Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм … Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России.
В. В. Путин
Существенные изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей дошкольников, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. В современном обществе патриотическое воспитание приобретает особое значение, возникает необходимость осуществления его на качественно новом уровне.
Согласно общепринятому мнению, процесс воспитания, в том числе и патриотического, необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Патриотическое воспитание детей является одной из важных задач дошкольного образования. Многогранно по содержанию и само чувство патриотизма. Оно включает в себя и гордость за свой народ, любовь к родным местам, желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду долженбыть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, могучей страны, что они граждане России, маленькие россияне. Маленькие дети хорошо впитывают впечатления от картин родной природы, народных традиций, нравов людей.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, что вызывает отклик в его душе. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, важно прививать детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг. Подводить ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него появляется через восхищение своим городом, своей страной. Воспитание детей осуществляется в различных видах деятельности, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Важно дать детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Фольклорные произведения: пословицы, поговорки — способствуют развитию личности в духе патриотизма, формируют любовь к традициям своего народа.
В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом интересов и потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно — игровую, продуктивную, трудовую, художественно-литературное творчество.
В группах созданы центры по патриотическому воспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают флаги: Российской Федерации, ее столицы — города Москвы, флаг нашего родного города — Волжский. В центре имеются различные карты России, фотографии и иллюстрации с видами города Москвы и города Волжского, книгами об истории и достопримечательностях русского народа, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки: «Пословицы и поговорки о Родине», «Наши славные дела», «Стихи о Родине», альбомы «Национальные костюмы народов РФ». Мы проводим большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Родины.
Ежегодно в детском саду проводится месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуется:
— фотовыставка «Мой папа — защитник Отечества» и др.
— акция «Посылка солдату»;
— занятия «Герои войны — наши земляки»;
— «Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для страны время;
Неделя Памяти, которая включает в себя:
— оформление поздравительных открыток для ветеранов войны;
— занятия, беседы;
— участие в акции «Лента памяти».
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их участием проводятся выставки рисунков, поделок, фотографии: «У моей мамы руки золотые», «Моя семья», «Самая лучшая бабушка», родителями оформлены рукописные книги «Волжский — город моей судьбы», «Мой дедушка — герой» и др.
В детском саду нами был разработан цикл занятий на год по нравственно-патриотическому воспитанию:
Сентябь: «Моя Родина», «Москва — мать городов русских»;
Октябрь: «День пожилого человека», «Символы родного города»;
Ноябрь: «День Народного Единства», «Историческое прошлое нашего края»
Декабрь: «День героев Отечества в России»;
Январь: «Рождественское чудо»;
Февраль: «Сталинградская битва», «Защитникам Родины славу поём»;
Март: «Великие женщины России»;
Апрель: «Дорога к звёздам»
Май: «День Победы», «Юные герои» (детям о детях);
Июнь: «День России»;
Июль: «День любви, семьи и верности», «День города»;
Август: «День Российского флага».
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе воспитанники проявляют познавательный интерес к окружающему миру, интересуются причинно-следственными связями, проявляют эмоционально- оценочное отношение к реальным поступкам, событиям с учётом культуры и традиций родного края, проявляют патриотические чувства, ощущают гордость за свою малую родину, её достижения; обладают начальными знаниями о себе, своей семье, улице, городе, крае, стране. Ребята используют полученные знания в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Можно сделать вывод, что формирование у дошкольников патриотической позиции заключается, прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.
Хочется верить, что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, которое будет обладать духовно — нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
Литература:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Управление ДОУ. — 2005. — № 1.
- Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н. Д. Никандров // Педагогика. — 1998. — С. 3–8.
- Выготский Л. С. Психология М.: Эксмо-прес,2000.
- Лихачев Д. С. Земля родная, 2000.