Проектная деятельность как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Черных, И. А. Проектная деятельность как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста / И. А. Черных, Т. Г. Златокрылец, Е. Н. Архипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97783/ (дата обращения: 19.12.2024).



Детство — каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В. А. Сухомлинский

Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству.

Тематика патриотического воспитания подрастающего поколения нередко занимала ведущее место в исследованиях ученых педагогов. Патриотическое воспитание в разные периоды развития педагогики считалось составной частью воспитательного процесса, зависящего от политических, социально-экономических условий развития страны в разные исторические периоды.

С конца XX века наблюдается резкое снижение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и, как следствие, снижение патриотического воспитания подрастающего поколения, отчужденность от национальной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. В связи с этим на уровне Минпросвещения России определилось направление на развитие патриотизма у подрастающего поколения (письмо от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации» вместе с «Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления») [1]. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной; разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 гг.». (Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2020 № 2945‑Р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года») [2].

Формировать у ребенка гражданскую позицию, любовь к Родине, к семье, отношение к истории, наследию своего народа необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как это пора интенсивного становления личности ребенка. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру [3].

Целью деятельности дошкольной образовательной организации является формирование у дошкольников нравственно-патриотических отношений и чувств к традициям своей семьи, истории и культуре родного края и страны.

Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий, открывающей новые возможности обучения и воспитания дошкольников и наиболее подходящей для решения задач нравственно-патриотического воспитания, является метод проектного обучения.

Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта, открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.

Поэтому метод проектирования может быть использован как один из способов осуществления нравственно-патриотической воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения с духовно-нравственными ценностями, гражданскими и патриотическими чувствами, уважением к культурно-историческому прошлому России [4].

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей предметно-пространственной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Большое значение для развития познавательных интересов ребенка имеет работа над проектом, в ходе которой происходит интеграция общих способов решения педагогических и творческих задач, общих способов мыслительной, языковой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Совместная творческая работа детей дает им возможность проявить себя в различных ролевых играх, развивая коммуникативные и нравственные качества.

В реализации проектов большую роль играет привлечение родителей (законных представителей). Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, наблюдается значительное продвижение в развитии и формировании нравственно-патриотического сознания, морально-нравственных качеств и социализации ребенка. Вовлекая родителей (законных представителей) в работу над проектом, воспитатели детских садов создают дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта и расширения возможностей реализации проекта [5].

Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, в доступной форме знакомим детей с культурой, историей, традициями страны, прививаем любовь к Родине, к своему народу. Подтверждением стал совместный проект «Спасибо деду за Победу!». Сегодня это выражение повсюду. Этими близкими для каждого из нас словами благодарное молодое поколение чтит светлую память дедов и прадедов, прошедших суровые годы Великой Отечественной войны. Многие из них отдали свои жизни за нашу возможность жить, растить детей и радоваться каждому дню. В рамках данного проекта мы хотели рассказать о тех, кто воевал на фронте, ковал Победу в тылу, пережил тяготы войны, будучи совсем ребенком. Ведь только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.

Проект « Спасибо деду за Победу! »

Актуальность проекта:

Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к своей Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Поэтому необходимо еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Спасибо деду за Победу!» позволяет задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.

Проблема

Дети в дошкольном возрасте плохо ориентируются в истории нашей страны, у детей не сформированы такие понятия, как «ветераны», «оборона», «захватчики», «фашисты», «фашистская Германия».

Цель проекта :

Формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения знаний детей об истории своей страны и представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне через различные виды деятельности.

Задачи:

Познакомить дошкольников с историческими фактами военных лет, дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

— Формировать у детей интерес к истории своей семьи.

— Познакомить с произведениями художественной литературы, искусства и музыки военных лет.

— Обогащать и пополнять словарный запас детей, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине.

— Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

— Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам Великой Отечественной войны.

— Привлекать родителей к патриотическому воспитанию.

План реализации проекта. Формы работы педагогов с детьми

Подготовительный этап:

  1. Рассказ воспитателя «Поклонимся погибшим тем бойцам…» (с показом презентации).
  2. Беседы:

— «Что такое героизм?»,

— «Герои Великой Отечественной войны»,

«Памятные места нашего города.

  1. Чтение художественной литературы:

— Ч. С. Баруздин «Страна, где мы живем»,

— Л. Кассиль «Твои защитники»,

— А. Барто «На заставе»,

— С. Я. Маршак «Пограничники» и т. п.

Практический этап:

  1. Оформление патриотических уголков ко Дню Победы.
  2. Сюжетно ролевые игры: «Мы военные», «Моряки», «Летчики», «На границе» и др.
  3. Конкурс детского рисунка на тему: «День Победы»
  4. Марафон к мемориалу в память о погибших солдатах, посещение Зала Воинской славы (Рис. 1).

Марафон к мемориалу в память о погибших солдатах

Рис. 1. Марафон к мемориалу в память о погибших солдатах

  1. «Путевка выходного дня» для родителей (Городские мероприятия с фоторепортажем).
  2. Мастер-класс «Открытка ветерану».
  3. Военизированная игра «Зарничка» (Рис. 2, 3).

, 3 «Зарничка» , 3 «Зарничка»

Рис. 2, 3 «Зарничка»

  1. Благоустройство территории ДОУ «Цветники Победы».
  2. Беседы с детьми о празднике 9 Мая: где были с родителями, что нового увидели, узнали?
  3. Оформление книги памяти «Спасибо деду за Победу»

Итоговый этап

  1. Музыкально-литературная композиция «День Победы».
  2. Оформление мини-музея в методическом кабинете «Музей Воинской славы» (Рис. 4, 5)

, 5. Мини-музей «Музей Воинской славы» , 5. Мини-музей «Музей Воинской славы»

Рис.4, 5. Мини-музей «Музей Воинской славы»

Продукт проектной деятельности

Книга «Спасибо деду за победу!» (Рис. 6).

Книга «Спасибо деду за победу!»

Рис. 6. Книга «Спасибо деду за победу!»

В ходе реализации проекта мы наблюдали, как возрастал познавательный и творческий интерес детей к данной теме. Мотивация «мы хотим знать» на начальном этапе проекта сменилась на мотивацию «мы хотим рассказать другим». Дети с удовольствием рассказали о своих родных, воевавших на войне, и поделились впечатлениями от услышанного. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Таким образом, использование технологии проектирования является эффективным средством в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2020 № 2945 Р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  2. Минпросвещения России от 15.04.2022 N СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления»)
  3. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] / А. К. Быков // Педагогика. –2006. –№ 2. –С. 37–42;
  4. Мусина, В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В. Е. Мусина. 2003–156 с.
  5. Гинецинский В. И. Современные образовательные технологии: учебное пособие /В.И Гинецинский. — М.: Изд-во КноРус, 2009. — 432 с
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, Великая Отечественная война, ребенок, дошкольный возраст, проектная деятельность, Российская Федерация, Воинская слава, гражданская позиция, окружающий мир, подрастающее поколение.


Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания школьников

Кружковая работа как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОО

Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания школьников

Кружковая работа как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОО

Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Задать вопрос