Мы живём в России. Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Костина, Т. И. Мы живём в России. Патриотическое воспитание дошкольников / Т. И. Костина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 66-70. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97732/ (дата обращения: 16.10.2024).



Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д. С. Лихачев

Статья посвящена организации работы по патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В материале рассматривается организация образовательной деятельности в данном направлении с детьми от 4-х до 8-ми лет.

Патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы дошкольного образования. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так С. И. Ожегов определял патриотизм как «….преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу», Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В толковом словаре патриотизм обозначает (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственное, социальное чувство. В толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

В. В. Путин высказал своё мнение о нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, которое заключается в следующем: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Сейчас отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина, оно является одной из основных задач дошкольного учреждения.

В проекте Национальной доктрины образования до 2025 г. подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

Работу по патриотическому воспитанию в МДОУ д/с № 71 мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается с формирования того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.

Целью нашей работы является воспитание гуманной, духовно — нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

— воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах ребёнка;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

Успешность реализации задач предполагает интегрированный подход во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей представлена в следующих блоках:

— Мой детский сад

— Будем Родине служить

— Моя малая Родина

— Моя семья

— Страна, её столица, символика

— Культура и традиции

— Мой город

— Правила, по которым мы живём

При организации воспитательно — образовательного процесса учтены принципы, все они взаимосвязаны и реализуются в единстве.

— системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу во всех возрастных группах;

— адресного подхода, который предполагает учёт индивидуальных особенностей группы;

— универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающего использование социально — ценного опыта прошлых поколений, культивирующего чувство гордости за культурные традиции и достижения Родины;

В рамках представленных блоков распределены темы содержания работы и указаны формы организации воспитания и обучения с учётом регионального компонента.

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Моя семья

Игра — драматизация «Петушок и его семья»

Беседа «Наша дружная семья»

Беседа «Семья и родной дом»

Беседа «7Я»

Подвижная игра «Курица и цыплята»

Дидактическая игра «Маленькие помощники»

Организация стены детско/семейного творчества

Организация стены детско/семейного творчества

Игра — беседа «Я люблю маму и папу»

Инсценировка «Ушки — неслушки»

Беседа «Бабушка и дедушка в семье»

Беседа «Пожилые люди»

Дидактическая игра «Утреннее фото»

Организация уголка «Семейные традиции»

Организация уголка «Семейные традиции»

Беседа «Дети и родители, традиции семьи»

Мой детский сад

Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада»

Занятие «Путешествие по детскому саду»

Рисунок-рассказ «Мой детский сад»

Игра-беседа «Детский сад — моя вторая семья»

Экскурсия в медицинский кабинет

Беседа «Мой воспитатель»

Беседа «Кто заботится о нас в детском саду»

Беседа «Что такое детский сад»

Экскурсия по этажам детского сада

Экскурсия по этажам детского сада

Игра-путешествие по территории детского сада

Игра-путешествие по территории детского сада

Мой город

Экскурсия по территории детского сада

Экскурсия «Почта»

Экскурсия «Магазин»

Экскурсия Православный храм»

Игра-путешествие «Мой город»

Экскурсия в лес

Экскурсия «Библиотека»

Экскурсия «Аптека»

Экскурсия «Улица города»

Экскурсия на детскую площадку

Экскурсия к памятнику

Экскурсия по городу

Моя Родина

Изготовление книжки-самоделки «Мой дом»

Семейная прогулка с исследованием пространства своей улицы, двора

Информационно-исследовательский проект «Волга — рекам Родины царица»

Информационно-исследовательский проект «Какие народы живут в России»

Проект «Родной город»

Беседа «Малая Родина»

Проект «История одного города»

Проект «История возникновения герба родного города»

Дидактическая игра «Чей дом»

Подвижные игры разных стран

Игра-путешествие «Широка страна моя родная»

Развлечение «Посиделки в нашем дворе»

Страна, её столица, символика

Игра-беседа «Малая Родина

Развлечение «Русский национальный костюм»

Беседа «Моя Родина»

Беседа «Наша Родина — Россия»

Игра- беседа «Родная страна»

Беседа «Я люблю тебя, Россия»

Проект «Государственные символы России»

Проект «Берёза — символ России»

Беседа «Природа России»

Беседа «Природа России»

Игра-путешествие «Москва — главный город нашей страны»

Беседа «Россияне — граждане России»

Будем Родине служить

Игра-соревнование «Сильные и ловкие»

Беседа «Дни боевой славы»

Литературная композиция «День Победы»

Беседа «Юные герои войны»

Беседа «Наша Армия»

Беседа «Наша родная армия»

Беседа «Что такое героизм»

Военно-спортивный квест «Разведчики»

Беседа «Маленький капитан»

Игра-соревнование «Вместе с папой»

Беседа «9 Мая — День Победы»

Беседа «Русские богатыри»

Беседа «Летят самолёты»

Беседа «Маленькая история про большую войну»

КВН «Будем в Армии служить»

Беседа «Праздник Победы»

Культура и традиции

Беседа «Русские матрёшки»

Развлечение «Осенины»

Развлечение «Осенины»

Развлечение «Осенины»

Игра-развлечение «Вот так конь!»

