Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Марченко, О. А. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников / О. А. Марченко, И. Ю. Рыбакова, Т. В. Спицина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 72-76. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97685/ (дата обращения: 19.12.2024).



Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Знакомясь с родным городом, поселком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном патриотического воспитания является воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, к Родине.

Наш детский сад расположен в поселке Погромное. Сегодня Погромное — небольшая часть поселка Краснооктябрьского, входящего в состав Волжского, расположенного на левом берегу Волги. Так как детский сад находится рядом с Волгой, то мы часто водили детей на экскурсии. Изучали фауну и растительность реки. Рассказывали детям, что Волга — это самая длинная река в Европе — является национальной гордостью России. Только эту реку называют самым ласковым словом — «матушка».

C:\Users\User\Рабочий стол\марченко пруд\PIC01501.JPG C:\Users\User\Рабочий стол\марченко пруд\PIC01506.JPG

Экскурсия «Кто живет в реке?

В нашем поселке Погромное есть историко-краеведческий музей МОУ СШ № 15. Посещая музей, мы знакомили детей с предметами быта и жизни наших односельчан.

F:\Новая папка\P1010032.JPG

F:\сащенкова\3571b949-a49a-4026-96c0-f39d56a77e79.jpg

Историко-краеведческий музей МОУ СШ № 15

Из рассказа экскурсовода дети узнали, что на территории поселка Погромного проживали казаки. Ребята очень заинтересовались: кто же такие казаки, как они жили? Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили разработать проект «Традиции и быт волжских казаков».

Цель проекта: Обогащение социального и духовно-нравственного опыта детей и взрослых посредством познания истории казачества.

Задачи проекта:

— формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и традициям казачества;

— изучение бытовых и духовных традиций казаков;

— укрепление связей с семьей.

На первом этапе мы провели диагностику детей и анкетирование родителей по данному направлению. Результаты показали, что дети и родители недостаточно владеют знаниями о традициях и культуре казаков. Педагоги разработали перспективный план совместной деятельности по изучению казачества.

На втором этапе педагоги провели цикл познавательных занятий: «Знакомство детей с жилищами и предметами быта казаков», «Традиции и быт казаков», «Казачий курень». В ходе НОД воспитанники знакомились с жизнью и бытом казаков, дети приобщались к народным традициям, у них развивался познавательный интерес к истории своего народа.

C:\Users\mdou\Desktop\проект казаки\открытое занятие КАЗАКИ\IMG_20191108_091954.jpg F:\занятие казаки\казаки-занятие\IMG_20191108_092436.jpg

НОД «Традиции и быт казаков» Казачья игра «Разруби арбуз»

В свободной деятельности ребятам понравилось играть в дидактические («Собери костюм», «Казак и казачка») и в традиционные подвижные казачьи игры.

G:\Новая папка\IMG-20191126-WA0006.jpg G:\занятие казаки\казаки-занятие\20191108_110504.jpg

Дидактическая игра Подвижная казачья игра «Собери костюм» «Подарочек»

Педагоги изготовили макет «Казачий двор», где дети наглядно знакомились с обустройством домашнего хозяйства казачьего двора.

F:\занятие казаки\занятие казаки Рыбаковой\20191111_091304.jpg

Рассматривание макета «Казачий двор»

Казаки чтили и отмечали все православные праздники, поэтому в детском саду решили организовать следующие из них: «Покров день», «Яблочный спас», «Троица». Дети учили стихи, казачьи песни и танцы, пословицы и поговорки.

F:\Фото семинар\IMG_4034.jpg

Праздник «Покров день»

В ходе совместной деятельности с педагогами организовали мастер-класс по изготовлению куклы-оберега из джута «Казачка».

C:\Users\user\Desktop\фото сад\20191122_134325.jpg

Мастер-класс «Кукла-оберег «Казачка»

На родительском собрании педагоги говорили об истории и культуре волжских казаков, важности приобщения детей к истории и традициям родного края. Воспитатели обратились с просьбой помочь в организации мини-музея «Казачий курень». Так в детском саду в ходе активной совместной работы родителей и педагогов организовался мини-музей. Дети с большим интересом посещают казачий курень, рассматривают экспонаты.

C:\Users\mdou\Desktop\семаинар-практикум\20191125_124059.jpg C:\Users\mdou\Desktop\19-20 год работы ст. воспит\музейные экспонаты\20190822_134501.jpg

Мини-музей «Казачий курень»

Каждый год коллектив детского сада принимает активное участие в Константиновском фестивале, где представляем экспонаты мини — музея. Вокальная группа педагогов «Душечка» исполняет песни казаков, дети танцуют казачьи танцы.

F:\Фестиваль 19 Казаки поют Победе\20190518_111617.jpg

IV Константиновский фестиваль, вокальная группа педагогов «Душечка»

C:\Users\mdou\Desktop\фото 2019-2020 уч.год\константин. фестиваль 2019\20190831_092751.jpg

IV Константиновский фестиваль, экспозиция «Казачий курень»

На заключительном этапе коллектив педагогов подготовил презентацию проекта «Традиции быт волжских казаков», которая была представлена на семинаре в ДОУ.

Результатом проекта стал заметный интерес родителей и воспитанников к традициям и культуре казаков. Был создан в детском саду мини-музей «Казачий курень». Проект «Традиции и быт волжских казаков» стал участником городского конкурса проектов по нравственно-патриотическому воспитанию, посвященному Дню народного единства «Дружба и братство — лучшее богатство», где занял первое место. В дальнейшем планируется продолжение работы по этому направлению.

Таким образом, краеведение — неотъемлемая часть нашей большой истории, связующая нить времен. Огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала позволяют воспитывать настоящего гражданина, любящего своих родителей, семью и нашу великую Родину.

Литература:

  1. Атанова Н. И., Шишкина Е. В. Детский игровой фольклор Волгоградской области: репертуарно-методический сборник, Волгоград, 1997.
  2. Евдокимова Е. С., Молоканова О. И. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград. Издательство «Перемена» 1996.
  3. Евдокимова Е. С. Воспитание маленького волжанина: программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет. Москва. Издательство «Планета» 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, казак, Константиновский фестиваль, вокальная группа педагогов, историко-краеведческий музей, патриотическое воспитание, познавательный интерес, родной край, совместная деятельность.


Похожие статьи

Краеведение как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках обществознания

Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Народная педагогика как средство воспитания культуры речи дошкольников

Фольклор как средство духовно-нравственного развития дошкольников: специфика интеграционного подхода

Кружковая работа как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Театрализация как средство психолого-педагогического сопровождения младших школьников

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Похожие статьи

Краеведение как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках обществознания

Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Народная педагогика как средство воспитания культуры речи дошкольников

Фольклор как средство духовно-нравственного развития дошкольников: специфика интеграционного подхода

Кружковая работа как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Театрализация как средство психолого-педагогического сопровождения младших школьников

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Задать вопрос