В данной статье поднимается проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к школьному обучению, рассматриваются различные взгляды на проблему взаимодействия дошкольной организации и школы в подготовке дошкольников к школьному обучению, выделяются актуальные проблемы.
Ключевые слова: подготовка дошкольников к школьному обучению, взаимодействие, педагог, образовательный комплекс.
В условиях трансформации системы образования и включения дошкольной ступени в систему общего образования, а также в связи с объединением школ и дошкольных образовательных учреждений в единые образовательные комплексы, актуализировалась проблема преемственности дошкольного и начального общего образования.
Обеспечение преемственности между начальной и дошкольной ступенью невозможно без организации педагогически эффективного и грамотного взаимодействия школы и дошкольной образовательной организации, переосмысления задач, содержания и средств такого взаимодействия в контексте актуальных трансформаций, происходящих в общественной жизни и в развитии детей.
Проблема взаимодействия дошкольной организации и школы получила научное рассмотрение в трудах Л. П. Анисимовой, И. И. Гончаровой, Л. В. Гражданкиной, Н. И. Гуцаевой, С. Н. Дмитриевой, Т. А. Ерахтиной, И. Р. Наковой, В. Я. Лыковой, Г. К. Соколовой, Т. Н. Соляковой, Е. И. Суховой и других исследователей.
В исследованиях взаимодействие дошкольной организации и школы понимается, как:
— педагогический процесс обеспечения закономерной связи между этапами развития ребенка и организационно-педагогическими, психолого-педагогическими условиями его развития и саморазвития на этапе перехода из дошкольной образовательной организации в школу; [1]
— взаимосвязь между этапами развития личности; реализация основных направлений через продуктивную педагогическую технологию, обеспечивающую оптимальный уровень физического, когнитивного, речевого, социально-эмоционального, творческого развития на этапах дошкольного и младшего школьного возраста; [2]
— расширение и углубление функций воспитателей и учителей начальных школ, осуществляющих подготовку детей к учебной деятельности и ее развитие как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте; приобщение к элементам учебной деятельности в дошкольном и развитие полноценной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; [3]
— единый процесс, который включает в себя совместное исследование педагогами начальной школы и дошкольной организации уровня сформированности основных знаний ребенка старшего дошкольного возраста, организацию обучения первоклассников по адаптационно-развивающим программам и психолого-педагогическое сопровождение этого процесса.
Таким образом под взаимодействием дошкольной организации и школы понимается единый процесс обеспечения закономерной связи между этапами развития ребенка, который выражается в сохранении и постепенном изменении форм, содержания, методов и технологий обучения и воспитания. Основными задачами взаимодействия дошкольной организации и школы являются: выработка единых подходов к определению целей, задач, содержания, а также путей достижения намеченных результатов; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса — учителей, воспитателей и детей.
В научных исследованиях рассмотрены различные подходы к обеспечению взаимодействия дошкольной организации и школы. Большинством исследователей признается важность решения комплекса задач для обеспечения эффективного взаимодействия. Это:
— согласование целей взаимодействия на дошкольном и начальном школьном уровнях образования с учетом общей системы планирования;
— интеграция педагогической деятельности учителей и воспитателей на основе их целенаправленного сотрудничества;
— общение и сотрудничество школьников и дошкольников в разновозрастных коллективах, создание условий заботы друг о друге, взаимной ответственности, что дисциплинирует и социализирует каждого члена коллектива;
— положительный социально-психологический климат в коллективе учебно-образовательного комплекса;
— общее образовательное пространство для всех детей, обеспечивающее рациональное использование предметной среды в комплексе, удовлетворяющей потребности детей всех возрастов в разнообразных видах деятельности.
Проведенный нами анализ состояния проблемы взаимодействия дошкольной организации и начальной школы в условиях образовательного комплекса свидетельствует о том, что учителя начальной школы и воспитатели дошкольных организаций признают значение взаимодействия в вопросах подготовки дошкольников к школьному обучению. Однако, как свидетельствуют результаты диагностики они по-разному трактуют содержание понятия «готовность к школьному обучению». Большинство воспитателей дошкольных организаций понимают школьную готовность как комплексное понятие, которое включает в себя разные аспекты: социально-личностную, физическую, психологическую. Учителя начальной школы в большей степени ориентированы на развитие у детей навыков специальной готовности (интеллектуальное развитие, умение читать, писать и считать). Таким образом, мы можем заключить, что в работе дошкольной организации и школы нет единства в понимании конечных целей взаимодействия по подготовке дошкольников к обучению в школе. Воспитатели дошкольных образовательных организаций в большей степени ориентированы на формирование у детей общей готовности к школе (физическая, социально-личностная, психологическая), учителя начальной школы ориентированы на приоритет специальной готовности к обучению (формирование у детей начальных навыков чтения, письма, счета).
Несмотря на то, что большинство воспитателей дошкольных организаций и учителей начальной школы удовлетворены качеством взаимодействия в вопросах подготовки дошкольников к обучению, проведенный анализ свидетельствует о том, что как правило оно ограничивается двумя-тремя формами работы (посещение учителями занятий подготовительной группы дошкольной организации, совместные педагогические советы, открытые занятия).
Нам представляется, что качество взаимодействия дошкольной организации и школы может быть оптимизированно, если будет проведена работа по повышению педагогической компетентности педагогов дошкольных организаций и учителей начальной школы, выработка единых подходов к пониманию конечных целей такого взаимодействия, а также внедрение новых интересных технологий взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к обучению, в том числе дистанционных.
Решить проблему взаимодействия можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Данная линия призвана обеспечить постепенное и эффективное развитие ребёнка. Именно такое понимание взаимодействия позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» — так писал В. А. Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.
Литература:
- Гончарова И. И. Формирование профессиональной готовности педагога к обеспечению преемственности дошкольного и начального образования, 2004
- Гражданкина Л. В. Продуктивная технология обеспечения преемственности в образовательном комплексе «Начальная школа — детский сад», 2008
- Накова И. Р. Оптимизация преемственности при подготовке к обучению в условиях комплекса «детский сад-школа», 2000
- Пономарева Е. В. Взаимодействие школы, семьи и дошкольной организации в подготовке ребенка к обучению в школе / Е. В. Пономарева//Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — 2019. — № 3.
- Шахманова А. Ш., Пономарева Е. В. Взаимодействие дошкольной организации, семьи и школы как условие повышения качества подготовки детей к обучению в школе. Начальное образование. 2021. № 1.