика, 2013. — 367 с.
- Пастюк, О. В. Психология и педагогика: учебное пособие / О. В. Пастюк. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 160 c.