В статье рассмотрены особенности патриотического воспитания детей дошкольного возрастав МДОУ д/с № 111 (г. Волжский, Волгоградская обл.), основные направления работы по данной теме, организованные в детском саду.
Автор делает акцент на то, что в процессе патриотического воспитания решаются задачи не только нравственной направленности, но и задачи формирования толерантности, уважения к обычаям своего народа, других народов, которые проживают на территории нашей страны.
Данные задачи должны находить свое решение не только в условиях детского сада, но и в условиях семьи, с которой организуется тесное сотрудничество дошкольногоучреждения.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольное образовательное учреждение, дети дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание — это систематическая, последовательная и целенаправленная деятельность образовательных организаций и общественных объединений, выполняющих деятельность по формированию физического и духовного развития личности, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма.
Главным вектором в патриотическом воспитании детей является ориентировка на общество, социум, поведение окружающих людей. Дети подражательны, да и без того все мы учимся друг у друга, выбирая себе те или иные формы и степень подражания, выбирая те стороны каждой личности, качества, черты характера, привычки, которые нам импонируют.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения направлено, прежде всего, на формирование и развитие нравственной личности, владеющей качествами гражданина-патриота своего Отечества и способной благополучно выполнять гражданские обязанности. Поэтому роль патриотического воспитания детей крайне важна, что позже определяет личность человека, степень его самосознания, способностей, социального потенциала.
Патриотическое развитие дошкольников в дошкольном образовательном учреждении реализуется по следующим направлениям:
- Методическое сопровождение.
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
Педагогическая работа с воспитанниками осуществляется в различных видах деятельности, как в режимные моменты, так и в свободное время.
Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста педагоги используют различные методы и средства.
В нашем саду реализуется региональная программа «Воспитание маленького Волжанина» Е. С. Евдокимовой. Приоритет Программы — воспитание Благородного Гражданина, активно познающего природу, историю родного края — Нижнего Поволжья, его традиционную и современную культуру, искусство; развитие созидательной направленности растущей личности, неприемлемой разрушительное отношение к природному и культурному наследию.
Цели программы «Воспитание маленького Волжанина» реализуются в разнообразных видах и формах совместной с воспитывающими взрослыми деятельности, а также детской деятельности в семье и детском саду: коммуникативной, игровой, познавательно-исследовательской, музыкальной, художественно-эстетической, трудовой.
Педагоги детского сада активно организуют экскурсии выходного дня с детьми и их родителями в музеи города, на выставки.
Организация спортивных праздников с папами так же актуальна для патриотического воспитания детей. Участие пап в празднике является примером для детей. В процессе проведения спортивных праздников у детей развивается любовь и уважение к Родине и своему городу, а действия и поступки пап являются примером для подражания. Так же наблюдается формирование сплоченности семьи и детского коллектива.
Данный вид деятельности очень интересен для воспитанников и их родителей, несет в себе педагогическую направленность.
В соответствии с планированием образовательной и воспитательной деятельности воспитатели проводят беседы с детьми о героях былин и героях Великой Отечественной Войны. Для проведения бесед приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, они рассказывают о своих подвигах и жизни во время войны. Беседы о героях былин сопровождаются показом мультфильмов, презентаций по теме.
В детском саду проводятся занятия по ознакомлению с окружающим миром и занятия по художественно-эстетическому развитию детей на темы: «Народная игрушка», «Народные промыслы». Организуются выставки рисунков и поделок детей, чтение художественной литературы.
В МДОУ д/с № 111 ведется целенаправленная педагогическая работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, а также активное взаимодействие с родителями воспитанников по данному направлению.