Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…
В. А. Сухомлинский
Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании и развитии детей раннего дошкольного возраста. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются мультфильмами и другими многочисленными теле- и видеоматериалами. Это аргументируется тем, что маленькие дети не должны отвлекать родителей (и других взрослых) от их неотложных и сложных дел и занятий. В действительности же младший дошкольный возраст — это возраст обучения, словообращения, общения, возраст слушания сказки.
На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с жизнью прошлого, с миром книжек, знакомством с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается национальное культурное наследие, культура человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В народной сказке сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к народной культуре, к мудрому национальному опыту, к родному языку.
Сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству — умению сопереживать и понимать другого человека. Сказка закладывает основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение, сказки созданы многими поколениями людей, а значит, вобрали в себя народную мудрость, которая складывалась в веках.
Слушая сказку, ребенок учится ценить доброту и справедливость, начинает считать прекрасными проявления этих качеств теми или иными героями, и в то же время убеждается в том, что ложь, предательство, несправедливость — понятия отрицательные, а герои, которые лгут или предают друзей, вызывают у ребенка негативную реакцию.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Духовная мудрость, накопленная народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. В этом — бессмертие человечества.
Не секрет, что дети, следя за развитием событий в сказке, отождествляют себя с тем или иным из героев этого произведения. Таким образом, они учатся вставать на сторону добра и справедливости, стараются быть похожими на любимых героев, подражая их поступкам и перенимая те нормы морали, следование которым заложено в образах героев. Очевидно, что результатом этого процесса станет принятие ребенком новых нравственных принципов и законов морали.
Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений, и с окружающим миром в целом.
Роль сказок в воспитании детей дошкольного возраста велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Во-вторых, сказки развивают правильную речь, учат отличать черное от белого, доброе от злого.
Рассказывая ребенку сказку, мы тем самым развиваем его внутренний мир. И чем раньше ребенок услышит сказку, тем быстрее и раньше он начнет говорить, начнет правильно выражаться.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка младшего дошкольного возраста буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у детей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
В своей работе мы используем следующие методы и приемы по ознакомлению детей со сказкой:
— Чтение сказки . Читать малышам сказки раннего возраста нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы ребенок мог ясно представить себе всех героев сказки.
— Рассказывание сказки. При рассказывании можно сокращать текст, включать пояснения. Рассказывая сказку с выражением, с подчеркнутыми интонациями, интересно, давайте ребенку прочувствовать, что это другой мир, это сказка. Говорить, читать надо с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки. Главная задача взрослого в этот период раннего детства — заинтересовать ребенка сказкой, заинтересовать книгой и сформировать у него любовь к чтению. При рассказе, чтении сказки обязательно жестикулируйте, гримасничайте и показывайте весь необходимый спектр эмоций вместе с героями сказки — это очень важно для ребенка.
— Беседа по сказке, обсуждение . В беседе по сказкам необходимо обращать внимание детей на отношения героев, на их поступки. Очень важно побуждать детей проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, оценить — хорошо, плохо.
— Использование иллюстраций, игрушек . При чтении сказок надо обращать внимание ребенка на иллюстрации в книге, на внешность героев той или иной сказки. В раннем дошкольном возрасте книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для детей. Необходимо выбирать яркие, красочные книжки с большим количеством иллюстраций и плотными страницами, для того, чтобы ребенок не мог их разорвать. Множество картинок легко воспринимаются ребенком в этом возрасте, пополняя его словарный запас.
— Игры-инсценировки. Одной из форм активного восприятия сказки является инсценирование. В нем ребенок выполняет роль сказочного персонажа. При инсценировании воспитатель читает текст, а дети выполняют действия. Говорящие дети повторяют слова за воспитателем. Перед инсценировкой следует дать детям возможность рассмотреть будущих «артистов» — игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем дети больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» и т. д.
— Дидактические игры . Например, «Отгадай из какой сказки», «Продолжи сказку», «Расскажи сказку» и другие.
— Игры-потешки и физкультминутки по русским сказкам.
— Подвижные игры. Например, «Волк семеро козлят», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы».
В ознакомлении со сказкой активно используется продуктивная деятельность. Работа с художественным словом предполагает ответную реакцию от детей в виде рисунка, лепки, аппликации по окончании сказки, так как дает возможность выразить свои эмоции в творчестве (лепка элементов сказки (посуда для героя сказки), построение нового дома для зверей, раскрашивание иллюстраций к сказкам и т. д.)
Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова — простыми и понятными.
Детям от 2–3 лет хорошо подойдут простые народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений (например, «тянут — потянут»; «бил, бил — не разбил»; «катится колобок, катится» и т. п.). Ребенку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы.
Лучше всего, чтобы главными героями сказок для детей раннего возраста были знакомые ребенку животные, узнаваемые дети или взрослые. Сказка формирует основы поведения, общения, развивает воображение и творческий потенциал.
Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимает сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом станет игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать новый финал любимой сказки. Здесь следует обратить внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам.
Но самая главная мораль — что есть зло, а что добро. В народных сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо.
Таким образом, сказки отражают жизнь народа, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества.
Сказки — это своего рода «воспитательная система» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева) , которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание и т. д. Сказки формируют у ребёнка позицию бережного отношения к окружающему миру; прививают любовь к своей истории, Родине; помогает ему в овладении навыков взаимоотношения с миром. В сказках ребёнок усваивает общечеловеческие ценности, морально — нравственные ценности культуры, они учат его труду, формируют активную жизненную позицию. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учиться жить ней.
Литература:
- Киракосян, К. Э. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей / К. Э. Киракосян, Т. М. Савенко. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). -Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 115–118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6864/ (дата обращения: 25.11.2022).
- Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / [Л. В. Филиппова и др.]; Науч. ред. М. М. Безруких. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 287 с. — (Здоровьесберегающая педагогика). — ISBN 5–691–00612–6.
- Практикум по сказкотерапии. / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.:ООО «Речь»., 2000. — 310 с. — ISBN 5–9268–0022–6.
- Шевченко, Л. В. Сказка в жизни ребёнка / Л. В. Шевченко.- Текст: электронный// nsportal.ru — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/17/doklad-k-pedsovetu-skazka-v-zhizni-rebyonka (дата обращения: 25.11.2022).