Наставничество как один из аспектов непрерывного роста профессионального мастерства современных педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 02.04.2023

Статья просмотрена: 924 раза

Библиографическое описание:

Авченко, М. В. Наставничество как один из аспектов непрерывного роста профессионального мастерства современных педагогов / М. В. Авченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101205/ (дата обращения: 19.12.2024).



По данным Минпросвещения РФ к 2024 году 70 % общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества. Когда заходит речь о наставничестве в сфере образования, в первую очередь на ум приходят отношения молодой специалист — опытный учитель. Государственная образовательная политика Российской Федерации, достижения в науке, развитие педагогики, запрос общества — все это вместе требует от педагога нового качества деятельности и непрерывного профессионально-личностного роста. Система наставничества в Уссурийском суворовском военном училище охватывает всех педагогических работников от молодых специалистов до педагогов с опытом работы. Система наставничества функционирует на трех параллельно действующих уровнях: адаптационном (традиционное наставничество молодых специалистов или вновь принятых), лидерском (наставник-лидер оказывает помощь любому педагогу в ликвидации профессиональных затруднений), и профессионально-карьерном продвинутом уровне (два партнера, значимые участники профессиональной деятельности, на равных условиях выстраивают свою образовательную траекторию) [1]. Любой педагог может выступить в роли наставляемого или примерить на себя роль наставника.

Многоуровневая система наставничества обеспечит эффективное взаимодействие всех педагогов образовательной организации по обмену и распространению лучшего педагогического опыта. А педагогическое сопровождение обеспечит прирост тех компетенций, которые получат обе стороны сотрудничества: и наставляемый, и наставник. Реализация данной модели позволит педагогам ликвидировать свои профессиональные затруднения и повысить компетенции.

Методистами училища создаются условия для непрерывного профессионального роста и совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников, их самореализации и закреплении в профессии. Главные задачи:

  1. Организовать реализацию различных форм и видов наставничества педагогических работников, поддерживать самоорганизующиеся педагогические инициативы в сфере наставничества.
  2. Содействовать развитию партнерских отношений в сфере наставничества как на предметном, так и межпредметном (междисциплинарном) уровне.
  3. Обеспечить распространение лучшего педагогического опыта, позволяющего совершенствовать качество и результаты образовательной деятельности.
  4. Поддерживать инициативу и творчество педагогов, направленные на обеспечение высокого качества военного образования.
  5. Содействовать повышению социально-профессионального статуса наставников и наставляемых.

Основным ориентиром для оценки профессиональной деятельности педагога на современном этапе является профстандарт, который выдвигает новые требования к квалификационному уровню педагога, повышает его ответственность за образовательный результат, требует непрерывного профессионально-личностного роста. На данный момент существует две квалификационные категории учителя — первая и высшая. Но Министерство просвещения Российской Федерации предлагает к уже имеющимся категориям включить еще две: «учитель-методист» и «учитель-наставник». Актуальность проекта заключается в том, что его реализация не только содействует профессиональному росту педагогов, но и позволит подготовить их к новой модели аттестации, а именно: выступить в роли наставника и в перспективе быть готовыми претендовать на категории «учитель-наставник», «учитель-методист». Сегодня наставничеству отводится одна из ведущих ролей в реализации национального проекта «Образование». Это, прежде всего, сопровождение профессионального становления молодых педагогов. Но модернизация современного образования требует иных подходов к системе наставничества. Стремительное развитие науки, в том числе и педагогической, требует от современных педагогов постоянного самообразования и непрерывного роста профессионального мастерства. Главными принципами наставничества в училище являются:

— принцип добровольности, равенства педагогов (предполагает приоритет и уважение интересов личности педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников независимо от ролевой позиции с системе наставничества);

— принцип индивидуализации и персонализации (направлен на сохранение за наставляемым индивидуальных приоритетов в формировании собственной траектории развития; наставничество ориентировано на конкретного педагога, призвано решать его личностные, профессиональные проблемы).

Рассмотрим подробнее уровни наставничества в УссСВУ

I уровнь наставничества (адаптационный). Охватывает педагогов, работающих в училище от 1 года до 3 лет (это молодые специалисты и вновь принятые педагоги из других образовательных организаций). Роль наставника на этом уровне заключается в сопровождении наставляемого. Наставник корректирует, контролирует, оценивает работу молодого специалиста. Наставляемый идет «след в след», овладевает базовым уровнем профессионализма. Итоговым продуктом совместной деятельности на этом уровне могут быть методические разработки разных типов урока, внеурочной деятельности. И как результат работы наставника — участие молодого специалиста в конкурсе «Педагог года».

