Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм — это любовь к своей Родине и своему народу. Сегодня одним из основных принципов дошкольного образования, которые лежат в основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одна из задач, для решения которой направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования это «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей».
Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Стало очевидным, что большинство современных молодых людей не имеют четких ориентиров в жизни, почти не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о ее настоящем.
Сила страны — в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам. Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в школе и в вузе, возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к своим родителям. Воспитание патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста, так считали Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, потому что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Многими психологами (А. Г. Ковалёвым, А. А. Люблинской, Т. А. Репиной, П. М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и Василий Александрович Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу-школу воспитания добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется, по выражению В. А. Сухомлинского «память сердца». Вот почему так важно, что бы всё, что воспринимает ребёнок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.
Цель педагогов — воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовность служить Отечеству, формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей. Воспитание гражданина страны — одно из главных условий национального возрождения. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Необходимо и важно воспитать чувство гордости и уважения к службе в Вооруженных Силах, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности и другого.
Патриотическое воспитание дошкольников: это воспитание любви к родителям, близким, к своей малой родине, Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить значимое и существенное в окружающем; понять, что улица, по которой он ходит каждый день это его Родина.
Задача педагогов увлечь, заинтересовать красотой и очарованием родных мест, пробудить первые чувства детей, расширить их интересы; показать через близкое и родное общечеловеческое. Расширить интерес детей к родному краю, можно познакомив их с его историей. История Волгоградской области тесно связана с казачеством. Именно из казачьих станиц выросли многие города региона, и даже сегодня казаки остаются неотъемлемой частью Волгоградской общественной жизни. Казачья культура — один из тех элементов, которые придают Волгоградской области неповторимый колорит.
В настоящее время наблюдается живой интерес к этнонациональной культуре, составной частью которой является конкретная субкультура российской культуры — культура казачества. В последнее время проблема казачества и его культуры привлекает к себе серьезное внимание в связи с возрождением этнокультурных традиций и с возрастанием роли казачества в жизни общества, особенно в регионах, которые связаны с историческим расселением казаков. Таким образом, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с изучением истоков, места и роли культурных традиций казачества в диалоге культур и воспитании современной личности. Глубокое почитание казаками традиций предков их духовных заветов и ценностей, созвучность этих заветов запросам современной жизни, делает наследие казаков актуальным и востребованным. Взяв все это во внимание, мы приняли решение о создании мини-музея «Музей казачьей культуры» в группе ДОУ.
Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты направлены на разработку новых инновационных технологий в работе ДОУ. Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора — одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях в жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульптурами, поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение, подготовить дошкольников не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведению искусств. Дошкольный возраст — это лучший период для приобщения ребенка к культуре и истории. Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры может стать создание в детском саду группового мини-музея. Что такое музей? Музей- это учреждение, которое занимается изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в детском саду актуальны и эффективны мини-музеи. Слово «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции и определенную ограниченность тематики. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и обзор материалов, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Важная особенность мини-музеев ДОУ — участие в их создании детей и родителей. Ребята чувствуют свою причастность к созданию мини-музея. Экспонаты, принесенные из дома, вызывают живой познавательный интерес у детей. Причём, совместная работа с семьёй, способствует ещё большему сплочению родителей с детьми и приносит массу положительных эмоций.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини -музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Все экспонаты нашего мини-музея были собраны семьями наших воспитанников. Мы, педагоги, в свою очередь, приготовили стенды о традиция казаков, о их быте, о государственном музее истории Усть-Медведицкого казачества с домом-музеем А. С. Серафимовича. А для закрепления полученной информации мы дали возможность ребятам окунуться еще глубже в эту культуру.
Наш музей находится в начале своего развития. Он будет развиваться и дальше, поскольку есть интерес к нему и со стороны детей, и со стороны педагогов, и со стороны родителей. Сейчас, когда большое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения, такие уголки русской культуры просто необходимы. Ведь детский сад — это первая и, может быть, самая важная ступень в образовании и воспитании ребенка. И каким он пойдет в школу зависит от нас, воспитателей. Очень хочется донести до детей всю глубину и красоту русской культуры. Детский музей — это целая система, в которой музейная педагогика облегчает ребенку погружение в мир традиционной культуры, историко-художественного наследия. Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. В процессе реализации данной работы у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его, формируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотиваций детей. Знания и навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе освоения регионального компонента, помогают им освоить нормы и правила жизнедеятельности многих поколений. Таким образом, культурно-историческая среда, окружающая человека с детства, является основой для формирования его нравственных качеств.
Литература:
- Абрамов — Зябловский, А. И. Скрылов, Г. В. Губарев. Казачий словарь-справочник — т.1, «Созидание», 1992.
- Б. А. Алмазов «Мы − казачьего роду. Традиции семейного воспитания. СПб., 1993.
- Атанова Н. И., Шишкина Е. В. Детский игровой фольклор Волгоградской области: репертуарно-методический сборник, Волгоград, 1997.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры, издание 2. СПб., «Детство-Пресс», 1998.
- Рыжова, Н.А. и другие. Мини-музей в детском саду М., Линка- Пресс,2008.