РОДИНА — такое маленькое, но емкое слово, таящее в себе огромный смысл каждого из нас.
Оно живое. Оно может огорчаться, обижаться и упрямиться, плакать и кричать. У каждого слова свой характер, своя душа.
Говоря о родине, мы думаем о нашей великой стране, нашей державе. Нам прививают любовь к родине историями и рассказами, о победах и достижениях, о великих героях и талантливых людях. Эти знания воспитывают патриотизм — готовность в любую минуту прийти на помощь ради благосостояния и благополучия родной земли, пожертвовать всем, но выполнить свой гражданский долг. Ради будущих наших детей.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание.
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство и конечно Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом — значить ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, детскому саду, родным местам, родной стране.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относиться чувство патриотизма.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС — актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом и родителями воспитанников.
Так как в дошкольном возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.
Личность дошкольника — это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты патриотического воспитания будущих граждан с детского возраста.
Программа патриотического воспитания дошкольного возраста разрабатывается и утверждается в образовательной организации самостоятельно на основе ФГОС. Мероприятия по патриотическому воспитанию направлены на то, чтобы формировать у детей представления о мире, который их окружает, а также отношение к малой Родине и Отчизне.
Все мероприятия планируются с учётом возраста, особенностей и традиций конкретного детского образовательного учреждения, а также города, области. Наиболее эффективные и распространённые:
— ознакомление детей с государственными символами Российской Федерации: гербом, флагом, гимном;
— проектная деятельность в рамках празднования Великой Победы, Сталинградской битвы, День Защитника Отечества;
— подготовка и проведение праздничных концертов для ветеранов, детей войны, тружеников тыла; конкурсы стихов о Победе;
— акции «Письмо солдату» и «Письмо ветерану»;
— тематические встречи в городских библиотеках; оформление стенда «Помню и горжусь», уголков Славы, уголков Героев;
— тематические занятия «Города-герои», «Дети войны»;
— беседы о природе родного края, родном городе, области, России;
— тематические игры.
Патриотические чувства у дошкольников — это результат целенаправленной и систематической работы взрослых (педагогов и родителей) и их личного примера.
Дети дошкольного возраста имеют богатое размышление, воображение и большое желание что-то узнать. Главное для взрослых и педагогов — не «засушить» детей фактами, а заинтересовать. Все, что можно использовать для воспитания патриотических чувств, должно быть интересным, ярким, эмоциональным.
Особое место в патриотическом воспитании занимает воспитание любви к семье на основе семейных традиций и ценностей. Семья — первая эмоционально значимая среда, которая вводит его в большой мир и знакомит с понятиями «труд», «честь», «долг» и т. д.
Познакомить ребенка с историей собственной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем работали, чем увлекались, чего достигли и о чем мечтали. Ощущение, что ты имеешь отношение к большой семье, где до тебя были заслуживающие уважения люди, наполнит душу ребенка гордостью. Не менее ценны семейные традиции, переходящие из поколения в поколение. Например, собираться всем вместе на День Победы, печь торт к большим праздникам, а потом все вместе его отмечать за большим общим столом.
Судьбы наших предков — это наша причастность к судьбе страны.
Знакомство с фольклором и народными промыслами. Красивые книжки с русскими народными сказками, хорошие мультфильмы, симпатичные традиционные игрушки, народные танцы, хороводы — все это увлечет ребенка и поможет уважать свою страну и чувства патриотизма к ней.
Например, можно посмотреть с детьми сборник мультфильмов «Гора самоцветов», созданный по мотивам сказок разных народностей, населяющих Россию. Перед каждой серией есть небольшая заставка, где говорится об истории и значении города или региона, из фольклора которого взята сказка. Сделано это очень увлекательно и красиво, что захватывает внимание и детей, и взрослых. Последовательно ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа, развивает интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.
С раннего возраста можно начинать воспитывать интерес к родной городу, деревне. Ребенку будет любопытно узнать, почему так назвали улицу, на которой он живет, как получили свои имена его город или деревня, а дело взрослого — рассказать об этом доступным языком. Поведать ребенку о знаменитых земляках и их заслугах, сходить вместе к памятникам, установленным в их честь. А можно просто показать портрет местного героя и рассказать о нем. Детям приятно будет ощущать, что он имеет отношение к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
Путешествия тоже несут очень большое значение в патриотическом воспитании. Необязательно ехать далеко, можно выбраться на один день в соседний город. Но взрослые должны заранее готовиться к поездке, находить объекты, которые могут быть интересны ребенку.
