В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родителями и детьми и способов их разрешения. Результаты показывают, что родители, в большинстве своем, не знают особенностей возраста своего ребенка, имеют консервативный образ мышления, ортодоксальные убеждения, авторитарное суждение и т. д.
Ключевые слова : подросток, подростковая психология, конфликты.
The article discusses deals with adolescence and the main ways of dealing with conflicts between adolescents and their parents. Much attention is given to consider the psychological characteristics of adolescents and investigate the causes of conflicts between parents and children and ways of resolving them. The results show that parents, for the most part, are not aware of the peculiarities of their child's age, have conservative ways of thinking, orthodox beliefs, authoritarian judgement, etc.
Keywords: adolescent, adolescent psychology, conflicts.
Подростковый возраст занимает особое место в онтогенезе человека, поскольку является переходным этапом от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Согласно традиционной классификации границы возраста рассматриваются достаточно широко, что позволяет определить подростковый возраст как период от 11 до 17 лет. Внутри он разделяется на собственно подростковый (11–15 лет) и раннюю юность (15–17 лет). [6]
Первые психологические особенности подросткового возраста описал С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка. Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. [7] Этот период характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма человека. Советский психолог Л. С. Выготский выделяет в подростковом возрасте негативную фазу или же «фазу влечений». Эта фаза длится около двух лет с начала подросткового возраста и связана с изменениями установившейся в детстве системы интересов и появлением первых органических влечений. Следующая фаза — позитивная и связана с проявлением уже новых интересов.
По своей эмоциональной составляющей «негативная фаза» сходна с проявлением кризиса трех лет. К негативной фазе относятся –крайняя вариативность эмоций, их ситуационная зависимость, неоднородность и сложность. Для подростков характерны — легкая возбудимость, резкая смена настроения, способность скрывать эмоции, импульсивность [2].
Такие ярко выраженные эмоциональные особенности подростков получили название «подросткового комплекса», а обусловленные ими нарушения поведения — «пубертатного кризиса», который слагается из «кризиса идентичности» (появлением чувства неповторимости, индивидуальности, непохожести на других), «кризиса авторитета» (смена значимых лиц) и «сексуального кризиса» (половое созревание). [5]
Все эти изменения оказывают огромное влияние на подростка, что выражается в эмоциональной нестабильности, особой ранимости, переживаниях, связанных с необходимостью «подстраиваться» под социальную реальность. «В этот период крайней ранимости они защищаются от всего мира либо депрессией, либо негативизмом, который еще больше усиливает их слабость», — пишет Ф. Дольто. [3] Во-первых, это связано с различными перестройками организма, а во-вторых, с новой для подростка социальной и психологической ситуацией. Так, подросток активно стремиться реализовать свою самостоятельность, индивидуальность, защитить интересы. На основе этого и возникают конфликты между подростками и их родителями.
Конфликты время от времени происходят в абсолютном большинстве семей и это норма. Психологи сходятся во мнении, что конфликт — обычная, нормальная часть коммуникации между людьми. Важно то, как именно она проходит, учитывает ли родитель присущие подростку особенности, относится ли он к нему как к отдельной личности, а также осознает ли, что с недавних пор играет новую роль в жизни своего ребенка.
Огромное количество конфликтов возникает из-за того, что родители, в силу своих старых привычек или же нежелания терять родительскую власть, не воспринимают ребенка-подростка как личность, стремящуюся к обретению самостоятельности и взрослости. Они продолжают взаимодействовать со своим взрослым ребёнком так, словно он до сих пор является маленьким, обязан во всем слушаться и выполнять все указания. Вот в этом и лежит основное зерно всех подростковых конфликтов, родители не желают видеть, что их ребенок действительно взрослеет и уже ориентирован на собственные цели и опоры в жизни, в том числе и на других людей.
По мере того, как ребенок становится старше, ему нужно больше уединения и больше личного, а также и психологического пространства. Связано это с тем, что подросток сталкивается с вышеупомянутым «пубертатным кризисом», приобретает новые физические и мыслительные навыки, развивает новые социальные интересы.
По мнению А. Е. Личко, постоянное взаимодействие с товарищами порождает у подростка стремление занять среди них достойное место и является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности. [5] Это уже не общение маленьких детей, сводящееся к игре или учебной деятельности, а дружба, где есть место сильным эмоциям и переживаниям. Основной вид деятельности подростка — общение. У него появляется больше знакомств и контактов. В связи с этим некоторые родители стремятся ограничить своего ребенка в общении со сверстниками, критикуют его друзей и выявляют их недостатки. Подобная ситуация происходит и когда подросток входит в определенные любовно-дружеские отношения. Это действительно очень эмоциональный процесс, возникает первая влюбленность и первое разочарование. Часто, когда мнения родителя и ребенка расходятся, родитель проявляет агрессию в сторону подростка. Подросток, в свою очередь, начинается замыкаться в себе и совершать те поступки, которые родитель призывал его не делать. Здесь родителю важно прийти к пониманию, что необходимо избегать излишней агрессии, выстраивать конструктивный диалог и постараться понять ребенка. Так, когда у подростка расширяется круга общения, родители должны объяснить, что не все достойны быть их друзьями, и что они всегда должны ставить свое благополучие на первое место, а не заботиться о принятии других. Также при появлении любовных отношений подросток должен полностью доверять родителю. Иначе, он замкнется в себе и перестанет делиться своими проблемами и переживаниями. И обязательно провести сексуальный ликбез. Родители должны проявлять терпимость, говорить со своим ребенком на интимные темы, но при этом быть достаточно деликатными. Важно чтобы ребенок действительно доверял родителю.
Важнейшей особенностью личности подростка, как отмечал Л. С. Выготский [1], является бурное развитие самосознания. Именно в этом возрасте возникает ориентировка личности на самооценку. Родителю необходимо помочь своему ребенку сформировать уверенность в себе, а именно — больше обращать внимание на то, что у подростка хорошо получается, его достижения и успехи; объяснить, что опорой должны быть свои чувства, а не на мнения других людей.
Таким образом, подросток понимает, что он уже не ребёнок, замечая сильные изменения в своем физическом и психологическом развитии. В настоящее время родители часто стремятся навязать ребенку определенную линию поведения, которая наиболее соответствует их принципам и идеалам и это далеко не часто приводит к желаемому результату, в связи с чем и возникают конфликтные ситуации.
Анализ методов, с помощью которых можно решить конфликты с подростком, учитывая его особенности, показал, что действительно важно слышать своего ребенка, учитывать его мнение и личностные качества. Доверительные здоровые отношения между родителями и детьми предполагают, что родитель осознает огромную значимость того опыта, к которому стремится его ребёнок, принимает эмоции и желания.
Литература:
- Выготский, Л. С. Психология детского возраста / Л. С. Выготский. — М.: Эксмопресс, 2000. — 432 с.
- Выготский, Л. С. Психология: сборник основных трудов / Л. С. Выготский. — М.: Апрель-пресс, 2000. — 1008 с.
- Дольто Ф. На стороне подростка /Ф. Дольто. — Екатеринбург, Рама Паблишинг, — 2020. — 424 с.
- Ковалёв, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. — М.: Просвещение, 1988.- 207 с.
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983
- Обухова, Л. Ф. Детская психология: теория, практика, проблемы / Л. Ф. Обухова. — М.: Тривола, 1995. — 289 с.
- Шамовская, Т. В. Психология подростка: учеб. пособие / Т. В. Шамовская. — Кемерово: КемГУ, 2019. — 123 с.