Предпосылками к созданию международных неправительственных организаций послужило проведение различных официальных встреч по инициативе государства. Первыми подобными мероприятиями стали конференции и конгрессы международного характера. С начала 19 века количество этих мероприятий резко возросло, они проводились все регулярнее, и уже к концу столетия число зарегистрированных международных встреч, имеющих неправительственный характер, превышало 1400.
Именно во время конгрессов и саммитов создавались первые МНПО, что подчеркивает прямую связь между участившимися встречами межправительственного масштаба и появлением новых и новых международных организаций, активно расширяющих область своего влияния. В правовых документах большинства цивилизованных стран термин «международные неправительственные организации» (МНПО) употребляется в отношении организаций, деятельность которых осуществляется на любом уровне: международном, национальном и даже на региональном и муниципальном. При этом в данном определении центральным словом считается «неправительственная». Оно является альтернативой или даже вызовом понятию «правительственная организация».
C каждым годом происходит увеличение количества международных неправительственных организаций. Общеизвестно, что МНПО традиционно участвуют в правотворческом процессе, принимают участие в разработке международных договоров, влияют на позицию государств по всевозможным вопросам.
Обратившись к конкретным примерам, мы увидим, какой вклад МНПО внести в экологической сфере. Например, Всемирный фонд дикой природы стал одним и авторов Киотского протокола 1997 года, Конвенции о биологическом разнообразии 2000 года, Конвенции 1971 год о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения. И это лишь одна из сфер, в развитии которой МНПО принимают активнейшее участие.
Растет роль МНПО и в деле обеспечения соблюдения норм международного права человека. Например, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов, были созданы: Международная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае в 1970 году; Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях. Amnesty International также участвовала в создании следственных комитетов в таких странах, как Китай, Чили, Руанда, для расследования преступлений, связанных с нарушения прав определённых категорий людей, в том числе беженцев, представителей различных меньшинств, а также казнённых и приговорённых к смертной казни. Хоть они регулярно и подвергаются критике со стороны правительств государств и международного сообщества, численность участников данных организаций беспрерывно растет, а также расширяется сфера их деятельности. Уже упомянутые МККК и Amnesty International занимаются донесением до мирового сообщества информации о положении дел в регионах, охваченных вооруженными конфликтами и мониторингом условий жизни местного населения. А привлечение внимания к наиболее острым проблемам и вопиющим нарушениям — становится важным условием решения данных проблем.
Справедливой критике гуманитарные МНПО подвергаются за некоторые их особенности, например, руководителям гуманитарных программ достаточно трудно контролировать финансовые потоки. В результате чего финансовая помощь не доходит до конкретного адресата, что не только не снижает напряженность вооруженного конфликта, а затягивает военные конфликты, а также отталкивает многих людей и снижает уровень доверия к организациям.
Тем не менее, менно МНПО становятся инструментом, который позволяет наиболее широким массам населения различных государств доносит свои нужды и интересы до правительств, а также осуществлять гражданский контроль за его действиями. Попутно с этим, МНПО также распространяют знания о правах человека среди населения самых удаленных уголков планеты.
Одно из главных преимуществ МНПО — их гибкость, динамичность, непосредственной близости к существующей действительности. Во многих случаях МНПО объединяются в единые «зонтичные» структуры, транснациональные сети и федерации, что в значительной степени увеличивает эффективность их работы и усиливает оказываемое ими влияние на глобальные процессы, позволяет наиболее подробно изучить ситуацию в конкретных регионах, а также быстро подстраиваться под меняющуюся ситуацию. Многообразие форм и деятельности МНПО, их обширный состав позволяют им использовать наиболее новые научные подходы, методики, варианты, пути выхода из сложившихся ситуаций, оказывая поддержку правительственным структурам.
Литература:
- Чиркова Е. В. Классификация неправительственных правозащитных организаций в Российской Федерации // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — № 5–6. — С. 36–38.
- Никулин Е. Н., Данельян А. А. Организационно-правовые формы сотрудничества Всемирной торговой организации с международными межправительственными и неправительственными организациями // Аграрное и земельное право. 2017. № 3 (147). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pravovye-formy-sotrudnichestva-vsemirnoy-torgovoy-organizatsii-vto-s-drugimi-mezhdunarodnymi-mezhpravitelstvennymi (дата обращения: 19.02.2023).
- Быкова Т. М. Формы сотрудничества международных межправительственных организаций с международными неправительственными организациями. М.: «Спартак», 2012. — С. 162–169.
- Рустамова Л. Р. Вклад международных неправительственных организаций в процессы мирного урегулирования конфликтов: кейс сирийского конфликта// Мировая политика. — 2022. — № 4. — С. 32–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-mezhdunarodnyh-nepravitelstvennyh-organizatsiy-v-protsessy-mirnogo-uregulirovaniya-konfliktov-keys-siriyskogo-konflikta (дата обращения: 10.03.2023).
- Султанов И. Р. Вклад международных неправительственных организаций в развитие международного права в процессе сотрудничества с межправительственными организациями // Законность и правопорядок в современном обществе. — 2011. — № 3. — С. 230–233.