Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сурьянинова, Т. А. Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята» / Т. А. Сурьянинова, Н. А. Кудряшова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 89-94. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97793/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника кадетской группы как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности. Организация кадетского движения в детском саду поможет создать условия родителям воспитанников для дальнейшего обучения дошкольников в Кадетской школе имени Героя Российской Федерации С. А. Солнечникова г. Волжского Волгоградской области.

Ключевые слова: социальная активность людей, духовно-нравственная культура воспитанников, нравственно-патриотическое воспитание, создания развивающей предметно-пространственной среды, кадетская группа.

Известно, что основой духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания маленького гражданина является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Ориентация родителей на духовно –нравственное и гражданское воспитание –сегодня это социальная потребность нашего общества. Известно, что первые чувства гражданственности и патриотизма появляются у детей в младшем дошкольном возрасте.

Организация кадетского движения в детском саду способствует воспитанию у дошкольников духовно-нравственных чувств, патриотизма, любви к своему отечеству, гордости за свою страну. Так родилась идея создания непрерывного педагогического процесса по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках преемственности детского сада и кадетской школы.

На сегодняшний день одна из главных задач МДОУ д/с № 99 — разработать концептуальную модель выпускника кадетской группы как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности. С этого времени началась работа по построению уникальной модели воспитания патриота и гражданина на ступенях дошкольного образования в рамках проекта «Волжские орлята».

В 2018 году на базе МДОУ д/с № 99 была открыта первая в истории дошкольного образования кадетская группа, воспитанниками которой являлись мальчики трехлетнего возраста. Большую помощь в открытии кадетской группы оказала Волгоградская региональная общественная организация «Центр военно-патриотического и гражданского воспитания «Кадетское братство», муниципальное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа имени Героя Российской Федерации С. А. Солнечникова г. Волжского Волгоградской области».

Педагогический коллектив Кадетской школы совместно с коллективом детского сада № 99 «Крепыш» разработали проект «Волжские орлята», с целью реализации модели кадетской группы в дошкольном образовательном учреждении для организации работы по воспитанию будущего гражданина — патриота. Проект был рассчитан на четыре года. Основная цель — воспитание нравственных и патриотических чувств, уважение к семье, природе, Родине, создание условий для дальнейшего обучения детей в МОУ «Кадетская школа имени Героя Российской Федерации С. А. Солнечникова г. Волжского Волгоградской области». Кадетская группа имеет название — «Волжские орлята»», девиз — «Мы — дети России, надежда страны, всегда и во всем мы ей будем верны».

За время работы над проектом «Волжские орлята» налажены партнерские взаимоотношения с различными организациями. Система внешних связей обеспечила условия для эффективного осуществления данного проекта.

Социальными партнерами МДОУ д/с № 99 являются:

— МОУ «Кадетская школа имени Героя Российской Федерации С. А. Солнечникова г. Волжского Волгоградской области».

— Региональная общественная организация «Центр военно-патриотического и гражданского воспитания «Кадетское братство».

— Волжский городской совет ветеранов.

— Пожарно-спасательная часть № 32 г. Волжского.

— Физкультурно-оздоровительный комплекс «Авангард» г. Волжского.

— Детско-юношеская библиотека № 13 г. Волжского.

— МБУДО ДЮЦ «Русинка» г. Волжского.

D:\!!!Downloads\IMG_20221121_112243.jpg

В группе «Орлята» создана специальная предметно-развивающая среда, которая предусматривает наличие необходимой атрибутики (эмблемы и знамени дошкольного кадетского движения), оснащение уголка государственной символики.

Важной составной частью организации жизнедеятельности кадет являются традиции:

— утреннее построение и осмотр внешнего вида;

— гимн «Юные друзья кадеты»;

— сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «На заставе», «Военные», «Граница», «Зарница»;

— экскурсии по памятным местам и музеям г. Волжского;

— дисциплина «Основы физической и строевой подготовки».

— проведение акций «Подарок ветерану», «Поклонимся великим тем годам», посвященные Дню Победы;

— участие в смотрах военно-патриотической песни и строевой подготовки;

— экскурсии в Пожарно-спасательную часть № 32 г. Волжского;

— традиционные праздники: «Честь имею!», «Смотр строя и песни»;

— «Кадетский бал» — выпуск воспитанников в школу.

