В настоящее время проблема патриотического воспитания подрастающего поколения стала наиболее актуальной. За последние годы произошли огромные изменения, как в нашей стране, так и во всем мире. Это касается нравственных ценностей, отношения к происходящим событиям, отношения к истории. У современных детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Но, как бы ни менялось общество, о воспитании у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее нельзя забывать никогда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, «пропитались» патриотизмом по отношению к ним, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
Патриотизм — это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, но и к стране, которая переживает не лучшие времена: непонимание, раздор, военные конфликты. Именно в настоящее время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
Применительно к ребёнку дошкольного возраста «патриотизм» определяется, как потребность маленького человека участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, необъятной Родины. Юный патриот должен обладать такими качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В основе патриотического воспитания дошкольников лежит развитие нравственных чувств. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, мы считаем, что формирование личности дошкольников невозможно без воспитания у них уважения к нравственным человеческим ценностям.
Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта с помощью непосредственного участия в жизни своего городе, усвоения принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру его культуры.
Любовь ребенка — дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Именно поэтому мы считаем, что работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников целесообразнее начинать с их приобщения к истории и культуре родного края.
Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям, и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.
Исходя из того, что согласно ФГОС одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, наша деятельность осуществляется в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.
План мероприятий работы с детьми
Месяц |
Тема |
Цели |
сентябрь |
1. «Я и моё имя» |
Познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для человека; научить вежливо общаться друг к другу, используя ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться. |
2. «Моя семья» |
Формировать в сознании детей образ мира семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношения. |
|
3. «Герб и девиз моей семьи» |
Вовлечение родителей в педагогический процесс; стимулирование интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста. |
|
4. «Дружная семейка» Дидактическая игра |
Формировать знания детей о семье и членах семьи, том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. |
|
октябрь |
1.Мой любимый детский сад |
Продолжать знакомить детей с детским садом, как ближайшем социальном окружении ребёнка. Расширять представления о профессиях сотрудников детского сада. |
2.Кто заботится о нас в детском саду |
Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять им радость. |
|
3.Мои друзья в саду. Что такое дружба и доброта. |
Учить управлять своими чувствами и эмоциями. Способствовать развитию умения угадывать чувства и настроения другого человека |
|
4.Эксурсия по детскому саду |
Создать эмоциональное и положительное отношение к детскому саду в целом, и к людям, которые здесь работают, закрепить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада. |
|
ноябрь |
1.Наша страна — Россия |
Познакомить с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе. |
2.Москва — главный город нашей страны |
Создать у детей образ Москвы — столицы, главного города России; расширить кругозор детей сведениями о древней и современной Москве; воспитывать патриотические, гражданские чувства. |
|
3.Государственные праздники страны |
Закреплять и систематизировать знания детей о праздниках России: Развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа Обогащать словарь детей Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине. |
|
4.Открытый урок «Наш Флаг» |
Познакомить детей с государственным флагом России (цветовое решение, расположение полос). |
|
декабрь |
1. Праздники нашей страны |
Обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений, через приобщение дошкольников к истокам русского народа, его праздникам и традициям. |
2.Конституция РФ |
Познакомить детей с Конституцией РФ, некоторыми правами и обязанностями. Дать детям первоначальное представление о морали и праве, законах государства. Развивать познавательный интерес к своей стране и ее законам. Обогащать словарный запас, расширять кругозор. |
|
3.Конвенция о правах ребёнка |
Дать детям общее представление об их правах, учить рассуждать, делать выводы, развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. |
|
4.Новый год у ворот |
Дать первоначальное представление об обычаях и традициях разных народов, российских праздниках; познакомить с новогодними традициями России и других стран; подвести к выводу о том, что важно уметь приносить радость другим людям. |
|
январь |
1.Государственные символы России |
Развивать желание познавать новое — узнавать флаг, герб, его значение в жизни людей, страны. Воспитывать духовные и патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к флагу, гимну и гербу России, способствовать развитию грамматического строя речи, расширять кругозор, поддерживать интерес к истории страны. |
2.Герб РФ |
Познакомить с изображением Государственного герба РФ. Формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем. |
|
3.Гимн РФ |
Формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну; учить детей исполнять Гимн понимая смысл его слов; воспитывать у детей любовь к Родине; создавать атмосферу тепла и доброты. |
|
4.Флаг РФ |
Формировать основы патриотизма. Познакомится с символическим значением флага России, закрепить знания детей о значении цветов, изображённых на флаге. |
|
февраль |
1.Наша Армия |
Формировать представления детей о защитниках Родины, об армии, о родах войск, об особенностях военной службы; формировать у детей патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. |
2.Будущие защитники. Военно-спортивная игра. |
Формировать нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры; способствовать формированию морально-волевых качеств: выдержки, настойчивости и др. |
