Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Знакомясь с родным городом, поселком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Центральным звеном патриотического воспитания является воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, к Родине.
Наш детский сад расположен в поселке Погромное. Сегодня Погромное — небольшая часть поселка Краснооктябрьского, входящего в состав Волжского, расположенного на левом берегу Волги. Так как детский сад находится рядом с Волгой, то мы часто водили детей на экскурсии. Изучали фауну и растительность реки. Рассказывали детям, что Волга — это самая длинная река в Европе — является национальной гордостью России. Только эту реку называют самым ласковым словом — «матушка».
Экскурсия «Кто живет в реке?
В нашем поселке Погромное есть историко-краеведческий музей МОУ СШ № 15. Посещая музей, мы знакомили детей с предметами быта и жизни наших односельчан.
Историко-краеведческий музей МОУ СШ № 15
Из рассказа экскурсовода дети узнали, что на территории поселка Погромного проживали казаки. Ребята очень заинтересовались: кто же такие казаки, как они жили? Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили разработать проект «Традиции и быт волжских казаков».
Цель проекта: Обогащение социального и духовно-нравственного опыта детей и взрослых посредством познания истории казачества.
Задачи проекта:
— формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и традициям казачества;
— изучение бытовых и духовных традиций казаков;
— укрепление связей с семьей.
На первом этапе мы провели диагностику детей и анкетирование родителей по данному направлению. Результаты показали, что дети и родители недостаточно владеют знаниями о традициях и культуре казаков. Педагоги разработали перспективный план совместной деятельности по изучению казачества.
На втором этапе педагоги провели цикл познавательных занятий: «Знакомство детей с жилищами и предметами быта казаков», «Традиции и быт казаков», «Казачий курень». В ходе НОД воспитанники знакомились с жизнью и бытом казаков, дети приобщались к народным традициям, у них развивался познавательный интерес к истории своего народа.
НОД «Традиции и быт казаков» Казачья игра «Разруби арбуз»
В свободной деятельности ребятам понравилось играть в дидактические («Собери костюм», «Казак и казачка») и в традиционные подвижные казачьи игры.
Дидактическая игра Подвижная казачья игра «Собери костюм» «Подарочек»
Педагоги изготовили макет «Казачий двор», где дети наглядно знакомились с обустройством домашнего хозяйства казачьего двора.
Рассматривание макета «Казачий двор»
Казаки чтили и отмечали все православные праздники, поэтому в детском саду решили организовать следующие из них: «Покров день», «Яблочный спас», «Троица». Дети учили стихи, казачьи песни и танцы, пословицы и поговорки.
Праздник «Покров день»
В ходе совместной деятельности с педагогами организовали мастер-класс по изготовлению куклы-оберега из джута «Казачка».
Мастер-класс «Кукла-оберег «Казачка»
На родительском собрании педагоги говорили об истории и культуре волжских казаков, важности приобщения детей к истории и традициям родного края. Воспитатели обратились с просьбой помочь в организации мини-музея «Казачий курень». Так в детском саду в ходе активной совместной работы родителей и педагогов организовался мини-музей. Дети с большим интересом посещают казачий курень, рассматривают экспонаты.
Мини-музей «Казачий курень»
Каждый год коллектив детского сада принимает активное участие в Константиновском фестивале, где представляем экспонаты мини — музея. Вокальная группа педагогов «Душечка» исполняет песни казаков, дети танцуют казачьи танцы.
IV Константиновский фестиваль, вокальная группа педагогов «Душечка»
IV Константиновский фестиваль, экспозиция «Казачий курень»
На заключительном этапе коллектив педагогов подготовил презентацию проекта «Традиции быт волжских казаков», которая была представлена на семинаре в ДОУ.
Результатом проекта стал заметный интерес родителей и воспитанников к традициям и культуре казаков. Был создан в детском саду мини-музей «Казачий курень». Проект «Традиции и быт волжских казаков» стал участником городского конкурса проектов по нравственно-патриотическому воспитанию, посвященному Дню народного единства «Дружба и братство — лучшее богатство», где занял первое место. В дальнейшем планируется продолжение работы по этому направлению.
Таким образом, краеведение — неотъемлемая часть нашей большой истории, связующая нить времен. Огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала позволяют воспитывать настоящего гражданина, любящего своих родителей, семью и нашу великую Родину.
Литература:
- Атанова Н. И., Шишкина Е. В. Детский игровой фольклор Волгоградской области: репертуарно-методический сборник, Волгоград, 1997.
- Евдокимова Е. С., Молоканова О. И. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград. Издательство «Перемена» 1996.
- Евдокимова Е. С. Воспитание маленького волжанина: программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет. Москва. Издательство «Планета» 2012.