В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.
Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне, храним в семейных традициях, реликвиях, фотоальбомах. Без приближения детей к истории нельзя решать задачи нравственного, гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Как рассказать детям о войне? О подвигах и героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о Великой Победе. Одним из наиболее эффективных методов воспитания и образования является создание мини-музея, в процессе которого происходит единение детей и взрослых, желание узнать, как можно больше об истории страны, родном крае, семье во времена Великой Отечественной войны.
Музейная педагогика — это словосочетание на слуху у всех, кто имеет отношение к воспитанию и образованию детей. На сегодняшний день существует несколько подходов к этому направлению. Одни утверждают, что это область деятельности музея, организуемая в условиях музейной среды. Другие отводят ему иную роль в воспитательно-образовательном процессе и понимают в этом случае область воспитательно-образовательной деятельности, направленной на формирование у ребёнка целостного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве.
Одной из ключевых тем музейной деятельности в Волгоградской области является тема Великой Отечественной войны, великая Сталинградская битва. Знакомство с героическим подвигом Сталинграда не проходит бесследно и откладывается в памяти ребенка навсегда. А создание мини-музея позволило на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к истории родного края, объединить педагогов, детей и родителей захватывающим делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций и мероприятий. Для оформления экспозиций в рамках создания мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград» в нашем детском саду были привлечены родители, а созданные своими руками экспонаты позволили детям и взрослым проявить свои творческие способности.
Цель:
Воспитывать гражданско-патриотические чувства у детей, сохранять преемственность поколений через ознакомление с историческими и героическими событиями родного края в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Создать тематическую экспозицию, формировать представления детей о подвигах советских солдат, о героическом прошлом родного края; развивать познавательный интерес к истории родного края; воспитывать уважение к своей Родине, чувство гордости за свой народ; организовать родителей и детей для совместной познавательной, продуктивной видов деятельности для создания экспозиций.
Тематическая и идейная целостность экспозиции «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» обеспечена за счет раскрытия объединяющих тем, сквозных для всего экспозиционного замысла:
— экспозиция «Эхо войны»;
— экспозиция «Я помню, я горжусь».
Основу экспозиции составляет военное обмундирование, солдатские фляжки и кружки, письма с фронта, фото, газеты, листовки, макеты сделанные своими руками; книжная и фотовыставка.
Выставка строится по тематической структуре, состоящей из 2 разделов:
1 раздел
Экспозиция «Эхо войны»:
На экспозиции представлено военное обмундирование:
— солдатская фляжка, кружка;
— планшет;
— солдатская каска;
— письма с фронта;
— военные фото;
— газеты, листовки;
— макеты, сделанные своими руками — «Легендарная «Катюша», «Танковое сражение», «200 дней и ночей обороны Сталинграда».
2 раздел
Экспозиция «Я помню, я горжусь»:
На экспозиции представлены:
— фотовыставка «Героям Сталинграда посвящается. Я помню, я горжусь», участников боевых сражений;
— боевые награды;
— книжная выставка «Страницы памяти».
|
Я приглашаю вас пройти в музей |
|
Он не простой, военные в нём экспонаты. В них память о стране моей, О тех, кто воевал когда-то. |
|
Отгремело эхо войны, Заросли от разрывов воронки... И под сонным мерцаньем луны, Не свистят бомбовые осколки. |
|
Время придет – рассеется дым. Смолкнет военный гром. Шапку снимая при встрече с ним, Скажет народ о нем: – Это железный русский солдат, Он защищал Сталинград. Родина! Тебе мы присягали, И, шагая с именем твоим, Силой крови, пороха и стали, В этой битве снова победим! |
|
Много сделали, но больше можем. Вся земля от нас Победы ждет. Окружим врага и уничтожим. За святую Родину – вперед! |
|
Сталинград весь изрытый, разрушенный, Стоит весь в пожарах, в дыму. Бьются солдаты советские, Свою защищая страну. |
|
В резной шкатулке много лет, Лежит бесценная награда. Медаль, которой равной нет, «За оборону Сталинграда» |
Мы никогда,
поверьте, не устанем,
За ваши подвиги Вас всех благодарить.
Спасибо, дорогие ветераны,
За этот шанс под мирным небом жить!
Создание мини -музея подарило нашим воспитанникам и их родителям много незабываемых впечатлений, позволило соприкоснуться с героическим наследием нашего края. Наш мини-музей открыт для посетителей, а экспонаты используются для проведения занятий.
Мини-музей «Ты в памяти и в сердце, Сталинград» — это познавательный и воспитательный центр, результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей.
Литература:
- Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание — 2007. — № 10
- Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание // Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. — СПб., 2008.
- Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000.
- «Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой,О. В. Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008.
- Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2005.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. — М.: 1999.