|
3.Дни боевой славы |
Формировать представление о российских воинах и празднике Дне защитника Отечества, воспитывать уважение к защитникам Отечества. |
|
4.Конкурс рисунков «Страницы ВОВ» |
Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к подвигам ветеранов Великой Отечественной Войны, уважения к старшему поколению; приобщение детей к истории родной страны; сохранение памяти о великом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной Войны. |
|
март |
1. «Волжский — город моей судьбы» |
Формирование у детей любви к родному городу и истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. |
2.Основание города Волжского |
Познакомить детей с основателями города Волжского; формировать умение выражать свои мысли, внимательно слушать воспитателя; воспитывать интерес к истории родного края |
|
3.Достопримечательности |
Познакомить детей с достопримечательностями родного края, учить узнавать их по фотографиям. |
|
4. Игра-путешествие «Масленица» |
Формировать у детей понятие о русских народных традициях и обычаях, о праздновании Масленицы; знакомить с русским народным фольклором; воспитывать и пробуждать интерес к истории и культуре России. |
|
апрель |
1.Обычаи и традиции русского народа |
Развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры; познакомить детей с историей и традициями на Руси. |
2.Русский народный костюм |
Приобщить детей к истории народной культуры; познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; познакомить детей с русской старинной обувью — «лапти»; дать понятие новым словам «кокошник», «картуз», «кафтан», «телогрея». |
|
3.Природа РФ |
Формировать представление о разнообразии природы нашей страны, показать красоту родной природы, воспитывать бережное отношение к ней. |
|
4.Животный мир России |
Знакомство детей с миром животных, обитающих на территории России. Развитие любознательности и познавательного интереса к жизни животных. Научить детей бережному отношению к животным. |
|
май |
1.Мир, труд, май |
Расширять и обогащать знания детей о весенних праздниках; воспитывать чувство интереса к истории, чувство патриотизма своей страны; формировать обобщенные представления о труде взрослых, о социальной значимости труда людей. |
Что такое героизм? |
Формировать представление о героизме; воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам, желание подражать им в ловкости, быстроте, смелости, быть похожими на них. |
|
3.День Победы |
Осуществлять патриотическое воспитание; воспитывать любовь к Родине; формирование представлений о Великой Отечественной Войне, героях войны; формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. |
|
4.Конкурс чтецов |
Знакомство детей с творчеством поэтов, развитие речи, тренировка детей в выразительном исполнении стихотворений. |
План мероприятий работы с родителями
Месяц |
Тема |
Цели |
сентябрь |
1.Консультация — беседа с родителями воспитанников на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей 5–6 лет» |
Раскрыть сущность и значение работы родителей и воспитателей по нравственно — патриотическому воспитанию детей. |
октябрь |
2.Поведение анкетирования по теме: «Воспитание патриотических чувств к родному краю» |
Способствовать воспитанию патриотизма у родителей и детей. |
ноябрь |
3.Изготовление буклета «Как воспитать нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» |
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, дому, детскому саду, родному городу. |
декабрь |
4.Круглый стол для родителей на тему: «Государственная символика России» |
Формировать уважительное отношение к государственным символам России. Воспитывать любовь и уважение к Родине, к ее истории и культуре. |
январь |
5.Построение генеалогического древа на тему: «Моя семья» |
Расширение представлений детей о семье и её истории. |
февраль |
6.Выставка рисунков на тему: «Наши защитники Родины» |
Расширение представлений о Российской армии |
март |
7.Семейное спортивное развлечение «Мама, папа и я спортивная семья» |
Способствовать приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни. |
апрель |
8.Организация и проведение фото-выставки на тему: «Достопримечательности родного края» |
Воспитывать любовь к родному городе, его достопримечательностям. |
май |
9.Выставка рисунков на тему: «Город, в котором я живу» |
Уточнить и закрепить знания детей о родном городе Волжском, о его достопримечательностях |
План мероприятий работы с педагогами.
Месяц |
Тема |
Цели |
сентябрь |
1.Семинар-практикум для педагогов на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» |
Повышение психолого-педагогической компетентности педагоговпо вопросам патриотического воспитания. |
октябрь |
2.Изготовление буклетов на тему: «Любовь к родному краю». |
Формирование представлений и систематизация знаний о Родном крае. |
ноябрь |
3.Дополнение материалов в патриотический уголок в каждой группе. |
Воспитание и формирование нравственной личности. Пополнение в группах предметно-развивающей среды по данному разделу. |
декабрь |
4.Смотр уголков по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста по группам. |
Активизация работы педагогов в области патриотического воспитания дошкольников. Пополнение в группах предметно-развивающей среды по данному разделу. |
январь |
5.Консультация для педагогов на тему: «Формы работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию» |
Закрепление и углубление исторических знаний у педагогов по курсу «Воспитываем патриота». |
февраль |
6.Показ презентации для педагогов на тему: «Февраль, февраль — солдатский месяц» |
Расширять представления у педагогов о Сталинградской битве, формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время. |
март |
7.Викторина для педагогов: «Великие люди великой страны» |
Формирование и закрепление знаний у педагогов о великих людях России, о героях, внесших большой вклад в историю и культуру нашей страны; способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников. |
апрель |
8.Консультация для педагогов по патриотическому воспитанию на тему «Волжский — город моей судьбы» |
Закреплять знания педагогов о родном городе. Расширить знания об историческом прошлом города. Воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к истории родного города. |
май |
9.Участие во всероссийской акции «Тепло из дома» творческая работа для педагогов, изготовление оберегов для солдат СВО. |
Поддержать мобилизованных и добровольцев, подарить им тепло и внимание. |