В рамках данной статьи рассмотрены основные национальные проекты, реализуемые в России и в Орловской области на сегодняшний день, раскрыто их влияние на развитие региона и обозначены основные проблемы их реализации.
Ключевые слова: национальный проект, Орловская область, реализация.
Государственная проектная деятельность в России является относительно молодой. Вот уже несколько лет в прессе и на федеральных каналах средств массовой информации активно обсуждаются национальные проекты, реализуемые в рамках исполнения указа Президента РФ от 07.05.2018 года, направленные на решение различных социальных и экономических проблем. Всего на текущий момент времени реализуется 12 национальных проектов.
Следует отметить, что данные национальные проекты являются не первой попыткой правительства внедрения специальных программ для поддержания наиболее проблемных направлений, как в социальной, так и экономической сферах.
Так первые федеральные программы были разработаны еще в 1996 году и имели узкоспециализированную направленность. Наибольшее распространение федеральные целевые программы получили в 2002 году, когда было разработано 6 целевых программ, среди которых можно выделить «Электронная Россия», «Жилище» и «Социальное развитие села до 2013 года» и др. В 2010 году ранее созданные федеральные целевые программы, в связи со сложностями достижения ключевых значений, были преобразованы в приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование» и «Жилье».
С 2019 года в РФ реализуются национальные проекты по 3 направлениям, основанным на национальных целях развития государства (рис. 1).
Рис. 1. Структура национальных проектов России
Ключевой целью национальных проектов является внесение структурных изменений в экономику и социальную среду, в результате которых сформируются условия для устойчивого развития государства в стратегической перспективе [1].
В рамках национальных проектов реализуется большое количество как социальных, так и инфраструктурных проектов, играющих важное значение для комплексного развития экономики [2].
Аналогичная тенденция прослеживается и в программах, реализуемых в рамках национальных проектов в Орловской области. В целом в Орловской области реализуются программы по каждой группе национальных проектов. Однако анализируя структуру объемов финансирования по национальным проектам в федеральном и региональном аспекте можно отметить определенные различия.
Наибольший объем финансирования в Орловской области предусматривается по проекту «Демография» — 35,13 млрд. руб., за счет которых осуществляется не только поддержка семей с детьми, но и проводится работа с пожилыми людьми в рамках программы «Старшее поколение», финансируется деятельность мобильных бригад, а так же проводится работа по формированию кадрового резерва в регионе.
В тройку лидеров по объемам финансирования так же попали национальный проект «Безопасные и качественные дороги» — 23,59 млрд. руб., и «Здравоохранение» — 12,51 млрд. руб. Меньше всего средств для реализации национальных проектов предусмотрено по таким проектам как «Производительность труда» — 0,2 млрд. руб., «Цифровая экономика» — 1,1 млрд. руб., «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — 1,5 млрд. руб.
При этом роль их для развития региона достаточно велика, поскольку создаются условия для привлечения бизнеса в регион, а это в свою очередь позволит создать дополнительные рабочие места и обеспечит рост доходов бюджета. Объем финансирования по проекту «Экология», так же не велик — всего 2,63 млрд. руб.
Несмотря на все положительные эффекты, которые несет реализация национальных проектов, необходимо говорить и о проблемах связанных с их реализацией. Так одной из ключевых проблем возникающей в процессе реализации национальных проектов являются бюрократические процессы, которые не позволяют оперативно осваивать финансовые средства, выделяемые в рамках программ.
Такие проблемы возникают при реализации новых проектов, а исполняются, как правило, расходы по тем проектам, которые ранее финансировались из федерального бюджета.
Кроме того, существует тенденция замещения расходов федерального бюджета, расходами национальных проектов (материнский капитал и федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» в рамках национального проекта «Демография»), и не всегда отследить это имеются возможности в связи с непрозрачной структурой расходования средств.
В целом же можно сказать, что на сегодняшний день национальные проекты, стали определенной «палочкой-выручалочкой», позволяющей решить проблемы, на которые десятилетиями не хватало ни времени, ни финансовых ресурсов.
Однако накопленные финансовые ресурсы, даже в условиях постпандемийиных реалий и позволяют реализовывать все национальные проекты, а привлечение частного бизнеса позволяет существенно расширить возможности по их реализации. Что в свою очередь позволило премьер-министру М. Мишустину о возможности продления сроков реализации национальных проектов до 2030 года.
Кроме того, постоянная корректировка указов и законов связанные с национальными проектами свидетельствует о заинтересованности президента и правительства в их успешной реализации, что в свою очередь позволит вывести экономику России на существенно новый уровень развития.
Литература:
1 Ажлуни А. М., Борзова Д. А. Национальные проекты России и их финансирование // Регион: системы, экономика и управление. 2019. № 2 (45). С.130–133
2 Вдовин И. А. Венглинский Д. Р. Проблема привлечения внебюджетных инвестиций в национальные проекты // Бизнес. Общество. Власть. 2020. № 2–3 (36–37). С. 74–86