У наших кадетов есть повседневная форма. Она состоит из футболки и брюк камуфляжной расцветки, которая очень нравится ребятам и отличает их от других детей. Предусмотрена парадная форма: белая рубашка военного образца с галстуком, черные брюки и береты, нагрудные значки. Имеются значки — как символ чести и достоинства, на которых изображена эмблема нашего детского сада с надписью «Волжские Орлята».

За период проекта 15 воспитанников кадетской группы не только с гордостью носили форму и береты, но и готовились к настоящей кадетской жизни. В процессе обучения и воспитания у дошкольников закладывались основы для формирования новой модели поведения — гражданина своей страны, патриота малой Родины. Реализация программы «Волжские орлята» направлена на историческое и культурное наследие кадетского движения в России, её духовных ценностей и традиций, системности, преемственности в воспитании патриотизма с учётом возрастных особенностей и интересов воспитанников, многообразие форм, методов и средств духовно-нравственного и патриотического воспитания.

На занятиях дошколята знакомились с историей кадетского движения, правилами поведения, правами и обязанностями кадетов, изучают историю нашей страны и ее символику. Юные кадеты осваивали элементы строевой подготовки, разучивали патриотические песни.

Основные блоки Программы «Волжские Орлята»

  1. «История кадетского движения».
  2. «Герои дней воинской славы».
  3. «Основы этики».
  4. «Моя родина — Россия».
  5. «Защитники Отечества».
  6. «Я помню, я горжусь».

Жизнь кадетской группы «Волжские орлята» интересна и многогранна. В целях патриотического воспитания проводились «Уроки мужества», где мальчишки знакомились с уставом кадетской группы, с историей города Волжского, с государственной символикой, с понятиями — воин, оружие, военная техника, военный этикет, изучали рода войск, особенности опасных профессий (МЧС, полицейский, пожарный), знакомились с историей Российской армии и др. Юные патриоты принимали активное участие в военно-спортивных играх «Зарница», «Учениях будущих воинов», «Будущий солдат», «Военной игре», «Разведчики», «Богатырском сражении».

Каждый год в группе проходили праздники, посвященные Дню народного единства, Дню военно-морского флота, Дню Российского флага, Дню Победы и др. В течение года «Волжские орлята» посещали экскурсии к достопримечательностям нашего города. Ребята знакомились с военно-историческим наследием своей малой Родины, памятниками культуры. Кадеты — постоянные посетители Волжского историко-краеведческого музея. Так воспитанники кадетской группы принимали активное участие в таких мероприятиях как: «Мы строили, мы жили», посвященное строительству города Волжского; «Маленькие герои большой войны», посвященное 76-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Воспитание дошкольников патриотами невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Родители кадетов — самые активные помощники в решении поставленных задач. Они поддерживали нас во всех начинаниях. Как известно, только при взаимодействии педагогов дошкольного учреждения и родителей можно достичь положительных результатов в воспитании детей.

2 февраля 2021 в МДОУ д/с № 99 прошла акция «Никто не забыт, ничто не забыто!». На мероприятие были приглашены старшие кадеты, они провели урок Мужества, посвящённый 78-й годовщине Победы в Сталинградской битве. Прошло много лет с тех пор, как закончилось легендарное сражение в Сталинграде, но его эхо до сих пор не затихает в людских сердцах. Уроки Мужества, они стали традиционными для кадет, потому что позволяют прикоснуться к славному героическому наследию своих предков.

Совместно с кадетской школой 27.03.2021 года старшие кадеты, провели урок мужества «Память о его подвиге будет вечна», рассказали о героическом подвиге майора Сергея Александровича Солнечникова, была организована линейка «Память о Герое будет жить вечно!». Юные кадеты почтили память Сергея Солнечникова минутой молчания, просмотрели кадры из личной хроники.

Интересно и познавательно 8 апреля 2021 года прошла Всероссийская акция «Звезда Гагарина», в ходе которой педагоги, родители с кадетами изготавливали звёзды и посетили выставку «Первый космонавт земли».

В выходной день, 24.04.2021 года, совместно с родителями юные кадеты посетили «Музей под открытым небом» у мемориала «Безымянным жертвам войны» в ПКиО «Волжский», где познакомились с военной техникой времен Великой Отечественной войны.