II уровень наставничества — лидерский.На данном этапе тип наставника — наставник-лидер, имеющий опыт работы от 5 лет, его роль — реализовать конкретный профессиональный заказ подопечного. Подопечным (наставляемым) на этом этапе выступает любой педагог, независимо от стажа работы, имеющий собственные профессиональные затруднения, он выбирает наставника, который поможет ему решить проблему. На этом уровне наставничества актуальны такие формы, как:

Флеш-наставничество — это форма, когда опытный педагог дает своему подопечному ценные знания в очень короткий период времени, по запросу, именно те, которые нужны здесь и сейчас. Это экономит время и средства на обучение, помогает своевременно получить совет от опытных педагогов.

Реверсивное наставничество — это наставничество наоборот: от младшего к старшему. Например, при использовании цифровых методов обучения молодые педагоги, более продвинутые в цифровых технологиях, помогают освоить новые инструменты своим более взрослым коллегам.

Итоговым продуктом лидерского наставничества может быть практико-ориентированный проект, методические разработки с описанием приемов технологии, методические рекомендации.

III профессионально-карьерный продвинутый уровень наставничества. Два партнера, значимые участники профессиональной деятельности на равных условиях выстраивают свою образовательную траекторию, компенсируя друг в друге недостающие профессиональные компетентности, вместе включаются в профессиональные пробы. Итоговым продуктом на этом уровне становятся авторские программы, научные статьи.

Предлагаемая модель наставничества позволяет учитывать особенности преодоления затруднений наставляемым. Наставник и наставляемый самостоятельно решают, сколько времени потратить на изучение тех или иных вопросов.

Модель наставничества реализуется за счет внутренних (собственных) ресурсов училища:

  1. Кадровые ресурсы (администрация; методический кабинет; лаборатория инновационных образовательных технологий; учебный отдел; педагоги, демонстрирующие лучший опыт педагогических практик и имеющие подтвержденные результаты профессиональной деятельности; педагоги-психологи, обеспечивающие психологическое сопровождение взаимодействия наставники и наставляемого).
  2. Организационно-методические ресурсы (подготовка локальных нормативных актов, программ и планов наставнической деятельности; оказание консультативной и методической помощи в разработке «дорожной карты» реализации программ наставничества; создание цифровой информационно-коммуникационной среды наставничества; изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы наставников; мониторинг наставнической деятельности).
  3. Материально-технические ресурсы (учебные кабинеты, зал совещаний для проведения индивидуальных, групповых встреч наставников и наставляемых; информационный стенд для размещения открытой информации по наставничеству; раздел «Наставничество» в системе LMS-Школа; электронные ресурсы — чаты наставников в социальных сетях; средства для организации видео-конференц-связи и др.)

Реализация модели наставничества позволит увеличить количество педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационные категории и в дальнейшем продуктивная деятельность на втором и третьем уровнях модели наставничества позволит педагогам претендовать на категории «учителя-наставника» и «учителя-методиста».

Литература:

  1. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. Мой профсоюз, № 3 от 20 января 2022. Доступ из Учительской газеты. Источник: https://ug.ru/metodicheskie-rekomendaczii-po-razrabotke-i-vnedreniyu-sistemy-czelevoj-modeli-nastavnichestva-pedagogicheskih-rabotnikov-v-obrazovatelnyh-organizacziyah-2/
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, система наставничества, итоговый продукт, молодой специалист, наставническая деятельность, наставничество, профессиональная деятельность, роль наставника, уровень наставничества, Российская Федерация.


Похожие статьи

Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника

Интегрированный урок как одно из условий реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов

Современные технологии обучения как основной инструмент в работе педагога

Педагогическое мастерство в современных условиях развития образования

Формирование и развитие информационной компетентности на уроках географии как необходимое условие обучения в современный период

Производственные технологии как инструмент формирования профессиональных компетенций будущих специалистов

Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов

Взаимодействие методической службы с педагогом как условие развития его профессиональной компетенции

Похожие статьи

Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника

Интегрированный урок как одно из условий реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании

Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов

Современные технологии обучения как основной инструмент в работе педагога

Педагогическое мастерство в современных условиях развития образования

Формирование и развитие информационной компетентности на уроках географии как необходимое условие обучения в современный период

Производственные технологии как инструмент формирования профессиональных компетенций будущих специалистов

Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов

Взаимодействие методической службы с педагогом как условие развития его профессиональной компетенции

Задать вопрос