Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 01.04.2023

Статья просмотрена: 5345 раз

Библиографическое описание:

Исакова, Ю. В. Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста / Ю. В. Исакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 157-158. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101198/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор пытается определить основные методы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, младшие школьники.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников является актуальной проблемой современного образования, так как уровень развития данных умений влияет не только на результативность обучения, но и на процесс их социализации и развития личности обучающихся в целом.

Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты: потребность в общении со взрослыми и сверстниками, владение вербальными и невербальными средствами общения, эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству, умение слушать собеседника.

В начальной школе необходимо создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Коммуникативные УУД формируются, когда обучающиеся учатся отвечать на вопросы, слушать одноклассника, вести диалог, пересказывать сюжет и др.

Переступая школьный порог, ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогами. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования коммуникативных навыков, ему уделяется большое значение, потому что именно в начальной школе у детей формируются навыки социального общения.

Над проблемой формирования навыков общения у детей младшего школьного возраста работали многие ученые: Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин, А. Г. Асмолов и др. [1].

Коммуникативные навыки ученые рассматривают, как «способность младших школьников анализировать понятия, явления и закономерности, уметь работать с ними. А также выделять ихособенности, грамотно описывать предметы, явления и события, принимать решение в проблемных ситуациях, доказыватьсвою позицию, использовать опыт и оценивать действие и высказывание собеседников» [2].

Учителям начальных классов необходимо развивать у учащихся следующие коммуникативные навыки:

– принятие разных точек зрения при обсуждении одного вопроса;

– способность принятия позиций собеседника в момент сотрудничества;

– возможность иметь свою позицию при спорных ситуациях;

– умение прийти к бесконфликтному решению проблемы;

– умение правильно формулировать вопросы» [3].

В процессе формирования коммуникативных умений обучающихся начальных классов учитываются различные виды учебной и внеурочной деятельности. Благодаря рациональному учебному процессу у школьников формируется единая картина мира, что дает возможность детям развивать свои творческие способности и коммуникативные навыки.

Возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции, огромны.

Для того чтобы обучающиеся могли научиться использовать коммуникативные навыки в процессе урока и на курсах внеурочной деятельности, школьный процесс должен полностью способствовать этому. Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений обучающихся, должен хорошо представлять себе, какие формы и методы формирования и развития будут более эффективными.

Проектные технологии являются одним из основных и эффективных методов формирования коммуникативных навыков школьников. Дети младших классов учатся выступать с индивидуальными и групповыми проектами перед аудиторией сверстников и на научно-практических конференциях, представляя защиту своей работы.

Применение метода проектов в учебной и внеурочной деятельности увеличивает познавательный интерес школьников, способствует расширению кругозора обучающихся, развивает коммуникативные навыки. Во время совместной работы над проектом, дети научатся работать в группе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, создавать монологическое сообщение, обладать диалогической формой коммуникации, выражать собственное мнение и позицию.

Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся начальной школы:

Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроках и на курсах внеурочной деятельности целесообразно использовать:

– игровые приёмы, задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

  1. «Рассказ от первого лица» (Расскажи историю путешествия колобка от первого лица)
  2. «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою сказки «Буратино», Ивану- царевичу или серому волку (похвали его)).
  3. «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, сочинить новую сказку.).
  4. «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки или рассказа).

Работа в парах и группах помогает организации общения, т. к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога — это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Помогают в формировании диалогового общения следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование эпизода, разговор двух героев басни или сказки); придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа). Развивать у младших школьников интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Книжкиной недели».

Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН, сказочных квестах.

Младший школьный возраст — это самый благоприятный период в жизни ребёнка и речевом развитии, и нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, прилежный ученик, приятный собеседник. Он начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках.

Энергия и любознательность детства неисчерпаема, нужно лишь умело направить её, раскрыть двери в такой привлекательный для детей окружающий мир.

Таким образом, младший школьный возраст — это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми, усвоение коммуникативных и речевых навыков.

Литература:

  1. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. — М., 2010. — 241 с.
  2. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики / Под ред. [и с послесл.] А. М. Матюшкина: Собрание сочинений: В 6-ти Т. — Т.3. — М.: Педагогика, 2013. — 367 с.
  3. Пастюк, О. В. Психология и педагогика: учебное пособие / О. В. Пастюк. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 160 c.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, внеурочная деятельность, навык, начальная школа, ребенок, коммуникативное умение обучающихся, основной метод формирования, сказка, школьник.


Похожие статьи

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения

В статье автор рассматривает особенности деятельности педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения.

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных с...

Повышение мотивации у обучающихся младшего школьного возраста (из практики преподавателя отдельной дисциплины)

В статье автор анализирует психологические особенности детей младшего школьного возраста, а также представляет практические приемы повышения уровня мотивации у обучающихся.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики

В статье рассматриваются методические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики.

Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В статье анализируются основные моменты развития коммуникативных навыков у дошкольников, методы и приемы, влияющие на формирование...

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье представлен научно-популярный подход к развитию навыков чтения у дошкольников и младших школьников. Раскрыты взгляды видных психологов, занимающихся развитием и анализом интеллекта детей раннего возраста.

Похожие статьи

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения

В статье автор рассматривает особенности деятельности педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения.

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных с...

Повышение мотивации у обучающихся младшего школьного возраста (из практики преподавателя отдельной дисциплины)

В статье автор анализирует психологические особенности детей младшего школьного возраста, а также представляет практические приемы повышения уровня мотивации у обучающихся.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики

В статье рассматриваются методические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики.

Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В статье анализируются основные моменты развития коммуникативных навыков у дошкольников, методы и приемы, влияющие на формирование...

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье представлен научно-популярный подход к развитию навыков чтения у дошкольников и младших школьников. Раскрыты взгляды видных психологов, занимающихся развитием и анализом интеллекта детей раннего возраста.

Задать вопрос