При поддержки родителей 10.05.2021 года была организована поездка к ретропоезду «Воинский эшелон». Ребятам представилась возможность побывать исследователями и узнать, как устроен старый транспорт, а также познакомиться с военной техникой, которая прибыла в город вместе с эшелоном. Интересна и познавательна была поездка, юные кадеты узнали, что транспорт двигается исключительно на угле, заходили внутрь поезда, чтобы рассмотреть, как все устроено.

В ознаменование 105-й годовщины со Дня рождения Героя Советского Союза А. П. Маресьева, 28.05.2021 года старшие кадеты показали видео «Выжить, чтобы жить…», предоставленное Камышинским историко-краеведческим музеем «Национальный герой». Подвиг Алексея Маресьева — легендарного советского лётчика, лишившегося обеих ног во время войны, — сегодня известен всем. Из просмотренного видео — урока юные кадеты посетили онлайн выставку в историко–краеведческом музее «Национальный герой», увидели фотографии из жизни легендарного лётчика — Героя, а также узнали, как наперекор приговору, казалось, вынесенному самой судьбой, Алексей Маресьев сумел выжить тогда, когда это виделось невозможным, вернуться на фронт за штурвал истребителя и вместе с тем в полноценную жизнь.

Ежегодно в мае на родительском собрании проводилась презентация программы «Волжские орлята» по воспитанию юных кадетов.

D:\!!!Downloads\IMG_20210120_144903.jpg

За период работы над проектом в группе созданы все условия для воспитания и развития юных защитников Отечества. В оформлении помещений и в содержании предметно — развивающей среды соблюдается строгость, везде прослеживается военная тематика. В группе размещен уголок для торжественных сборов с эмблемой кадетской группы. Оформлен патриотический уголок. Организуются тематические выставки, знакомящие воспитанников с историей армии, с различными родами войск.

В честь памяти павшим воинам, героям Великой Отечественной Войны совместно с детьми и родителями создали макеты «Бульвар Героев».

За время работы над проектом в 2021–2022 учебном году были реализованы следующие мероприятия:

— уроки мужества и чести: «Честь имею!», «Смелость рубежи берёт», «Сохраним историю вместе», «Подвиг на века»;

— конкурс чтецов «Нет в мире краше Родины нашей!»;

— социальные акции: «У кадетов — день полезных дел», «Доброта спасет мир», «Письмо солдату», «Бессмертный полк», «Посади семейное дерево»;

— КВН «Люблю свой город»;

— экскурсия в пожарную часть № 32;

музыкально-спортивные праздники: «Тяжело в учении — легко в бою!», «Мы будем помнить, чтить подвиг русского народа»;

— спортивные досуги: «Будущие кадеты научение», «Кадетские зимние забавы», «Защитники Древней Руси»;

— кадетский выпускной бал.

Интересен распорядок дня юных кадетов: утреннее построение с докладом педагогу о готовности группы, поднятие флага под гимн России, реализация дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности «ОФП» (общая физическая подготовка).

03.12.2021 года кадетская группа «Орлята» приняла участие в акции «Доброта спасет мир», в целях воспитания гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, развития чувства сострадания и сопереживания, формирования представлений детей о здоровье как о ценности человеческой жизни.

2 февраля 2022года для кадетов прошел урок мужества «Подвиг на века», посвященный разгрому советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Ребята много узнали о героизме и мужестве наших солдат, о командном составе, о подвигах медсестёр, познакомились с историческими памятниками той великой битвы: Мамаевым курганом, домом Павлова, музеем-панорамой «Сталинградская битва». Юные кадеты приняли активное участие в викторине «Что я знаю о Сталинградской битве?». Минутой молчания почтили память погибших в той кровопролитной войне.

21.02.2022 года прошел музыкально-спортивный праздник «Тяжело в учении — легко в бою! В гости к кадетам приходил прапорщик войсковой части 6775 Дуйсенгалиев Мирхан Нуржанович. Он лишний раз напомнил мальчишкам о том, что такое смелость, отвага, благородство и мужество. Юные кадеты продемонстрировали свои двигательные навыки, закрепили знания о военных профессиях, развивали физические качества — скорость, ловкость, быстроту, смелость, силу. За каждый пройденный этап жюри присваивало им воинское звание.

