Любовь к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого — с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению — родным местам. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей. Отечественный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры [2].
Работа по патриотическому воспитанию в нашем детском саду ведется в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также используем региональную образовательную программу «Воспитание маленького волжанина» под редакцией Е. С. Евдокимовой.
«Те высокие нравственные, этические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», — говорил А. В. Запорожец [7].
Для формирования у детей интереса и любви к Родине, воспитания будущих патриотов мы в своей группе используем метод проектов. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом — в проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.
Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Проектная деятельность обеспечивает:
— развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта;
— открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Определили цель работы:
— Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность.
Поставили перед собой ряд задач:
— развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, детскому саду, городу, стране;
— формировать любовь к родной стране, станице; интерес к прошлому и настоящему;
— развивать бережное отношение к природе, культуре;
— создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов, бесед, прогулок.
В начале своей работы провели анкетирование родителей. Результаты опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей.
В дальнейшем разработали план движения к цели, провели родительские собрания: «Роль проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников», «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности». Показали значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга. Подготовили ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье». Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектной деятельности.
Для реализации поставленных задач создали предметно — развивающую среду:
— оборудовали центр «Моя Родина — Россия»;
— подобрали дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др.;
— совместно с родителями изготовили настольную игру «Знатоки родного края», лэпбук «Моя малая Родина»;
— оформили папки для рассматривания: «Моя семья», «Мой любимый город», «Достопримечательности города», «Волгоград — город герой», «Дети Сталинграда», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «Народные праздники».
— изготовили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» и др.
— приобрели методическую, художественную литературу, через которую пополнят свои знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
В ходе проектной деятельности используем разнообразные формы работы:
— Совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов (разучивание стихов, песен, частушек и т. д.) [5];
— Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми (занятия, беседы, экскурсии, целевые прогулки, развлечения);
— В самостоятельной деятельности детей (дидактические игры, сюжетно-ролевые, настольно-печатные) [5];
— В совместной деятельности с семьей (родительские собрания, консультации, выставки, конкурсы, маршрут выходного дня, праздники) [6].
Воспитание любви к Родине у детей младшего дошкольного возраста начинается с отношения к семье, к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке. Так, возник проект «Моя семья». Главной задачей стало стремление пробудить в растущем человеке любовь и уважение к членам своей семьи, родственникам и окружающим людям, а также — к родному краю, земле, дому, детскому саду.
Основным направлением была работа с альбомами и фотографиями по темам: «Вместе дружная семья», «Увлечения моей семьи», «Выходной день нашей семьи».
В ходе реализации проекта учитывались интересы, склонности, особенности каждого члена семьи, его понимания, права. Устраивались совместные с родителями праздники, спортивные развлечения и соревнования. На родительском собраниях родители делились опытом воспитания детей, традициями своей семьи.
С детьми среднего возраста регулярно проигрывали сюжеты русских народных сказок, потешек, которые способствовали формированию у детей положительных моральных качеств, умению оценивать поступки героев. Так был разработан проект «В гостях у сказки». Цель: формировать у детей нравственно-патриотическое воспитание посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям. На протяжении всего проекта у детей наблюдалось развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Совершенствовались звукопроизношения, выразительность и связная речь. Дети стали сплочённые, помогали друг другу, учились работать в группах.
Работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста послужила благодатной почвой для совершенствования действий в старших группах. В старшем дошкольном возрасте стояла задача познакомить детей с родословной семьи.
Проект «Лента времени» — вызвал особый интерес у всех поколений семьи, так как большинство из них не знали, как появилась их фамилия, а ведь каждая из них имеет свою историю [6].
Полученные знания дети отражали в сюжетно-ролевых играх, в продуктивных видах деятельности.
Беседы с детьми выявили, что у них не сформировано целостное представление о месте, где они родились и живут. Не достаточно знаний о том, чем знаменит наш город, в результате нет чувства привязанности и любви к нему.
Для решения данной задачи был разработан проект «Моя малая Родина».
Цель: расширить знания о месте проживания, дать представление о достопримечательностях города, познакомить с памятниками истории и культуры, воспитать любовь к родному краю, гордость за земляков.
В процессе работы были оформлены альбомы «Мой любимый город», «Путешествие по городу», проведены беседы, цикл НОД «Край мой родной», «Достопримечательности родного края», «Земляки-герои».
Составлены планы-схемы «Я иду в детский сад», на которых изображены улицы, отмечены их названия, дорожные знаки, которые встречаются на пути. Этому способствовала соответствующая подготовка: беседы, наблюдения, рассказ сотрудника ГАИ, квест по данной теме. Дети совместно с родителями подготовили рассказ об истории названия своей улицы.
Экологический проект «Волжская степь» был нацелен на расширение представлений о природе родного края. Итогом проекта стало оформление фотовыставки «Животные наши степи», «Степь глазами художников», выпуск информационного журнала «Интересные факты о степи. Подготовили мастер-класс для родителей и детей по изготовлению картины из шерсти «Тюльпаны».
В канун Нового года совместно с родителями был реализован проект «Я — горожанин». Он был направлен не только на развитие познавательного интереса, но и формирование межличностного общения у старших дошкольников.
В рамках проекта было проведено ряд мероприятий: конкурсы «Новогодняя игрушка», «Поделка своими руками»; мастер-класс «Ёлка»; театрализованное представление «Сказка за сказкой»», почта Деда Мороза, творческие игры.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества», поэтому необходимо знакомить детей с историей возникновения праздника. Рассказывая об истории Российской армии, о службе земляков на конкретных фактах из жизни старших членов семьи подвели дошкольников к пониманию того, что свою Родину необходимо любить, беречь и защищать. Воспитанникам надолго запомнился проект «Февраль солдатский месяц». Были проведены: тематическое занятие «2 Февраля. Сталинградская битва» и совместный с родителями праздник «День Защитника Отечества».
Групповой, краткосрочный проект «Широкая Масленица» познакомил детей с обычаями и традициями русского народа.
Патриотическое воспитание старших дошкольников подразумевает знание государственной символики страны, поэтому был разработан проект «Моя родина — Россия», который включил изучение геральдики и символов РФ.
Цель проекта: привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своей стране, прививать интерес к ее истории. На заключительном этапе было проведено итоговое интегрированное занятие «День народного единства», развлечение «День народного единства», организована выставка детского творчества: «Наша Родина-Россия».
В ходе обобщения и распространения своего опыта работы для педагогов ДОУ подготовили консультации «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Растим патриотов», «Особенности патриотического воспитания на современном этапе», «Воспитание любви к родному городу в детском саду и дома», разработали памятки по патриотическому воспитанию дошкольников.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта: педагога, воспитанников, родителей.
Мы надеемся, что такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь.
Литература:
- Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. — М.: УЦ Перспектива, 2011. — 296 с.
- Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н. Ф. Андреева// Управление ДОУ. — 2005. — № 1. — С.16–24.
- Воронова Е. Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. пособие. — М.: Гардарики, 2016. — 153 с.
- Ермакова Т. В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников // Методист. — 2014. — № 3. — С. 66–68.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2017. — 306 с.
- Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»
- Запорожец А. В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника» «Просвещение», 1989.
- Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н. Ф. Андреева// Управление ДОУ. — 2005. — № 1. — С.16–24.