В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.
Ключевые слова: русский быт, русская народная культура, патриотическое воспитание.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности — наиболее актуальные проблемы. Патриотизм надо прививать с раннего детства, а родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка. Ведь не зря старая поговорка гласит: «Всё новое — хорошо забытое старое». Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, в истинность которой перестали верить, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Ответить на эти вопросы — значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Я считаю, необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях. В последнее время по разным причинам приходится обращаться к опыту предков, что стало традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников и предметом пристального внимания воспитателей детских садов.
Поэтому у нас в детском саду и создан мини-музей «Горница».
Какие цели и задачи мы ставили, создавая мини-музей:
- Познакомить детей с устройством русской избы.
- Познакомить с традициями русского народа.
- Познакомить с предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.
- Познакомить с русским народным костюмом.
- Расширить словарный запас: ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук.
- Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, прибаутки, пословицы) .
- Знакомство с русскими народными хороводными играми.
- Вызвать интерес к русской народной культуре.
- Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Свою работу я начала с приобщения дошкольников к фольклору: песенкам, прибауткам, потешкам, сказкам, загадкам, народным играм. На первом этапе детям встречались непонятные слова и выражения: горница, чугунок, лапти, крынка. Мне приходилось разъяснять их значения, опираясь на фотографии и картинки. Но и этого оказалось недостаточно, и возникла мысль о демонстрации настоящих старинных предметов русского быта. Обратились с просьбой к родителям воспитанников, сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда и результата не пришлось долго ждать. Бабушки дарили вышитые полотенца. Привозили чугунки, прялку, часы с кукушкой. Дети вместе с родными отыскивали на заброшенных чердаках и в сараях старинные предметы, посуду и кухонную утварь. В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями и прошлым. Настоящие лапти родители воспитанника привезли из Оренбургской области. При сносе ветхого дома лапти были обнаружены на чердаке. Мой муж сделал кочергу, рогач и держатель сковородки. Очень много вещей для музея мне передала моя мама, которая проживала в Белгородской области. Это вышитые рушники и икона, поперечники и подзоры на кровать, различные платки и шали, глиняный кувшин для молока (крынка) разноцветный домотканый половик и прикроватные кругляки. Её рассказы о жизни я пересказываю детям. Они с большим интересом слушают и просят повторить тот или иной рассказ. Рассказывала и я о своём детстве (ведь я выросла в деревне): в какие игры играли, какие были игрушки (куклы из початков кукурузы и из старых маминых чулок), как праздновали день рождения или новый год и т. д. После одного из рассказов одна из девочек заплакала. На вопрос, что случилось, Катя ответила — какое у вас было хорошее детство, а я никогда не была в деревне.
Дети с чувством гордости приносят в детский сад различные экспонаты: салфетки, вышитые рушники, расписные ложки и многое другое. Одна из воспитателей передала нам в музей гусли. По крупицам стали появляться экспоненты для музея.
Изначально наш мини-музей занимал часть спальной комнаты. Затем нам выделили отдельную комнату. В горнице есть русская печь (которую помогли смастерить родители), кровать и домашняя утварь: коромысло с вёдрами, керосиновая лампа, ухват, кочерга, чугунки, люлька с младенцем, сундук, самовар, глиняная посуда, стол с лавками и много разной утвари. Есть куклы в русских народных костюмах: мальчик и девочка. В углу избы стоит русская печь (имитация), на которой стоят чугунные горшки разных размеров, под печкой лежат дрова. На печи в уголочке примостился домовёнок Кузя, он главный в доме, смотрит за порядком, достатком и миром в доме. В мини-музее в переднем «красном» углу находится стол с самоваром, чашками для чая и баранками. Над столом расположена образ-иконка. Рядом со столом располагается сундук, где хранятся богатства избы: шали, сарафаны, рубахи и прочие вещи. Рядом с сундуком стоит прялка. На полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.
Предметы располагаются так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Экспонаты музея используются в театрализованной деятельности, развлечениях. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть.
Для каждого ребёнка и воспитателя группы есть русские народные костюмы, которые я сшила из льняной ткани. Есть и головные уборы: для девочек —очелье, а для мальчиков — фуражки. Бабушки и мамы сплели лапти из жгута.
Эти костюмы были сделаны в 2019 году для празднования выпускного бала в детском саду в этническом стиле. Теперь мы используем их в народных праздниках.
Раньше мы приглашали родителей на занятия, вместе с ними подготавливали вечера досуга, показывали сказки, проводили мастер-классы по изготовлению оберегов и обрядовых кукол. Такая совместная работа позволяла родителям лучше узнать способности и возможности своего ребенка.
Родителям было предложено заполнить анкету «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Ее анализ показал, что большинство родителей считают, что детей необходимо знакомить с русской народной культурой.
Даже пандемия не перечеркнула наши планы. Мы также проводили мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов, рождественских венков, родители присылали видеоролики и фотографии на пасхальную тему: как окрашивали яйца и украшали куличи.
В мини-музее мы проводим различные занятия, беседы и развлечения, кружок «Горница», на которых дети более подробно узнают о жизни и быте наших предков. Хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получают в музее положительные эмоции, учатся воображать. Любой из экспонатов музея подсказывает тему для интересного разговора.
На занятиях дети знакомятся с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными искусством. Весь материал детям преподносится в игровой форме, что позволяет разнообразить занятие, делает их более яркими, более запоминающимися.
Особый интерес у детей вызывает печь, куда можно поставить ухватом чугунок, покачать в люльке младенца и спеть ему колыбельную песенку. На занятиях в музее дети знакомятся с порядком размещения членов семьи за столом, назначением кухонной утвари. Но самое главное, дети осваивают правило гостеприимства, которым славится русский народ: «Хлеб да соль», «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол», «Красна изба не углами, а красна пирогами».
Любая экспозиция музея не только показывает детям старинный быт, но и доносит до их понимания, что это неотъемлемая часть нашей культуры. Наш музей помогает разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно- нравственное воспитание детей, расширить представление детей о людях, живших ранее.
Мини-музей «Горница» был создан в нашем детском саду в 2015 году. Его организовывали специально для реализации общих задач программы образовательного учреждения по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Содержание нашего мини-музея позволяет знакомить детей с нашей историей, фольклором, природой, бытом и подлинными предметами старины.
Музей содержит очень древние реликвии русского народа, такие как: русская печь, люлька (зыбка), прялка, самовар, сундук, куклы в народных костюмах, обереги и много всего прочего.
В условиях детского сада конечно невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини-музей.
Следующим этапом будет создание макета мини-музея, который будет располагаться в группе, чтобы дети могли ежедневно рассматривать экспонаты.
Главное — мы достигли цели: создали общеразвивающее пространство — мини-музей. Он помогает вести большую работу по духовному и нравственному-патриотическому воспитанию.