Изменения в окружающем нас мире сегодня носят глобальный характер, имеют отношение к каждому из нас. И современному человеку важно адекватно реагировать на новые преобразования, используя свой личностный опыт, поступки, эмоциональные переживания. Стратегически национальным приоритетом государство определяет воспитание детей. Воспитательный процесс объединяет усилия не только родителей и педагогов, но также общественных организаций, бизнеса, органов власти. Утраченные десятилетиями ранее такие понятия как патриотизм и гражданственность сегодня возрождаются и находят отклик в сердцах молодого поколения. Как проявляются эти изменения?
С 2020 года в связи с внесением изменений в «Закон об образовании в Российской Федерации» понятие «воспитание» приобрело более широкий смысл в части формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
С 2021 года в каждой образовательной организации общего, дополнительного и профессионального образования реализуются рабочие программы воспитания, в основе которых выступает приоритет общенациональных российских ценностей, единство и преемственность образовательного процесса на всех уровнях образования.
В рамках национального проекта «Образование» в России стартовал федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», целью которого является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Проект направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности.
С нового 2022/2023 учебного года в российских школах и колледжах введен новый учебный предмет в виде тематического классного часа «Разговоры о важном», который, в первую очередь, направлен на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, воспитание патриотизма среди российских школьников. Дошкольные образовательные учреждения также присоединились к участию в новом проекте «Разговоры о важном»: педагоги рассказывают старшим дошкольникам о памятных датах, подвигах героев Отечества, обсуждают подготовку к праздничным датам.
Но патриотическое воспитание человека начинает формироваться еще раньше, его истоками являются семья и детский сад, где ребенок получает первоначальные представления о себе и ближайшем окружении, родном крае и его истории, защитниках Родины, традициях народов России, сопереживает о героях Отечества.
Поэтому в современном мире просто необходимо увеличить долю воспитания патриотизма и гражданственности у дошкольников и их семей, придать больше общественности этому вопросу, приравнять пробелы в патриотическом воспитании и их устранении к задаче государственной важности.
Вопросы патриотического воспитания должны быть предметом детального обсуждения участниками образовательных отношений, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Так как в современных молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение, то эта задача для педагогической общественности остается сегодня очень актуальной.
Наиболее результативным средством нравственно-патриотического воспитания является метод проектов, который активно используется педагогами в работе нашего детского сада и направлен, в первую очередь, на укрепление семейных ценностей и связи поколений.
Полноправными участниками проекта «Память семей: от поколения к поколению» стали дети, родители и прародители. Он позволил задействовать различные виды детской деятельности. Поскольку для детей большое значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей, педагоги предложили семьям воспитанников создать архив памяти героев и участников Великой Отечественной войны, тем самым, не дать стереть «Память поколений». Большое количество семей с интересом включились в совместную деятельность, обобщили семейную историю о конкретных фактах из жизни старших членов семьи — прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах.
Участники проекта активно использовали современные ИКТ-технологии, которые позволили погрузиться в эпоху военного времени посредством просмотра мультимедийных презентаций, видеороликов и создания «патриотических квестов для дошкольников». Педагоги, родители и дети попробовали себя в роли режиссеров: сняли три короткометражных фильма: «Великая Победа», «Читайте детям о войне», «Мои прародители — Я помню, я горжусь!».
Многофункциональная книга о войне — «ЛэпБук», музейная технология с мини-экспонатами, «Портфолио проекта» помогли участникам проекта наиболее полно осознать и прочувствовать значимость событий Великой Отечественной войны. В итоге в детском саду появилась «Стена и лента памяти», которая рассказывает о героях-прародителях.
Для привлечения большего числа семей в мероприятия патриотической направленности мы используем не только очное общение, но и обмениваемся опытом и делимся результатами совместной работы через родительские интернет-сообщества. Большой популярностью пользуются памятки для родителей по патриотическому воспитанию: в какой музей сходить с ребенком в выходные, как оформить родословное семейное древо, экскурсии выходного дня по историческим местам города-героя Волгограда, Волгоградской области и другие.
Таким образом, важнейшее условие успеха педагогов в воспитании подрастающего поколения — эта постоянная работа с родителями, ведь они — главный пример поведения для ребенка.
Кроме знаний и навыков, у ребенка должны быть сформированы уважение к семье, отзывчивость, любовь к Родине, трудолюбие. Профессиональный талант и любовь к детям помогают педагогам достичь главной цели — воспитании настоящего Человека.