Детство — каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В. А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству.
Тематика патриотического воспитания подрастающего поколения нередко занимала ведущее место в исследованиях ученых педагогов. Патриотическое воспитание в разные периоды развития педагогики считалось составной частью воспитательного процесса, зависящего от политических, социально-экономических условий развития страны в разные исторические периоды.
С конца XX века наблюдается резкое снижение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и, как следствие, снижение патриотического воспитания подрастающего поколения, отчужденность от национальной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. В связи с этим на уровне Минпросвещения России определилось направление на развитие патриотизма у подрастающего поколения (письмо от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации» вместе с «Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления») [1]. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной; разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 гг.». (Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2020 № 2945‑Р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года») [2].
Формировать у ребенка гражданскую позицию, любовь к Родине, к семье, отношение к истории, наследию своего народа необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как это пора интенсивного становления личности ребенка. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру [3].
Целью деятельности дошкольной образовательной организации является формирование у дошкольников нравственно-патриотических отношений и чувств к традициям своей семьи, истории и культуре родного края и страны.
Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий, открывающей новые возможности обучения и воспитания дошкольников и наиболее подходящей для решения задач нравственно-патриотического воспитания, является метод проектного обучения.
Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта, открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
Поэтому метод проектирования может быть использован как один из способов осуществления нравственно-патриотической воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения с духовно-нравственными ценностями, гражданскими и патриотическими чувствами, уважением к культурно-историческому прошлому России [4].
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей предметно-пространственной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Большое значение для развития познавательных интересов ребенка имеет работа над проектом, в ходе которой происходит интеграция общих способов решения педагогических и творческих задач, общих способов мыслительной, языковой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Совместная творческая работа детей дает им возможность проявить себя в различных ролевых играх, развивая коммуникативные и нравственные качества.
В реализации проектов большую роль играет привлечение родителей (законных представителей). Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, наблюдается значительное продвижение в развитии и формировании нравственно-патриотического сознания, морально-нравственных качеств и социализации ребенка. Вовлекая родителей (законных представителей) в работу над проектом, воспитатели детских садов создают дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта и расширения возможностей реализации проекта [5].
Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, в доступной форме знакомим детей с культурой, историей, традициями страны, прививаем любовь к Родине, к своему народу. Подтверждением стал совместный проект «Спасибо деду за Победу!». Сегодня это выражение повсюду. Этими близкими для каждого из нас словами благодарное молодое поколение чтит светлую память дедов и прадедов, прошедших суровые годы Великой Отечественной войны. Многие из них отдали свои жизни за нашу возможность жить, растить детей и радоваться каждому дню. В рамках данного проекта мы хотели рассказать о тех, кто воевал на фронте, ковал Победу в тылу, пережил тяготы войны, будучи совсем ребенком. Ведь только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.
Проект « Спасибо деду за Победу! »
Актуальность проекта:
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к своей Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Поэтому необходимо еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Спасибо деду за Победу!» позволяет задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
Проблема
Дети в дошкольном возрасте плохо ориентируются в истории нашей страны, у детей не сформированы такие понятия, как «ветераны», «оборона», «захватчики», «фашисты», «фашистская Германия».
Цель проекта :
Формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения знаний детей об истории своей страны и представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне через различные виды деятельности.
Задачи:
— Познакомить дошкольников с историческими фактами военных лет, дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
— Формировать у детей интерес к истории своей семьи.
— Познакомить с произведениями художественной литературы, искусства и музыки военных лет.
— Обогащать и пополнять словарный запас детей, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине.
— Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
— Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам Великой Отечественной войны.
— Привлекать родителей к патриотическому воспитанию.
План реализации проекта. Формы работы педагогов с детьми
Подготовительный этап:
- Рассказ воспитателя «Поклонимся погибшим тем бойцам…» (с показом презентации).
- Беседы:
— «Что такое героизм?»,
— «Герои Великой Отечественной войны»,
— «Памятные места нашего города.
- Чтение художественной литературы:
— Ч. С. Баруздин «Страна, где мы живем»,
— Л. Кассиль «Твои защитники»,
— А. Барто «На заставе»,
— С. Я. Маршак «Пограничники» и т. п.
Практический этап:
- Оформление патриотических уголков ко Дню Победы.
- Сюжетно ролевые игры: «Мы военные», «Моряки», «Летчики», «На границе» и др.
- Конкурс детского рисунка на тему: «День Победы»
- Марафон к мемориалу в память о погибших солдатах, посещение Зала Воинской славы (Рис. 1).
Рис. 1. Марафон к мемориалу в память о погибших солдатах
- «Путевка выходного дня» для родителей (Городские мероприятия с фоторепортажем).
- Мастер-класс «Открытка ветерану».
- Военизированная игра «Зарничка» (Рис. 2, 3).
Рис. 2, 3 «Зарничка»
- Благоустройство территории ДОУ «Цветники Победы».
- Беседы с детьми о празднике 9 Мая: где были с родителями, что нового увидели, узнали?
- Оформление книги памяти «Спасибо деду за Победу»
Итоговый этап
- Музыкально-литературная композиция «День Победы».
- Оформление мини-музея в методическом кабинете «Музей Воинской славы» (Рис. 4, 5)
Рис.4, 5. Мини-музей «Музей Воинской славы»
Продукт проектной деятельности
Книга «Спасибо деду за победу!» (Рис. 6).
Рис. 6. Книга «Спасибо деду за победу!»
В ходе реализации проекта мы наблюдали, как возрастал познавательный и творческий интерес детей к данной теме. Мотивация «мы хотим знать» на начальном этапе проекта сменилась на мотивацию «мы хотим рассказать другим». Дети с удовольствием рассказали о своих родных, воевавших на войне, и поделились впечатлениями от услышанного. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Таким образом, использование технологии проектирования является эффективным средством в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2020 № 2945 Р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Минпросвещения России от 15.04.2022 N СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления»)
- Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] / А. К. Быков // Педагогика. –2006. –№ 2. –С. 37–42;
- Мусина, В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В. Е. Мусина. 2003–156 с.
- Гинецинский В. И. Современные образовательные технологии: учебное пособие /В.И Гинецинский. — М.: Изд-во КноРус, 2009. — 432 с