Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ажикенова, А. Т. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / А. Т. Ажикенова, Л. Н. Теслитская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97720/ (дата обращения: 16.11.2024).



Традиции семьи….

В них — мудрость наших предков.

Традиции семьи…

В них времени печать.

Традиции семьи — прекрасное наследие.

Его мы будем детям завещать.

И. Некрасова

Мы теряем в настоящее время взаимосвязь современного поколения со старшими. Дети не знают традиций, обычаев своих предков (бабушек, дедушек, прабабушек, не знают свою родословную). Передача жизненного опыта старшего поколения младшему.

Семья — это самая важная часть жизни каждого человека. Значение семьи невозможно переоценить. То, что заложат в нас родители, мы пронесём через всю жизнь, а потом передадим и своим детям. Важную роль в этом играют и семейные традиции. Поэтому изучение данной темы является особо актуальным.

Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор, обогатился словарный запас детей. Родители стали активными участниками жизни детей в детском саду. Использование проектного метода в работе с детьми и их родителями способствует успешному сближению «Воспитатель-Родители-Дети».

Знания, полученные в результате проделанной работы, помогли родителям осознать и оценить себя, свои поступки. Дети больше узнали об истории своей семьи, своей родословной. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.

Наш проект направлен на то, чтобы показать, как важна роль семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях.

Воспитывая детей 5–6 летнего возраста, мы задумываемся о том, как развить и сформировать личность ребёнка, воспитать настоящего гражданина с морально-нравственными качествами и гражданской позицией. И первыми нашими помощниками в этом направлении, конечно, же, является семья! Семья была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка. Чувство любви к родному дому, к Родине зарождаются в семье…. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.

Семья и детский сад — два составляющих, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Проблема проекта : формирование социального опыта, гражданской позиции. Знать и чтить своих предков, следовать им, передавать опыт, обычаи, традиции которые хранились в этой семье последующим поколениям.

Цель проекта : формирование представлений детей о ценностях семейных традиций.

Задачи проекта:

  1. Вызвать интерес детей к семейным традициям, формировать положительное отношение к ним, поддержать их любознательность.
  2. Изучить опыт старшего поколения и использовать в своей практике.
  3. Воспитывать уважение к традициям обычаем старшего поколения.

Участники проекта : родители, дедушки, бабушки, дети 5–6 лет, педагоги.

Результаты проекта : данный проект поможет раскрыть ребёнку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих родной город, их обычаях; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Воспитание чувства гордости у воспитанников за свою семью, знание истории своей семьи, семейных традиции и праздников.

Проект составлен из нескольких этапов:

1 этап: Подготовительный

— беседа с детьми об их семье.

— рассматривание фотоальбомов.

— беседы: «В каждой семье свои традиции»

— изготовление и презентация детьми газет «Мои любимые игрушки, книжки, совместный отдых».

2 этап: Практический

Уточнить и пополнить знания детей о семейных традициях.

— составление семейных альбомов «Моя семья, традиции в нашей семье»

— Конкурс «Секреты бабушкиного сундука» (игрушки бабушки, колыбельные).

— Выставка «Семейное хобби».

3 этап: Заключительный

Оценка результатов реализации проекта.

ТРАДИЦИЯ — это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. У каждой семьи свои праздники: встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейный праздник. Одна семья отличается от другой своими привычками, обычаями.

Народная мудрость о воспитании и семейных традициях.

  1. В хорошей семьи хорошие дети растут.
  2. Родители трудолюбивы — и дети такими растут.
  3. Согласие да лад — в семье клад.
  4. Вся семья вместе и душа на месте.
  5. Родительское сердце — в детках.

Семейные традиции:

— Празднование дней рождения

— Совместные игры родителей с детьми

— Семейный обед, семейные обязанности.

— Играем в настольные игры

— И конечно же самыми любимыми являются семейные праздники (дни рождения, выпускной, празднование успехов и достижений в школе.

— Сказка на ночь, пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном

— Прогулки, поездки вмести с детьми, походы в кино, театр, цирк

— Дни памяти родных и близких, ушедших из жизни.

Опрос воспитанников группы № 7 «Веснушки», № 3 «Весёлые ребята»

Какие традиции существуют у Вас в семье?

Празднование нового года — 95 %

Совместные праздники — 79 %

Наряжать ёлку на Новый год — 90 %

Совместный ужин — 72 %.

«Семейные традиции семьи Федоровой Юлии»

Наше любимое время года — весна! Именно, тогда мы выезжаем поближе к воде, на свое любимое место в дубовую рощу. На протяжении уже 5 лет мы приезжаем на одно и тоже место, где нет никого, кроме нас. Это наше место силы и просто райский уголок в уединении от шумного города. Дети любят побегать на свежем воздухе, поиграть в футбол, кстати и родители не против составить им компанию. Мы проводим этот день наедине с семьей и природой. Иногда берем с собой термос с чаем и вкусняшками. К этому дню мы готовимся с вечера: смотрим прогноз погоды (хотя ни разу нас не останавливал это, если даже обещают дождь), готовим теплые вещи, в багажник машины отправляются пара складных стульев и мяч, на утро готовится термос с чаем и в ближайшей пекарне покупаются разные вкусности. Однажды мы так здорово поиграли в футбол, что наш мяч застрял на самом высоком дереве. Теперь этот мяч стал нашей памятной вещью о прекрасно проведенном дне и лишний раз напоминает, что это НАШЕ МЕСТО.

«Семейные традиции семьи Дегтеревой Кристины»

«Семейные традиции семьи Кострюковой Элины»

«Семейные традиции семьи Купаева Максима»

Любимая игрушка моей прабабушки

Человек, имеющий хорошую семью, прочно стоит на ногах, всегда чувствует поддержку близких. Семейные традиции — это атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, уклад жизни, обычаи, привычки всех членов семьи.

Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.

Литература:

  1. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. — Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. — 48 с.
  2. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами авторской сказки. Монография. М.: ЦГЛ, 2006.167 с.
  3. Петрущенко Н. А., Зенченко Н. Е. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009,
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, традиция, семейная традиция семьи, старшее поколение, традиция семьи, гражданская позиция, детский сад, обычай, член семьи.


Похожие статьи

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Экологические праздники как средство формирования нравственности и духовности детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Формирование нравственно-этических основ в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Экологические праздники как средство формирования нравственности и духовности детей дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Формирование нравственно-этических основ в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос