Воспитание любви к малой родине у детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Колесниченко, С. Ю. Воспитание любви к малой родине у детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность / С. Ю. Колесниченко, О. В. Ларина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97726/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье описывается практическая работа с детьми средней группы детского сада по воспитанию патриотических чувств.

Патриотическое воспитание в современном обществе необычайно актуально и сложно. Задачи, направленные на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, реализуются на федеральном уровне — Национальный проект «Патриотическое воспитание». В рамках проекта ведется воспитательная работа в образовательных учреждениях в форме мероприятий патриотической направленности. Детский сад — это первая ступень образования. Именно в дошкольном возрасте чрезвычайно важно заложить ростки для формирования духовно-развитой личности, зародить чувство верности и любви к своей Родине. Можно и нужно начать с воспитания любви к своему краю, к своей малой родине, привязанности к своей семье, городу, поселку, дому, детскому саду, улице. Взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, расширять и уточнять знания.

В рамках программы «Воспитание маленького волжанина», в нашем детском саду была организована проектная деятельность «Мой край родной — Поволжье». С воспитанниками средней группы мы работали над кратковременным проектом «Мой дом, мой двор».

Тип проекта: комплексный, краткосрочный

Участники проекта: воспитанники средней группы, члены их семей, воспитатели группы.

Цель проекта:

  1. Воспитание духовно-нравственной личности; достойных граждан Отечества.
  2. Создание условий для усиления патриотической направленности воспитания детей в группе, посредством знакомства со своей малой родиной, своим двором.

При реализации проекта решались следующие задачи:

Образовательные: уточнять и расширять представления детей об истории родного края, традициях, архитектуре, ближайшем окружении через ИКТ, чтение литературы, художественное творчество;

Развивающие: способствовать развитию умения анализировать, видеть взаимосвязи, расширять кругозор; развивать творческий потенциал детей средствами проектной и продуктивной деятельности;

Воспитательные: воспитание любви к малой родине, гражданственности, желания быть полезным, проявлять заботу через трудовую, коммуникативную деятельность; повышение эффективности семейных взаимоотношений родителей с детьми, самооценки родителей в воспитании ребенка через разнообразные виды и формы совместной деятельности.

Предполагаемый результат:

В процессе собственной активности, при помощи родителей у дошкольников сформированы представления о малой родине, о своей улице, своем доме через: экскурсии по своему двору, презентацию «Моя улица», создание маршрутов от дома до детского сада, продуктивную деятельность и т. д.

Продукт проектной деятельности:

Создание совместного с родителями видеофильма «Мой дом, мой двор»

Проект состоит из 3-х этапов:

Этапы проекта:

Подготовительный этап подразумевает:

— Разработку этапов проектной деятельности;

— Привлечение родителей к помощи в работе над проектом (семейные прогулки, экскурсии, создание фотоколлажей, рисование маршрутов от дома до детского сада.

Цель подготовительного этапа формирование активной позиции родителей по отношению к воспитательному процессу.

Развивающий этап включил в себя:

Беседы с детьми на темы Отечества и малой родины.

«С чего начинается Родина» — обсуждение любимых уголков своего двора, пешеходных маршрутов от дома до детского сада, демонстрацию презентации с домами на нашей улице, продуктивную деятельность — «Снег в родном городе». В ходе работы педагоги совместно с родителями старались подвести воспитанников к мысли о том, что жизнь в городе, стране зависит от каждого из нас, в том числе и порядок. На одной из прогулок мы предложили детям помочь взрослым собрать опавшую листву на участке.

Цель развивающего этапа расширение представлений детей о родном крае, формирование познавательного интереса, воспитание любви к малой родине, желания быть полезным, развитие творческих способностей и воображения у детей; игрового общения и взаимодействия.

Итоговый этап обобщил работу в форме видеофильма и совместной выставки детских работ «Дома на моей улице».

Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей представлена в проекте следующим образом:

— семья, мой дом, мой двор, родная улица,

— детский сад,

— —комбинированная аппликация «Дома на моей улице».

Задачи

Основное содержание

Моя малая родина, моя улица, мой дом, семья

Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций, обычаев, воспитывать уважение к членам семьи. Продолжать работу по изучению своей улицы, своего двора. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми: провести экскурсию по окрестностям двора, сфотографировать своих детей в самом любимом уголке двора.

Беседы: «Моя семья», «Мой дом, моя улица». Составление рассказов на тему: «Мой любимый уголок моей улицы», решение проблемных ситуаций: «Что такое хорошо, что такое плохо».

Итоговое мероприятие

Фотовыставка «Мой любимый уголок двора»

Я люблю свой детский сад

Вызвать интерес к истории возникновения детского сада, дать понятие о проекте, строительстве. Воспитывать чувство восхищения красотой, желание сделать наш детский сад еще прекраснее, через доступные детям средства-через помощь взрослым по уборке территории своего участка. Привлечь родителей к созданию маршрутов от дома до детского сада.

Экскурсия по детскому саду, по территории детского сада.

