Формированию нравственно-патриотических качеств у детей через приобщение к истории, культуре родного города, края
Краснобаева Елена Сергеевна, воспитатель;
Курмаева Татьяна Николаевна, воспитатель
МДОУ детский сад № 65 «Калинка» г. Волжского (Волгоградская обл.)
Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.
К. Паустовский
Патриотизм — любовь к Родине, преданность к ней, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатство — начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Уже в детском саду в результате длительной, систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к матери, родным, своему дому, детскому саду, городу. Знакомство детей с родным краем, городом, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И мы серьёзно задумываемся, как воспитать у детей патриотические чувства, которые будут выражаться в соответствующих поступках и поведении.
Работая над формированием нравственно-патриотического воспитания, мы, как педагоги нашего ДОУ стараемся решить следующие задачи:
— Дать знания детям о родном городе, стране: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты.
— Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Волжский.
— Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
— Познакомить с культурой и традициями России и города Волжского.
Формы работы педагогов с детьми по формированию нравственно- патриотических качеств:
— Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей — о матери, о семье, защитниках родной земли, Отечества, стихов о городе.
— Использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей, об истории родного города.
— Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций содержащих исторические факты и события из окружающей жизни.
— Проведение акций: «Покормите птиц зимой», «Озеленение территории детского сада».
— Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
— Изготовление совместно с детьми атрибутики государственных символов России, города; изготовление авторской дидактической игры: «Достопримечательности нашего города»; оформление альбомов: «Волжский — город моей судьбы», «Улицы нашего города», «Широка страна моя родная» и т. д.
— Оформление стенда: «Мой родной город — Волжский», краеведческого уголка.
Тесная работа с родителями в вопросе воспитания патриотических чувств у дошкольников является важным условием для получения положительных результатов. Кто, как не родители на примерах своих жизненных принципов, отношению к государству, родному краю показывают ребенку, что на него возлагают надежду не только родные, но и все общество, вся страна. В данной работе педагоги нашего ДОУ опираются на родителей как на равноправных участников формирования личности ребенка.
Совместная работа педагогов и родителей по формированию у детей нравственно патриотических качеств:
В рамках родительского клуба в ДОУ было уделено внимание патриотическому воспитанию дошкольников. Затронуты такие темы как: «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка», «Крепка семья — сильна Россия», «Все начинается с семьи», «Педагоги и родители — творческий тандем» и т. д.
Нами, совместно с родителями были организованы и проведены для детей следующие мероприятия:
— целевые экскурсии (экскурсия выходного дня) в Волжский историко-краеведческий музей, в картинную галерею города Волжского, экскурсия по достопримечательностям города Волжского;
— выставка рисунков «Мой родной город — Волжский», фотовыставка «Мои любимые места отдыха в городе Волжском»;
— выставка детского и семейного творчества: «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я…»;
— акция «Посылка солдату», спортивный праздник к «23 февраля» с участием пап. В ходе данных мероприятий дошкольники испытывают чувство гордости за своих отцов, дедушек учатся подражать им, раскрывают в себе желание в свое время тоже стать защитником Родины;
— накануне праздника Великой Победы дети, совместно с родителями посетили памятник погибшим воинам в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, возложили цветы и почтили память погибших минутой молчания.
— организован и проведен праздничный концерт, посвященный Дню Победы, в заключении которого, дети подарили изготовленные своими руками поздравительные открытки для приглашенных Ветеранов.
— родители охотно принимали участие в международном общественном гражданско-патриотическом движении по сохранению памяти поколений о Великой Отечественной войне «Бессмертный полк», что, несомненно, формирует у детей чувство гордости за своих родных и близких, знание истории своей семьи, сохранение памяти о славных подвигах народа во время Великой Отечественной Войны;
— дети принимали участие в городских конкурсах, где исполняли песни, музыкальные композиции того времени.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое дерево.