Особенности патриотического воспитания дошкольников в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Авдошкина, С. Л. Особенности патриотического воспитания дошкольников в современных условиях / С. Л. Авдошкина, О. А. Королева, И. В. Матвеева, О. А. Немцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97677/ (дата обращения: 16.11.2024).



РОДИНА — такое маленькое, но емкое слово, таящее в себе огромный смысл каждого из нас.

Оно живое. Оно может огорчаться, обижаться и упрямиться, плакать и кричать. У каждого слова свой характер, своя душа.

Говоря о родине, мы думаем о нашей великой стране, нашей державе. Нам прививают любовь к родине историями и рассказами, о победах и достижениях, о великих героях и талантливых людях. Эти знания воспитывают патриотизм — готовность в любую минуту прийти на помощь ради благосостояния и благополучия родной земли, пожертвовать всем, но выполнить свой гражданский долг. Ради будущих наших детей.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство и конечно Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом — значить ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, детскому саду, родным местам, родной стране.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относиться чувство патриотизма.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС — актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом и родителями воспитанников.

Так как в дошкольном возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

Личность дошкольника — это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты патриотического воспитания будущих граждан с детского возраста.

Программа патриотического воспитания дошкольного возраста разрабатывается и утверждается в образовательной организации самостоятельно на основе ФГОС. Мероприятия по патриотическому воспитанию направлены на то, чтобы формировать у детей представления о мире, который их окружает, а также отношение к малой Родине и Отчизне.

Все мероприятия планируются с учётом возраста, особенностей и традиций конкретного детского образовательного учреждения, а также города, области. Наиболее эффективные и распространённые:

— ознакомление детей с государственными символами Российской Федерации: гербом, флагом, гимном;

— проектная деятельность в рамках празднования Великой Победы, Сталинградской битвы, День Защитника Отечества;

— подготовка и проведение праздничных концертов для ветеранов, детей войны, тружеников тыла; конкурсы стихов о Победе;

— акции «Письмо солдату» и «Письмо ветерану»;

— тематические встречи в городских библиотеках; оформление стенда «Помню и горжусь», уголков Славы, уголков Героев;

— тематические занятия «Города-герои», «Дети войны»;

— беседы о природе родного края, родном городе, области, России;

— тематические игры.

Патриотические чувства у дошкольников — это результат целенаправленной и систематической работы взрослых (педагогов и родителей) и их личного примера.

Дети дошкольного возраста имеют богатое размышление, воображение и большое желание что-то узнать. Главное для взрослых и педагогов — не «засушить» детей фактами, а заинтересовать. Все, что можно использовать для воспитания патриотических чувств, должно быть интересным, ярким, эмоциональным.

Особое место в патриотическом воспитании занимает воспитание любви к семье на основе семейных традиций и ценностей. Семья — первая эмоционально значимая среда, которая вводит его в большой мир и знакомит с понятиями «труд», «честь», «долг» и т. д.

Познакомить ребенка с историей собственной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем работали, чем увлекались, чего достигли и о чем мечтали. Ощущение, что ты имеешь отношение к большой семье, где до тебя были заслуживающие уважения люди, наполнит душу ребенка гордостью. Не менее ценны семейные традиции, переходящие из поколения в поколение. Например, собираться всем вместе на День Победы, печь торт к большим праздникам, а потом все вместе его отмечать за большим общим столом.

Судьбы наших предков — это наша причастность к судьбе страны.

Знакомство с фольклором и народными промыслами. Красивые книжки с русскими народными сказками, хорошие мультфильмы, симпатичные традиционные игрушки, народные танцы, хороводы — все это увлечет ребенка и поможет уважать свою страну и чувства патриотизма к ней.

Например, можно посмотреть с детьми сборник мультфильмов «Гора самоцветов», созданный по мотивам сказок разных народностей, населяющих Россию. Перед каждой серией есть небольшая заставка, где говорится об истории и значении города или региона, из фольклора которого взята сказка. Сделано это очень увлекательно и красиво, что захватывает внимание и детей, и взрослых. Последовательно ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа, развивает интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.

С раннего возраста можно начинать воспитывать интерес к родной городу, деревне. Ребенку будет любопытно узнать, почему так назвали улицу, на которой он живет, как получили свои имена его город или деревня, а дело взрослого — рассказать об этом доступным языком. Поведать ребенку о знаменитых земляках и их заслугах, сходить вместе к памятникам, установленным в их честь. А можно просто показать портрет местного героя и рассказать о нем. Детям приятно будет ощущать, что он имеет отношение к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.