Чтение стихотворения Гуриной «Мой любимый детский сад», коллективный труд на участке, С/Р игра «Детский сад», «Мой маршрут».

Итоговое мероприятие

Создание маршрутов

От дома до детского сада

Красивые дома на моей улице

Формировать представление об архитектуре, о профессии «строитель», знакомить с понятиями: «жилой дом», «административное здание».

Формировать уважение к труду.

Просмотр презентации «Моя улица».

Беседа о строениях на улице, о знакомых домах, магазинах, о этажности домов.

Беседа о достопримечательностях улицы Энгельса.

Рассматривание иллюстраций с различными домами, рисование домов в свободной деятельности.

Итоговое мероприятие

Создание выставки «Дома на моей улице»

Родители воспитанников стали активными участниками проекта.

«Семейные прогулки» помогли исследованию пространства двора. Родители сделали фото своих детей в любимом уголке возле своего дома. Казалось бы, незначительный эпизод, но сколько тепла и любви в нем. «Остановись мгновенье — ты прекрасно…»

Вместе со своими детьми родители нарисовали маршруты от дома до детского сада «Как мы ходим в детский сад», которые мы использовали на занятиях. В группе проводилась беседа «Расскажи, как ты ходишь в детский сад». Дети с удовольствием делились впечатлениями, показывали, где расположен дом, как изображена дорога от дома до детского сада. Рисование маршрутов от дома до детского сада.

Знакомство детей с ближайшим окружением: двором, улицей, детским садом заинтересовало дошколят. Вниманию детей была предложена презентация «Наша улица» (улица Энгельса). Дети с удовольствием узнавали дома, магазины, которые они посещают совместно с родителями. Сколько восторга было, когда на экране появилось фото нашего детского сада. Дети стали наперебой обсуждать, какой он красивый, родной, НАШ! Детям были заданы вопросы:

— вы узнаете эту улицу?

— что вы видите? (магазин, школа, аптека и т. д)

— сколько этажей в домах (посчитали — 5,9, 3, 4,2)

Не менее интересным и необходимым событием стала уборка участка группы. Ребята с удовольствием собирали опавшую листву, наводили порядок и с гордостью делились своими впечатлениями.

Итоговым мероприятием проекта явилось создание выставки «Дома на моей улице». Воснове выставки продуктивная деятельность — аппликация на тему «Снег в ночном городе». Предварительно с детьми проводилось рисование различных домов, разукрашивание домов. Параллельно обсуждалось, что везде вложен труд людей, который надо беречь.

В заключение нашей работы, мы вместе с родителями воспитанников создали видеофильм «Мой дом, мой двор», главными героями которого выступили наши дошколята.

Анализ эффективности проекта:

Работа над проектом «Мой дом, мой двор» складывалась планомерно, на основе опыта педагогов, собранных материалов, с помощью родителей. Затрагивает актуальную на сегодняшний день тему патриотизма.

Результативность:

— обогатились знания детей о родном дворе, о ближайшем окружении, возрос интерес узнать больше о городе, его улицах, достопримечательностях;

— проведенная работа позволила родителям быть ближе со своими детьми в ходе совместной деятельности;

— повысилась компетентность родителей в вопросах воспитания, в том числе и патриотического;

— педагоги приобрели обратную связь, повысилось доверие к воспитателям.

Еще раз хочется сказать, что патриотизм — это любовь не только к сильной и могучей стране, но и к стране, которая испытывает трудности, конфликты, непонимание.

Ребенок — это открытая книга. Он с радостью открывает для себя окружающий мир, вносит свой вклад, чтобы сделать свой дом лучше. Формируется бережное отношение ко всему живому, к человеку. Детский сад для ребенка второй дом.

Программно- методическое обеспечение:

демонстрационный материал, стенды, проектор, магнитные доски, видео материалы; раздаточный материал: листы бумаги, цветная бумага, клей, кисти, гуашь, игровой материал, игровые материалы, выносные игрушки для трудовой деятельности на участке детского сада.

Литература:

  1. Воспитание маленького волжанина: Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3х до 7 лет/под. ред. Е. С. Евдокимовой, доп.- М.: Планета 2014.-168с.
  2. Данилина Г. Н. Дошколятам — об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан России.- М.: НКТИ, 2003–184с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, моя улица, дом, Мой дом, малая родина, мой двор, ребенок, продуктивная деятельность, ближайшее окружение, итоговое мероприятие.


Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание у дошкольников любви к малой родине посредством проектной деятельности

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей младшего дошкольного возраста через разные формы деятельности

Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома

Исследовательский кружок как эффективная форма развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям через проектную деятельность

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников методом проектной деятельности через формирование интереса к народной кукле

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание у дошкольников любви к малой родине посредством проектной деятельности

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей младшего дошкольного возраста через разные формы деятельности

Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома

Исследовательский кружок как эффективная форма развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям через проектную деятельность

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников методом проектной деятельности через формирование интереса к народной кукле

Задать вопрос