В данной статье рассмотрено понятие имиджа современного преподавателя английского языка. Описываются составляющие его имиджа, принципы оформления кабинета иностранного языка. Представлены приёмы, методы и образовательные технологии, применяемые на этапах мотивации, актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии, рефлексии и их описание.
Ключевые слова: имидж, имиджелогия, профессионализм, компетентность, самообразование.
На протяжении долгого времени Российская система образования претерпевала существенные изменения, которые были связаны с изменениями модели культурно-исторического общества. Какая бы модернизация системы образования не происходила, в итоге она, так или иначе, замыкалась на конкретном исполнителе образовательного пространства — педагоге. Именно он является основной фигурой при реализации на практике различных нововведений. Современные изменения, происходящие в экономической, политической, социальной и культурной сферах, предъявляют всё более высокие требования к учителю, его нравственному, интеллектуальному, профессиональному совершенствованию, уровню его общей культуры. Очевидно, что для успешной реализации в образовании и воспитании молодого поколения необходим педагог, имидж которого сможет заинтересовать и удовлетворить запросы потребителей образовательных услуг.
В научное употребление понятие имидж было введено только в начале 60-х годов ХХ столетия. Некоторые исследователи утверждают, что термин «имидж» имеет англоязычные корни и наиболее часто употребляется для определения того образа, который создается с целью вызвать желаемые изменения в сознании и поведении людей, оказать на них определенное социально-психологическое воздействие. В основе потребности в имидже — желание понравиться другим. Ты не сможешь убедить в чем-либо другого человека, пока не произведёшь на него благоприятное впечатления. Это использование всех своих и вообще возможных ресурсов на достижение различных целей, реализацию интересов и взаимовыгодное сотрудничество. Имиджеология — технология того, как стать таким человеком, который будет положительно оценён другими. Для этого нужно учитывать их потребности. Значительная часть жизни ребенка связана с процессом познания, которое дает ему образование и воспитывает его, способствует формированию его личности. Учитель — это человек, который может помочь ребенку сформировать ценностные ориентиры. Это наставник, помогающий ему адаптироваться в социуме. Подобное влияние проходит часто на уровне бессознательного, и поэтому значима роль самой личности педагога.
Известно, что главная задача учителя — вызвать интерес у обучающихся к своему предмету. И это возможно достичь с помощью правильного созданного индивидуального имиджа учителя. Данный вопрос подробно изучался Калюжным А. А. Согласно его учению, в общепринятом представлении, имидж учителя — экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании [Калюжный, 2004]. Издавна считалось, что педагог — профессия особенная, он всегда в центре внимания и у всех на виду. Нельзя научиться у того, кто не нравится.
Итак, чтобы воспитать современного ученика, необходимо самому быть современным. Поэтому внешняя составляющая имиджа преподавателя имеет большую значимость. Безусловно, привлекательный внешний облик учителя является символом образовательного учреждения. Эффектность первого впечатления базируется на зрительном восприятии. Визуальная привлекательность — это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних составляющих, которые зависят непосредственно от нас: ухоженность и стиль. Ухоженность — это показатель культуры человека. А стиль — это сам человек. Они подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа. В научной литературе по политической имиджелогии (А. Ю. Панасюк, Г. Г. Почепцов, В. М. Шепель и др.) данный имидж называется габитарным. Внешнее проявление имиджа, которое затрагивает мимику, тембр голоса, манеры относят к кинетическому имиджу (невербальное поведение). Лицо является одной из составляющих при выражении эмоций. Нужно научиться владеть этим «инструментом» в совершенстве. Лицо педагога должно быть доброжелательно-заинтересованным. При правильной дикции, громкости голоса можно увлечь аудиторию слушателей, а при неправильной — оттолкнуть. Важно работать над своим звуковым имиджем. Вербальное поведение является основой персонификации. Речь — одно из средств лингвистического самовыражения. Она организует работу интеллекта. Слово — основное орудие учителя, которое он должен мастерски использовать. Следует отметить, что настоящий педагог не станет подчеркивать свою привлекательность одеждой, он будет на работе демонстрировать свой ум и профессиональные качества. Немаловажную роль составляет и внутренняя составляющая имиджа современного педагога, а именно его представление об интеллектуальном развитии, интересах и ценностях.
В научном сообществе активно изучаются вопросы профессионализма и профессиональной компетентности. Введение государственных образовательных стандартов привело к обновлению квалификационных характеристик преподавателя иностранного языка, изменились требования к преподаванию учебного предмета, к обеспечению качества образовательных услуг. Следует отметить, что на месте педагога в любой образовательной организации должен быть достаточно профессионально подготовленный учитель.
Одним из профессиональных показателей педагога является кабинет иностранного языка, так как именно он является не только учебным центром организации обучения, но и местом для внеклассной работы обучающихся по данному предмету. Кабинет отражает работу педагога, его приёмы и методы. И. Э. Багдарасян [Багдарасян, 2009] выделяет пять основных принципов, которые необходимо соблюдать при оформлении кабинета иностранного языка: принцип систематизации, принцип новизны или сменности, принцип целенаправленности, принцип научности, принцип воссоздания атмосферы дома и благоприятного психологического климата.
- Принцип систематизации. Наличие в кабинете каталога учебно-методической литературы, распределение тематического материала по папкам, наглядных пособий и их нахождение в определённых местах.
- Принцип новизны или сменности наглядного и дидактического материала. Обновление стендов и замену устаревших учебных материалов.
- Принцип целенаправленности. Оснащение кабинета направлено на развитие УУД.
- Принцип научности. Техническое оборудование и наглядность должны соответствовать современному этапу и требованиям, предъявляемым к образовательному процессу.
- Принцип воссоздания атмосферы дома и благоприятного психологического климата. Уютная атмосфера и доверительный стиль педагога помогут настроить партнерские отношения и заинтересованность при выполнении той или иной деятельности.
Так, для успешного обучения иностранному языку необходимо организовать правильную комплектацию учебного кабинета. Модернизация российского образования актуализирует компетентностный подход к подготовке специалиста. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. И для успешного введения в практику различных инноваций педагог должен обладать определенным профессионализмом. Нужно иметь в виду, что каждый человек неповторим, поэтому решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Основная цель современного образования — соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.
В последние годы много говорится об инновации в образовании. Нововведения могут быть на разных этапах урока или внеклассного мероприятия. Ключевой характеристикой качества образования сегодня становятся требования стандарта — требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности обучающихся (компетентностей). Современный урок должен соответствовать запросам государства, то есть должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, а также умение работать с информацией, учиться и работать в коллективе.
Урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования. И для успешного введения в практику различных нововведений педагог должен обладать определенным профессионализмом. От уровня его профессиональных знаний и умений, зависит какие образовательные технологии, методы и приёмы будут задействованы на уроке. Этап мотивации и целеполагания может быть представлен такими педагогическими приёмами, как приём «Яркое пятно» — определение темы после просмотра видеосюжета, приём «Шифровальщик» — раскодирование темы урока по записанным неправильно словам. «Брейнсторминг» — свободное высказывание своих идей и понятий, обучающиеся задают наводящие вопросы или сами отвечают на вопросы учителя. Через метод «ассоциативный ряд», предлагается назвать ключевое понятие данного занятия или урока, метод «Прогнозирования» помогает по картинкам определить общую тему урока, а метод «Подводящий диалог» ориентирует обучающихся на тему урока после ряда вопросов, заданных преподавателем.
Для формирования и развития фонетических навыков используется адиолингвальный метод (приём «Имитации»). Данный приём даёт возможность воспроизводить правильные звуки, слова, словосочетания иностранного происхождения за диктором. Обязательными условиями использования перечисленных приемов является учет уровня знаний и опыта обучающихся; доступность, то есть разрешимая степень трудности; толерантность, необходимость выслушивания всех мнений, правильных и неправильных, но обязательно обоснованных; вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность. На этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения, в пробном действии часто обучающиеся работают с текстовыми документами. Задания по работе с текстом могут происходить в группах или индивидуально. От профессионального уровня координатора действий зависит, насколько сложным или лёгким будет эта работа.
Используя приём «Кластер» технологии критического мышления через чтение и письмо, ребята заполняют свободные грозди ключевыми словами, отвечая на поставленный вопрос, или составляют данный вопрос на основе имеющейся лексики. Приём «Круги по воде» этой технологии способствует нахождению слова, выражающего главную идею текста. После того как обучающиеся нашли ключевое слово, преподаватель предлагает им составить как можно больше слов с каждой буквой этого слова по данной теме.
Приём составления «тонких и толстых вопросов» используется для активизации лексико-грамматического материала. Роль «тонких вопросов» играют общие вопросы, а «толстые вопросы» соответствуют специальным вопросам. Приём «Взаимоопрос» — один из способов обучения в парах при работе с текстовым документом. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков. Метод «5П» представлен в виде поэтапного алгоритма работы с текстом.