С 25.04. 2022 года по 29.04.2022 года прошла акция «Посади семейное дерево», с целью воспитания в юных кадетов заботливого отношения к природе. В акции активно приняли участие 3 семьи из кадетской группы «Орлята». Идея проведения акции в том, чтобы дерево, посаженное всей семьей, передавалось молодому поколению, чтобы оно было ростком в будущее. Все участники получили массу положительных эмоций во время совместного общественно полезного труда.

В преддверии 77-й годовщины со дня Великой Победы, 05.05.2022 года прошел музыкально-спортивный праздник «Мы будем помнить, чтить подвиг русского народа». Ребята узнали много интересного из героического прошлого нашей Родины, посмотрели фото и кинохроники, услышали песни военных лет. С особым чувством юные кадеты исполнили песни «День Победы», «Солнечный круг». Мероприятие проходило в увлекательной и познавательной для ребят форме. Мальчишкам предстояло показать знание истории Великой Отечественной войны, продемонстрировать спортивные навыки и приемы строевой подготовки.

Воспитанники кадетской группы «Волжские орлята» стали более организованными, дисциплинированными, ответственными, с гордостью называют себя «кадетами». Знают устав своей группы, гимн России, с удовольствием принимают участие во всех запланированных мероприятиях. Они выражают желание быть верными России, гордиться ее прошлым, уважать обычаи и традиции всех народов, населяющих землю великой Родины.

D:\!!!Downloads\IMG_20221121_132408.jpg

Осознавая уникальную роль кадетского движения в деле воспитания подрастающего поколения на идеалах патриотизма, нравственности, ответственности, долга и служения Отечеству мы приняли решение продолжать работу в данном направлении.

В 2022 учебном году наши кадеты продолжили обучение в рамках образовательного партнерства в МОУ «Кадетская школа имени Героя Российской Федерации С. А. Солнечникова г. Волжского Волгоградской области». Сегодня можно с уверенностью сказать, что в г. Волжском сформировалось дошкольное кадетское движение, которому уже более четырех лет. Как показал опыт нашей инновационной деятельности, приём воспитанников в группу с кадетским воспитанием осуществлялся только для мальчиков. Проанализировав программу, пришли к выводу, что кадетское движение является востребованным, о чем говорит ежегодное увеличение в стране количества кадетских классов и групп в школах и детских садах. По результатам социологического опроса, увеличилось количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по развитию кадетского движения на 25 %, имеется понимание необходимости в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников. Мы решили, что новый набор в группу с кадетским воспитанием будет осуществляться для мальчиков и девочек. Группа открылась с 1 сентября 2022 года, на сегодняшний день группу посещают 20 кадет из них 7-девочек, 13-мальчиков.

Мы не останавливаемся на достигнутом, впереди много планов по созданию единого образовательного пространства дошкольного учреждения, семьи и социума по развитию кадетского движения.

Литература:

  1. Березина Т. А. Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны// Детский сад: теория и практика. — 2011. — № 9. — С. 16–23.
  2. Как научить детей любить Родину: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001–2005 г»../ авт.-сост.Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 168 с.
  3. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду: Методическое пособие.– М.: Просвещение, 2003. — 195 с.
Основные термины (генерируются автоматически): кадетская группа, волжский, кадетское движение, кадет, Волгоградская область, детский сад, Кадетская школа имени Героя, Российская Федерация, урок мужества, Великая Отечественная война.


Похожие статьи

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...

Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности

В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по фор...

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности

Описывается опыт работы педагога дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Показана система интегрированной деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного обра...

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

В статье рассматривается технология «Дети-волонтеры», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, создает условия для разновозрастного, межличностного и позн...

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...

Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска)

Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию,...

Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника

Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского во...

Похожие статьи

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...

Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности

В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по фор...

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования посредством разных видов деятельности

Описывается опыт работы педагога дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Показана система интегрированной деятельности в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного обра...

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

В статье рассматривается технология «Дети-волонтеры», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, создает условия для разновозрастного, межличностного и позн...

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...

Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска)

Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию,...

Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника

Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского во...

Задать вопрос