В статье описывается практическая работа с детьми средней группы детского сада по воспитанию патриотических чувств.
Патриотическое воспитание в современном обществе необычайно актуально и сложно. Задачи, направленные на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, реализуются на федеральном уровне — Национальный проект «Патриотическое воспитание». В рамках проекта ведется воспитательная работа в образовательных учреждениях в форме мероприятий патриотической направленности. Детский сад — это первая ступень образования. Именно в дошкольном возрасте чрезвычайно важно заложить ростки для формирования духовно-развитой личности, зародить чувство верности и любви к своей Родине. Можно и нужно начать с воспитания любви к своему краю, к своей малой родине, привязанности к своей семье, городу, поселку, дому, детскому саду, улице. Взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, расширять и уточнять знания.
В рамках программы «Воспитание маленького волжанина», в нашем детском саду была организована проектная деятельность «Мой край родной — Поволжье». С воспитанниками средней группы мы работали над кратковременным проектом «Мой дом, мой двор».
Тип проекта: комплексный, краткосрочный
Участники проекта: воспитанники средней группы, члены их семей, воспитатели группы.
Цель проекта:
- Воспитание духовно-нравственной личности; достойных граждан Отечества.
- Создание условий для усиления патриотической направленности воспитания детей в группе, посредством знакомства со своей малой родиной, своим двором.
При реализации проекта решались следующие задачи:
Образовательные: уточнять и расширять представления детей об истории родного края, традициях, архитектуре, ближайшем окружении через ИКТ, чтение литературы, художественное творчество;
Развивающие: способствовать развитию умения анализировать, видеть взаимосвязи, расширять кругозор; развивать творческий потенциал детей средствами проектной и продуктивной деятельности;
Воспитательные: воспитание любви к малой родине, гражданственности, желания быть полезным, проявлять заботу через трудовую, коммуникативную деятельность; повышение эффективности семейных взаимоотношений родителей с детьми, самооценки родителей в воспитании ребенка через разнообразные виды и формы совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
В процессе собственной активности, при помощи родителей у дошкольников сформированы представления о малой родине, о своей улице, своем доме через: экскурсии по своему двору, презентацию «Моя улица», создание маршрутов от дома до детского сада, продуктивную деятельность и т. д.
Продукт проектной деятельности:
Создание совместного с родителями видеофильма «Мой дом, мой двор»
Проект состоит из 3-х этапов:
Этапы проекта:
Подготовительный этап подразумевает:
— Разработку этапов проектной деятельности;
— Привлечение родителей к помощи в работе над проектом (семейные прогулки, экскурсии, создание фотоколлажей, рисование маршрутов от дома до детского сада.
Цель подготовительного этапа — формирование активной позиции родителей по отношению к воспитательному процессу.
Развивающий этап включил в себя:
Беседы с детьми на темы Отечества и малой родины.
«С чего начинается Родина» — обсуждение любимых уголков своего двора, пешеходных маршрутов от дома до детского сада, демонстрацию презентации с домами на нашей улице, продуктивную деятельность — «Снег в родном городе». В ходе работы педагоги совместно с родителями старались подвести воспитанников к мысли о том, что жизнь в городе, стране зависит от каждого из нас, в том числе и порядок. На одной из прогулок мы предложили детям помочь взрослым собрать опавшую листву на участке.
Цель развивающего этапа — расширение представлений детей о родном крае, формирование познавательного интереса, воспитание любви к малой родине, желания быть полезным, развитие творческих способностей и воображения у детей; игрового общения и взаимодействия.
Итоговый этап обобщил работу в форме видеофильма и совместной выставки детских работ «Дома на моей улице».
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей представлена в проекте следующим образом:
— семья, мой дом, мой двор, родная улица,
— детский сад,
— —комбинированная аппликация «Дома на моей улице».
