В «Национальной доктрине образования» подчёркивается, что «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
К сожалению, молодое подрастающее поколение все чаще имеет поверхностное представление о событиях исторического наследия страны.
В наш век современных технологий дети с дошкольного возраста интересуются больше компьютерными играми, сотовыми телефонами, фильмами западного производства и совсем не интересуются жизнью историей своей страны. Ознакомление дошкольников с героическим подвигом советского народа в Великой Отечественной войне — одна из задач патриотического воспитания. Представления детей дошкольного возраста о защитниках отечества, о героических событиях, происходящих в стране, весьма поверхностны, отрывочны. Не имея достаточного количества знаний и представлений, трудно сформировать уважительное отношение к Родине, чувства гордости и патриотизма за свой народ. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то останется навсегда. Именно в детские годы важно напитать человеческими ценностями, относится бережно к историческому наследию родного края, зародить интерес к историческому прошлому России, к ее героям, сформировать стремление быть похожими на них.
Проект создан с целью создания условий, способствующих патриотическому воспитанию детей и формированию системы представлений у детей старшего дошкольного возраста о героической истории нашей страны, подвиге русского народа в Великой Отечественной войне.
Период проведения проекта: январь–май
Кадровые ресурсы:
воспитатели, инструктор по плаванию, инструктор по физкультуре, психолог, музыкальный руководитель
1. Подготовительный этап: январь — май.
Диагностика ( определить актуальность выбранной темы и уровень заинтересованности участников проекта):
— анкетирование родителей,
— блиц-опрос детей.
Мотивация на участие в проекте (пробуждение интереса к участию в проекте детей и родителей):
— домашние задания для детей и родителей ДОУ (беседа «Война — это страшное слово»);
— создание буклетов для родителей: «Почему мы должны помнить о Великой Отечественной войне»;
— история Сталинградской битвы»;
— памятки «Как рассказать ребенку, что такое война».
2. Этап реализация проекта
Создание информационной среды :
— изучение и подбор программно-методического и познавательного материала по формированию системы представлений о героической истории нашей страны, о Великой Отечественной войне;
— оформление информационных уголков для родителей: «История войны», «Кто подарил нам этот мир!»;
— составление сценария праздника и конспектов занятий, презентаций;
— подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на военную тематику, текстов художественных произведений, стихотворений, загадок, пословиц.
Обогащение предметно-развивающего пространства группы :
— создание условий и обстановки для детей, способствующий вызвать желание познать события ВОВ;
— разработка и оформление дидактических игр с патриотическим содержанием;
— оформление уголков боевой славы;
— создание книги памяти «В жизни всегда есть место подвигу»;
— сбор копий наградных документов, фотографий участников и ветеранов Великой Отечественной войны, орденов, юбилейных медалей;
— изготовление памятных сувениров;
— подборка песен военных лет.
3. Заключительный этап
Книга памяти «В жизни всегда есть место подвигу» (систематизировать и оформить накопленный материал о ветеранах своих семей):
— презентация книги;
— создание условий для проведения праздника (способствовать пробуждению чувства радости от проделанной совместной работы);
— организация и проведение праздничного мероприятия педагогами;
— организация и оформление выставки.
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. На начальных этапах формирования необходимо сформировать нравственную основу личности ребенка и помочь ему успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.