Психологическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Евдакова, Н. С. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста / Н. С. Евдакова, С. Ю. Романова, О. Г. Ставинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 152-153. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101209/ (дата обращения: 16.10.2024).



Для того чтобы взаимодействовать в обществе сверстников и взрослых, школьники должны преодолеть агрессивное поведение. Учащимся нужна помощь, потому что они часто не могут справиться с агрессией. Преодоление агрессивного поведения — одно из важных направлений в деятельности образовательной организации, для этого необходимо создать условия для решения индивидуальных проблем младшего школьника для его успешной социализации и самоопределения в обществе [5].

Создание атмосферы эмоционального благополучия и уважения в коллективе — сложный и сложный процесс, необходимый в деятельности, направленной на преодоление агрессивного поведения. Школа и учителя прилагают много усилий для преодоления агрессивного поведения младших школьников, их польза в развитии общества неоценима. Особенно важно обратить внимание на проблемы агрессии у школьной молодежи, этот возраст чувствителен к формированию конструктивных способов преодоления агрессивного поведения.

Т. Н. Мосина считает, что с младшими школьниками необходимо вести целенаправленную работу, чтобы снизить уровень агрессии; для этого младшим школьникам необходимо продемонстрировать практические способы решения конфликтных ситуаций, чтобы показать возможные способы решения острых ситуаций без применения физической силы. Важно прививать ученикам взаимное уважение [4].

Выделим основные направления работы по преодолению агрессивного поведения учеников начальной школы:

— педагогическая работа не с отдельным фактом агрессии, а изменение межличностного взаимодействия младших школьников;

— профилактика агрессивных проявлений в поведении детей школьного возраста, работающих с индивидуальными особенностями личности;

— выявление и исправление основных причин агрессивного поведения детей, отработка взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и семьей.

Основная цель преодоления агрессивного поведения младших школьников — формирование межличностного взаимодействия, налаживание общения, важно научить ребенка взаимодействовать без проявлений агрессии, показать способы проявить сочувствие к собеседнику даже в сложной обстановке.

Основные задачи по преодолению агрессивного поведения младших школьников:

— повышение самооценки;

— повышение доверия к сверстникам и взрослым;

— повышение уровня саморегуляции в эмоциональной сфере;

— развитие умений анализировать свое поведение;

— развитие навыка самоконтроля;

— развитие навыков конструктивных способов решения проблемных ситуаций [2].

Есть много способов исправить агрессивное поведение младших школьников, вот самые интересные:

— психодинамический метод направлен на преодоление внутренних противоречий и работу с внешними преградами для создания условий для конструктивного разрешения конфликта;

— поведенческий метод направлен на развитие способности уверенно выражать гнев, способности расслабляться и успокаиваться, создавая среду, в которой учащиеся понимают свои чувства и эмоциональные реакции, связанные с агрессивным поведением;

— когнитивно-поведенческая терапия направлена на изменение их чувств и эмоций, тем самым помогая младшим школьникам сосредоточиться на причинах агрессии, понять необходимость защищать свои интересы, принимая во внимание интересы и мнения других;

— телесно-ориентированная терапия позволяет использовать в образовательной деятельности различные средства для физической релаксации;

— арт-терапия направлена распознать чувства и переживания через творчество, чтобы учащийся мог испытать положительные эмоции, снижающие напряжение и агрессивность [6].

Как отмечает М. А. Голенищева, методы арт-терапии открывают большие возможности в разработке программ по преодолению агрессивного поведения у младших школьников. Также арт-терапия — отличный инструмент для предотвращения агрессии на уроках. Преодоление агрессивного поведения в образовательной организации младших школьников — процесс целенаправленный и организованный. Эта работа не может и не должна носить эпизодический характер, она дает результат только в том случае, если агрессивное поведение среди детей разрешается сразу, как только оно появилось или даже раньше в качестве профилактики [1].

Т. П. Смирнова определила основные правила преодоления агрессивного поведения младших школьников:

— ознакомление школьников с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;

— школьники понимают, что каждый человек — уникальная личность (необходимость воспитывать детей, уважая различия между людьми);

— понимание школьниками принципа дополнительности как основной черты различий (каждый должен понимать, что их различия могут выступать как взаимодополняющие элементы, как подарок от каждого группе в целом);

— понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий (важно научить детей вместе решать проблемы и совместно работать над выполнением задач, чтобы наглядно показать, как каждый выигрывает при решении проблем путем сотрудничества) [5].

Вместе с традиционными методами существует возможность использования компьютерных технологий в преодолении агрессивного поведения младших школьников. Существует множество компьютерных программ, говорящих о доброте, вежливом общении с окружающими, трудолюбии и соблюдении правил поведения. Виртуальный игровой опыт позволяет ребенку формировать собственные ценности.

Помимо вышеперечисленных методов, форм и способов преодоления агрессивного поведения у младших школьников, важно одно условие работы — взаимодействие с семьей. Работа с родителями состоит из двух частей: просветительская работа об агрессивном поведении ученика и обучение эффективным способам взаимодействия с агрессивным ребенком.

При работе с агрессивными детьми нужно учитывать их внутренние проблемы. Ребенок воспринимает всё это на бессознательном уровне и в будущем, не осознавая причин изменений своего характера или личности, он может столкнуться со многими проблемами, не понимая источника их происхождения и не находя решений, которые могут потребовать профессиональных медицинских лечение в помощь опытному психотерапевту или даже психиатру [3].

Таким образом, мы рассмотрели условия и способы преодоления агрессивного поведения учащихся начальной школы. Для полноценного развития ребенка необходимо найти такое положение в психоэмоциональных отношениях с его окружением, которое было бы взаимовыгодным и без проявлений агрессии.

Литература:

  1. Голенищева, М. А. Коррекция агрессивного поведения младших школьников методами арт-терапии / М. А. Голенищева // Вестник Саратовского областного института развития образования. — 2015. — № 1. — С. 57–61.
  2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2015. — 464 с.
  3. Маняпова, Е. В. Характеристика основных путей и методов коррекции агрессивного поведения / Е. В. Маняпова // Педагогическое образование в России. — 2010. — № 2. — С. 160–167.
  4. Мосина, Т. Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста / Т. Н. Мосина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2018. — № 6 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-povedenie-detey-mladshegoshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 18.12.2021).
  5. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова. — Ростов н/Д: «Феникс», 2010. — 160 с.
  6. Чудакова, М. Ю. Причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и его предупреждение в деятельности школьного психолога / М. Ю. Чудакова. — М.: Генезис, 2012. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, школьник, преодоление, межличностное взаимодействие, начальная школа, образовательная организация, проявление агрессии, ребенок, способ преодоления.


Похожие статьи

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста

Психологическая профилактика страхов в младшем школьном возрасте

Коррекция гиперактивности и поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Особенности аддиктивного поведения у детей младшего школьного возраста

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Изучение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Причины и профилактика рискованного поведения в подростковом возрасте

Похожие статьи

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста

Психологическая профилактика страхов в младшем школьном возрасте

Коррекция гиперактивности и поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Особенности аддиктивного поведения у детей младшего школьного возраста

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Изучение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Причины и профилактика рискованного поведения в подростковом возрасте

Задать вопрос