Путешествия тоже несут очень большое значение в патриотическом воспитании. Необязательно ехать далеко, можно выбраться на один день в соседний город. Но взрослые должны заранее готовиться к поездке, находить объекты, которые могут быть интересны ребенку.

Рядом с нами находится город-герой Волгоград, который знаменит своей достопримечательностью Мамаев Курган.

Памятники Мамаева Кургана в Волгограде заняли особое место, положение, воспитание в военно-патриотической истории страны, а также самый важный комплекс мемориалов, который сохранил на века историю об отваге и бесстрашии защитников Сталинграда в ходе ожесточенных боев за родной город. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Нужно знакомить детей не только со своим родным городом, его названием, гербом, улицами, но и с его достопримечательностями, культурными и природными объектами. Одними из них, являются памятники.

День Победы — его просто невозможно не заметить. Торжественный салют и парад не оставят равнодушным ни одного ребенка. Как с учетом возраста дать понять ребенку, что это такое.

Маленьким достаточно сказать примерно так: «Очень много-много лет назад на нашу землю напали враги, пожелавшие, чтобы жили все по тем правилам, которые будут ими установлены. А наши храбрые, сильные солдаты прогнали захватчиков с родной земли. Это было очень трудно, поэтому каждый год мы вспоминаем их подвиг, так мы выражаем им свое уважение».

В старшем возрасте можно поговорить подробнее: рассказать о военной технике, о тружениках тыла, о смелых пионерах-героях, пойти в краевой музей боевой славы. Уделить внимание памятникам. Например: «Смотри, в честь героев сражавшихся с врагами были установлены памятные доски, на них написаны фамилии, которые сражались за наш город. Им было страшно, но они защищали свои дома, своих родных и даже чужих людей». Можно сказать, что после войны их стали называть ветеранами (те, кто воевал) сейчас уже очень старенькие. Ветеранов можно порадовать (например, подарить букет тюльпанов или гвоздик; написать поздравление в открытке, сделанной своими руками).

В России и в других странах есть множество легендарных памятников, посвященных героям второй мировой войны. Эти монументы можно показать ребенку в Интернете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Волгограде, «Алеша» в Пловдиве, «Воин-освободитель» в Берлине и др. Визуальное впечатление важно для детей любого возраста.

Конечно, от взрослых потребуются некоторые усилия, чтобы воспитать патриотизм у детей, зато потом малыш будет поражать всех своей эрудицией. Ребенку важно положительно относиться к своей стране, гордиться ее героями, понимать, что они сделали хорошего. Так у него будут нравственные ориентиры, которые помогут определить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдохновляет, а также дает дошкольнику состояние внутреннего покоя и определенности.

Литература:

  1. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  2. Зеленова Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  3. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
  4. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  5. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
  6. Н. В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
  7. Особенности патриотического воспитания. И.Казакова. Обруч. № 6–2003г
  8. Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
  9. Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
  10. Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
  11. Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.
  12. Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.
  13. Воспитание маленького Волжанина: (Первые шаги эксперимента) /Евдокимова Е. С.; ВГПУ, — Волгоград: Парус — Н, 2003
  14. Детям и взрослым о войне и мире: (методическое пособие для специалистов учреждений образования, культуры, а также для родителей) / Е. С. Евдокимова, Т. Г. Кобзева, Е. А. Кудрявцева. — Волгоград: Саратов: Борисов Р. А., 2005
  15. Данилина Г. Н. Дошкольнику — об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф. на 2001–2005 года. — М.: АРКТИ, 2003
  16. 14. Евдокимова Е. С., Н. В. Езубова, Н. В. Додокина, И. В. Сластенова. Игры детей Поволжья: традиции и современность. Методическое пособие для специалистов учреждений образования и культуры. Волгоград-Саратов: ЦОП, 2004.
  17. 15. Л. В. Лосева, М. В. Корепанова, А. М. Яценко. Моя Родина — Волгоград, Волгоград, 2002
  18. М. Ю. Новицкая Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
  19. Познание истории и культуры города — героя Волгограда детьми дошкольного возраста (из опыта работы) / Под ред. Е. С. Евдокимовой, Н. Р. Оганян, С. А. Пятаевой. — Волгоград: МУ Волгоградский методический центр, 2004
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, патриотическое воспитание, дошкольный возраст, родной город, Россия, Волгоград, чувство патриотизма, особое место, родная земля, труженик тыла.


Задать вопрос