Рождественские посиделки «Рождество Христово»

Рождественские посиделки «Рождество Христово»

Рождественские посиделки «Рождество Христово»

Игра-развлечение «Кот-Васька»

Беседа-игра «У нас в гостях Марьюшка и Иванушка»

Развлечение «Масленичная неделя»

Развлечение «Масленичная неделя»

Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»

Игра-развлечение «В гости к Танечке пойдём»

Тематическое развлечение «Христово воскресенье»

Тематическое развлечение «Христово воскресенье»

Правила, по которым мы живём

Игра-беседа «Каждой вещи — своё место»

Игра «Мы дежурим по столовой»

Дидактическая игра «Мы все разные, но мы все равны»

Игра-беседа «Мы все разные, но мы все равны»

Дидактическая игра «Не поделили игрушку»

Беседа «Можно ли приносить игрушку в детский сад»

Беседа «Что я могу»

Беседа «Я выбираю сам»

Игра «Мы едим»

Игровая ситуация «Я берегу вещи»

Ситуация «Правила, по которым мы живём»

Беседа «Декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка»

Игровая ситуация «Я берегу игрушки и одежду»

Игра «Умоем куклу Таню»

Творческая игра «Страна вежливости»

Творческая игра «Страна вежливости»

Неоспоримое значение для организации работы по патриотическому воспитанию имеет правильно организованная предметно — пространственная развивающая среда детского сада. В холле ежемесячно проводится выставка рисунков, поделок в соответствии с календарными событиями.

В каждой возрастной группе имеется уголок патриотического воспитания, где имеется подборка детской художественной, методической литературы, государственная символика России (флаг, герб, текст гимна), а также символика города Волгограда и Волжского, полиграфические материалы: плакаты, таблицы «Государственные Символы».

Оформлены альбомы, лэпбуки: «Моя семья», «Наш детский сад», «Москва — столица России», «Мой родной город», «День Победы», «Наша армия родная», «Я помню! Я горжусь!», «Народный календарь», «Народные костюмы», мини-музеи и др.

Выводы: на мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками .

Задача воспитателя научить ребенка отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие тех качеств и ценностей, благодаря которым он станет патриотом и гражданином своей Родины.

Литература:

  1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко — СБС: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-192 с.
  2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва — 2-е изд.,перераб. И доп. — СПБ: Детство-Пресс,2008.-304 с.
  3. Воспитание маленького волжанина: Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет/ под ред. Е. С. Евдокимовой. — 2-е изд., исправ., доп. — М: Планета, 2014.-168 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, беседа, патриотическое воспитание, дидактическая игра, экскурсия, Малая Родина, Россия, творческая игра, информационно-исследовательский проект, мой город.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Данная статья может быть полезна родителям и воспитателям дошкольных учреждений. В ней раскрываются формы работы по формированию патриотических чувств у старших дошкольников, дается описание основных методов, используемых в педагогической практике.

Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания дошкольников. Проанализированы формы и методы работы, обоснована актуальность работы по данному направлению.

Нравственное воспитание дошкольников на примере подвигов оскольчан в годы войны

Статья посвящена вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривает основные направления деятельности по формированию нравственных качеств детей.

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на с...

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно — патриотическому воспитанию. Основными положениями педагоги — дошкольники считают — создание оптимальных условий для формирования нравственно — патриот...

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения отечественного социокультурного опыта

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи. Проект «Сталинград. Герои и подвиги»

В статье раскрывается форма работы педагогов с детьми и родителями по гражданско-патриотическому воспитанию через организацию проектной деятельности.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Данная статья может быть полезна родителям и воспитателям дошкольных учреждений. В ней раскрываются формы работы по формированию патриотических чувств у старших дошкольников, дается описание основных методов, используемых в педагогической практике.

Патриотическое воспитание дошкольников как основа формирования нравственно здоровой личности

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания дошкольников. Проанализированы формы и методы работы, обоснована актуальность работы по данному направлению.

Нравственное воспитание дошкольников на примере подвигов оскольчан в годы войны

Статья посвящена вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривает основные направления деятельности по формированию нравственных качеств детей.

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на с...

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно — патриотическому воспитанию. Основными положениями педагоги — дошкольники считают — создание оптимальных условий для формирования нравственно — патриот...

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения отечественного социокультурного опыта

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.

Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи. Проект «Сталинград. Герои и подвиги»

В статье раскрывается форма работы педагогов с детьми и родителями по гражданско-патриотическому воспитанию через организацию проектной деятельности.

Задать вопрос