1П — посмотри бегло текст
2П — пометь ключевые слова
3П — придумай вопросы к ключевым словам
4П — просмотри текст повторно
5П — перескажи текст, опираясь на ключевые слова и вопросы
В число новых форм интерактивной организации учебной деятельности входит технология «шестиугольного» обучения, пришедшая к нам из Великобритании. Применяется она сравнительно недавно и поэтому недостаточно апробирована в отечественном школьном образовании. В основе технологии шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов). Шестиугольники соединяются друг с другом определёнными понятиями или событиями, и обучающимся необходимо установить эти связи. Участники данного процесса, работая с шестиугольниками, анализируют учебный материал, творчески его переосмысливая, получают возможность создания собственной классификации и при этом ничем не ограничиваются в своих размышлениях. В шестиугольники можно вписать примеры, слова, текст. Обучающиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Систематическое применение на практике технологии шестиугольного обучения позволит развить у воспитанников логическое мышление и повлиять на их творческие способности.
В процессе обучения английскому языку наиболее эффективное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех участников. Взаимодействовать, общаться — значит, вести беседу, диалог с кем-либо. Диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, является одной из наиболее продуктивных технологий при обучении английскому языку. Форма диалогового общения — «Большой круг» проходит в три этапа. На 1 этапе учащиеся размещаются на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему. На 2 этапе каждый ученик индивидуально в течение 8–10 минут записывает своё предложение. 3 этап — по кругу каждый ученик зачитывает написанное, предлагаемое им решение. Данный вид работы может быть связан и с работой по изученному тексту.
Одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания на уроке развивающей среды является этап рефлексии. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности, — не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только самой личностью себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия (термин «фитбэк») на уроке — это совместная деятельность обучающихся и преподавателя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективного учебного процесса в группе предполагает включение каждого обучающегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация — залог повышения качества образования, одна из ведущих задач. Концепции модернизации российского образования. Итак, в качестве диалоговых приемов используются так называемые « Я — оценка» и «Ты — оценка». «Я — оценка» — это оценивание одним из субъектов общения своего состояния в связи с речью собеседника (ее содержанием, эмоциональным настроем, готовностью к дальнейшему общению). «Ты — оценка» предполагает оценивание тем же субъектом общения уже не своего состояния, а состояния собеседника. Классификация рефлексии:
1) По содержанию: устная и письменная.
2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
4) По функциям: физическая (успел — не успел, легко — тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял — не понял, какие затруднения испытывал).
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в жизни: самостоятельности (умение анализировать свои способности и другого ученика), предприимчивости (способность ставить перед собой новые задачи исходя из новых условий), конкурентоспособности (возможность делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно).
Очевидно, что в сложном и постоянно меняющимся образовательном процессе педагогу приходится решать огромное количество педагогических задач, которые обращены к всестороннему развитию обучаемого. Как правило, эти задачи сложные и требуют вариативных решений. Чтобы уверенно принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть традиционными и инновационными образовательными технологиями, приёмами и методами педагогической деятельности. На современном этапе конкурентоспособным ресурсом деятельности педагога является профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное саморазвитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.
Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что имидж современного учителя английского языка — совокупность профессиональных компетенций, творческого и духовно-нравственного потенциала и беспрерывного процесса саморазвития и самообразования. Только создание положительного имиджа педагога может способствовать достижению образовательных целей и уважительного отношения двух участников образовательного пространства.
Литература:
- Багдасарян И. Э. Технические средства обучения в кабинете иностранного языка // URL: http://festival.1 september.ru/articles/517879/.
- Дворковая М. В. Политическая имиджелогия как Наука и практика/ Журнал Наука и современность, 2014
- Калюжный А. А. Технология построения имиджа учителя // https://dereksiz.org/a-a-kalyujnij-tehnologiya-postroeniya-imidja-uchitelya.html
- Лаптева Л. Г., Перелыгиной Е. Б., Петровой Е. А. Политическая имиджелогия: научно-прикладные основы: монография — М.: РИЦ «Русаки», 2004; /Л. Г. Лаптева, Е. А. Петровой. Политическая имиджелогия: коллективная монография — М.: РИЦ АИМ, 2006.
- Хлынцева Ю. В. Технология «интерактивный гексагон», или Шестиугольное обучение в начальной школе. — ШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Международный научно-методический журнал № 3 (16) / 2019, с.19
- Шутова Г. Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры., 2015