Рядом с нами находится город-герой Волгоград, который знаменит своей достопримечательностью Мамаев Курган.
Памятники Мамаева Кургана в Волгограде заняли особое место, положение, воспитание в военно-патриотической истории страны, а также самый важный комплекс мемориалов, который сохранил на века историю об отваге и бесстрашии защитников Сталинграда в ходе ожесточенных боев за родной город. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Нужно знакомить детей не только со своим родным городом, его названием, гербом, улицами, но и с его достопримечательностями, культурными и природными объектами. Одними из них, являются памятники.
День Победы — его просто невозможно не заметить. Торжественный салют и парад не оставят равнодушным ни одного ребенка. Как с учетом возраста дать понять ребенку, что это такое.
Маленьким достаточно сказать примерно так: «Очень много-много лет назад на нашу землю напали враги, пожелавшие, чтобы жили все по тем правилам, которые будут ими установлены. А наши храбрые, сильные солдаты прогнали захватчиков с родной земли. Это было очень трудно, поэтому каждый год мы вспоминаем их подвиг, так мы выражаем им свое уважение».
В старшем возрасте можно поговорить подробнее: рассказать о военной технике, о тружениках тыла, о смелых пионерах-героях, пойти в краевой музей боевой славы. Уделить внимание памятникам. Например: «Смотри, в честь героев сражавшихся с врагами были установлены памятные доски, на них написаны фамилии, которые сражались за наш город. Им было страшно, но они защищали свои дома, своих родных и даже чужих людей». Можно сказать, что после войны их стали называть ветеранами (те, кто воевал) сейчас уже очень старенькие. Ветеранов можно порадовать (например, подарить букет тюльпанов или гвоздик; написать поздравление в открытке, сделанной своими руками).
В России и в других странах есть множество легендарных памятников, посвященных героям второй мировой войны. Эти монументы можно показать ребенку в Интернете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Волгограде, «Алеша» в Пловдиве, «Воин-освободитель» в Берлине и др. Визуальное впечатление важно для детей любого возраста.
Конечно, от взрослых потребуются некоторые усилия, чтобы воспитать патриотизм у детей, зато потом малыш будет поражать всех своей эрудицией. Ребенку важно положительно относиться к своей стране, гордиться ее героями, понимать, что они сделали хорошего. Так у него будут нравственные ориентиры, которые помогут определить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдохновляет, а также дает дошкольнику состояние внутреннего покоя и определенности.
Литература:
- Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Зеленова Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
- Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
- Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
- Н. В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
- Особенности патриотического воспитания. И.Казакова. Обруч. № 6–2003г
- Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
- Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
- Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
- Государственные символы России. Т. Шаляпина Москва 2002г.
- Родной дом. М. Новицкая. Москва. 2001г.
- Воспитание маленького Волжанина: (Первые шаги эксперимента) /Евдокимова Е. С.; ВГПУ, — Волгоград: Парус — Н, 2003
- Детям и взрослым о войне и мире: (методическое пособие для специалистов учреждений образования, культуры, а также для родителей) / Е. С. Евдокимова, Т. Г. Кобзева, Е. А. Кудрявцева. — Волгоград: Саратов: Борисов Р. А., 2005
- Данилина Г. Н. Дошкольнику — об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф. на 2001–2005 года. — М.: АРКТИ, 2003
- 14. Евдокимова Е. С., Н. В. Езубова, Н. В. Додокина, И. В. Сластенова. Игры детей Поволжья: традиции и современность. Методическое пособие для специалистов учреждений образования и культуры. Волгоград-Саратов: ЦОП, 2004.
- 15. Л. В. Лосева, М. В. Корепанова, А. М. Яценко. Моя Родина — Волгоград, Волгоград, 2002
- М. Ю. Новицкая Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
- Познание истории и культуры города — героя Волгограда детьми дошкольного возраста (из опыта работы) / Под ред. Е. С. Евдокимовой, Н. Р. Оганян, С. А. Пятаевой. — Волгоград: МУ Волгоградский методический центр, 2004