Формирование патриотизма и толерантности у детей старшего
В статье представлен опыт реализации проекта по воспитанию патриотизма и толерантности у старших дошкольников.
В настоящее время одной из актуальных проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Одним из богатств России, ее преимуществ, всегда считалась большая дружная семья народов, ее населяющих, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Толерантность, уважение, принятие и правильное понимание культур других народов должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду.
Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни человека.
Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения.
Сегодня в детской среде нередки: недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм.
Причин этому много — средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникает в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей культуры уважительного отношения между детьми, независимо от национальности, — еще недостаточен.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей.
Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
В последние годы в детском саду увеличилось количество детей казахской национальности.
Для того чтобы сделать наш детский сад действительно добрым, теплым, светлым для всех воспитанников, мы считаем необходимым развивать познавательный интерес дошкольников к культуре, традициям, искусству представителей всех национальностей детского сада.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Необходимость решения всех выявленных задач обусловили выбор темы проекта, реализованного в 2021–2022 учебном году, « Формирование патриотизма и толерантности у детей дошкольного возраста через знакомство с традициями и культурой казахов в условиях ДОУ».
Проект продолжает работу по приоритетному направлению дошкольного образовательного учреждения — нравственно-патриотическое воспитание дошкольников; в рамках проекта разработаны и реализованы мероприятия с детьми и родителями в данном направлении.
Педагогические условия формирования толерантности у детей дошкольного возраста:
— создание толерантного пространства в дошкольном образовательном учреждении;
— применение в работе с детьми современных педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
— взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности;
— разработка и внедрение в педагогическую практику сценариев занятий, квестов, дидактических игр и пособий по формированию толерантности у детей дошкольного возраста, а также материалов по истории, культуре, искусству казахов.
Цель проекта: формирование основ патриотизма и толерантности у дошкольников.
Задачи проекта:
— создать условия для развития толерантных отношений у детей среднего и старшего дошкольного возраста;
— продолжать воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей;
— познакомить детей с традициями и обычаями, культурой казахского народа;
— развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.
— организовать взаимодействие между ДОУ и национальными диаспорами г. Волжского, семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста;
— обобщить и транслировать опыта работы в ДОУ и за пределами образовательного учреждения.
Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети, социальные партнеры
Время реализации проекта: сентябрь-декабрь 2021 года.
Тип проекта: краткосрочный, информационно-практический, социально-просветительский, познавательно-творческий.
Материально-техническое оснащение:
- Помещение детской гостиной ДОУ для занятий с детьми;
- компьютер; магнитофон;
- проектор для презентации;
- дидактические пособия, макеты и альбомы:
— «Казахское национальное жилище — юрта»;
— «Казахские национальные инструменты»;
— «Казахская национальная одежда»;
— «Казахские национальные украшения»;
— «Предметы обихода казахского народа, посуда»,
— «Казахские национальные игры»,
— «Казахский национальный орнамент».
Планируемые результаты проекта:
- У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества, как отзывчивость, справедливость, скромность.
- Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители приобретут знания в области воспитания толерантных отношений у своих детей.
- В группе ДОУ будет создан мини-музей «Хранители степей. Мы разные, но мы вместе!»
Казахская юрта Дастархан собирает друзей (фрагмент праздника)
Стратегия достижения поставленной цели и задач:
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста организуется через игровую, образовательную, продуктивную деятельность, развлечения и праздники.
Реализация проекта в образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие
I этап: Подготовительный |
||||
Содержание мероприятий |
Ответственные и участники |
|||
|
Творческая группа, родители воспитанников |
|||
|
Творческая группа, родители воспитанников |
|||
|
Администрация ДОУ, творческая группа |
|||
|
Творческая группа, родители воспитанников |
|||
|
Творческая группа |
|||
II этап: Основной. Реализация проекта |
||||
Дата |
Темы |
Мероприятия |
Ответственный |
|
Октябрь, 2021 |
Оснащение и обогащение предметно — развивающей среды в группе, организация информационного пространства для родителей |
|
Воспитатель группы, родители, творческая группа |
|
Октябрь, (последняя неделя) |
Неделя казахской культуры в ДОУ |
Понедельник – Тема: «История, традиции и быт казахского народа» (Казахские обычаи, народные игры: «Юрта», «Такия тастамак», «Кыс алу») |
Воспитатель старшей группы, родители, творческая группа |
|
Вторник – Тема: «Музыкальное наследие казахов» (Знакомство с казахскими народными инструментами: домбра, кобыз, шындауыл, асатаяк) |
||||
Среда – Тема: «Национальный казахский костюм»
|
Воспитатель группы, родители, творческая группа, представители казахской диаспоры г. Волжского |
|||
Четверг – Тема: «Художественная литература и казахский фольклор» (казахские народные сказки «Золотая ослица и волшебный заяц» , «Каражай») |
||||
Пятница – Тема: «Экскурсия в мини-музей «Казахская юрта»; Познавательный квест «Путешествие к хранителям степей»; Детско-родительские мини-проекты «Моя казахская семья»; Праздник «Казахский дастархан собирает друзей!» |
||||
II I этап: Заключительный. Обобщение результатов проекта ( Распространение опыта работы по реализации проекта среди педагогов ДОУ, города, участие в городском конкурсе проектов по нравственно-патриотическому воспитанию «Дружба и братство — лучшее богатство». Презентация проекта на сайте ДОУ, в печатных изданиях. |
||||
Октябрь- декабрь |
Выстраивание партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста |
|
Педагоги ДОУ, старший воспитатель, муз.руководитель, педагог доп.образования |
|
Ноябрь |
Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ, городе |
2. Участие в городском конкурсе проектов по нравственно-патриотическому воспитанию «Дружба и братство — лучшее богатство; 3. Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ, на сайте ДОУ 4. Публикация наработок в СМИ |
Педагоги ДОУ, старший воспитатель, муз.руководитель, педагог доп.образования |
|
Литература:
1. Бобинова С. Приемы воспитания толерантности. Педагогическая техника — 2008, № 5. — с.40–43
2. Декларация принципов толерантности. Век толерантности: научно-публицистический вестник. М.,МГУ, 2001.
3. Ознакомление дошкольников с историей родного края. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М., Просвещение, 2013.
4. Строгонова Л. В. Воспитание толерантности. М., Сфера, 2007 г.