Задачи |
Основное содержание |
||
Моя малая родина, моя улица, мой дом, семья |
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций, обычаев, воспитывать уважение к членам семьи. Продолжать работу по изучению своей улицы, своего двора. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми: провести экскурсию по окрестностям двора, сфотографировать своих детей в самом любимом уголке двора. |
Беседы: «Моя семья», «Мой дом, моя улица». Составление рассказов на тему: «Мой любимый уголок моей улицы», решение проблемных ситуаций: «Что такое хорошо, что такое плохо». |
|
Итоговое мероприятие |
Фотовыставка «Мой любимый уголок двора» |
||
Я люблю свой детский сад |
Вызвать интерес к истории возникновения детского сада, дать понятие о проекте, строительстве. Воспитывать чувство восхищения красотой, желание сделать наш детский сад еще прекраснее, через доступные детям средства-через помощь взрослым по уборке территории своего участка. Привлечь родителей к созданию маршрутов от дома до детского сада. |
Экскурсия по детскому саду, по территории детского сада. Чтение стихотворения Гуриной «Мой любимый детский сад», коллективный труд на участке, С/Р игра «Детский сад», «Мой маршрут». |
|
Итоговое мероприятие |
Создание маршрутов |
От дома до детского сада |
|
Красивые дома на моей улице |
Формировать представление об архитектуре, о профессии «строитель», знакомить с понятиями: «жилой дом», «административное здание». Формировать уважение к труду. |
Просмотр презентации «Моя улица». Беседа о строениях на улице, о знакомых домах, магазинах, о этажности домов. Беседа о достопримечательностях улицы Энгельса. Рассматривание иллюстраций с различными домами, рисование домов в свободной деятельности. |
|
Итоговое мероприятие |
Создание выставки «Дома на моей улице» |
||
Родители воспитанников стали активными участниками проекта.
«Семейные прогулки» помогли исследованию пространства двора. Родители сделали фото своих детей в любимом уголке возле своего дома. Казалось бы, незначительный эпизод, но сколько тепла и любви в нем. «Остановись мгновенье — ты прекрасно…»
Вместе со своими детьми родители нарисовали маршруты от дома до детского сада «Как мы ходим в детский сад», которые мы использовали на занятиях. В группе проводилась беседа «Расскажи, как ты ходишь в детский сад». Дети с удовольствием делились впечатлениями, показывали, где расположен дом, как изображена дорога от дома до детского сада. Рисование маршрутов от дома до детского сада.
Знакомство детей с ближайшим окружением: двором, улицей, детским садом заинтересовало дошколят. Вниманию детей была предложена презентация «Наша улица» (улица Энгельса). Дети с удовольствием узнавали дома, магазины, которые они посещают совместно с родителями. Сколько восторга было, когда на экране появилось фото нашего детского сада. Дети стали наперебой обсуждать, какой он красивый, родной, НАШ! Детям были заданы вопросы:
— вы узнаете эту улицу?
— что вы видите? (магазин, школа, аптека и т. д)
— сколько этажей в домах (посчитали — 5,9, 3, 4,2)
Не менее интересным и необходимым событием стала уборка участка группы. Ребята с удовольствием собирали опавшую листву, наводили порядок и с гордостью делились своими впечатлениями.
Итоговым мероприятием проекта явилось создание выставки «Дома на моей улице». Воснове выставки — продуктивная деятельность — аппликация на тему «Снег в ночном городе». Предварительно с детьми проводилось рисование различных домов, разукрашивание домов. Параллельно обсуждалось, что везде вложен труд людей, который надо беречь.
В заключение нашей работы, мы вместе с родителями воспитанников создали видеофильм «Мой дом, мой двор», главными героями которого выступили наши дошколята.
Анализ эффективности проекта:
Работа над проектом «Мой дом, мой двор» складывалась планомерно, на основе опыта педагогов, собранных материалов, с помощью родителей. Затрагивает актуальную на сегодняшний день тему патриотизма.
Результативность:
— обогатились знания детей о родном дворе, о ближайшем окружении, возрос интерес узнать больше о городе, его улицах, достопримечательностях;
— проведенная работа позволила родителям быть ближе со своими детьми в ходе совместной деятельности;
— повысилась компетентность родителей в вопросах воспитания, в том числе и патриотического;
— педагоги приобрели обратную связь, повысилось доверие к воспитателям.
Еще раз хочется сказать, что патриотизм — это любовь не только к сильной и могучей стране, но и к стране, которая испытывает трудности, конфликты, непонимание.
Ребенок — это открытая книга. Он с радостью открывает для себя окружающий мир, вносит свой вклад, чтобы сделать свой дом лучше. Формируется бережное отношение ко всему живому, к человеку. Детский сад для ребенка второй дом.
Программно- методическое обеспечение:
демонстрационный материал, стенды, проектор, магнитные доски, видео материалы; раздаточный материал: листы бумаги, цветная бумага, клей, кисти, гуашь, игровой материал, игровые материалы, выносные игрушки для трудовой деятельности на участке детского сада.
Литература:
- Воспитание маленького волжанина: Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3х до 7 лет/под. ред. Е. С. Евдокимовой, доп.- М.: Планета 2014.-168с.
- Данилина Г. Н. Дошколятам — об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан России.- М.: НКТИ, 2003–184с.